Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество16 ноября 2023 22:00

ОСАГО: Полис стал доступнее, а его стоимость - справедливее

Читатели «Комсомолки» поддержали изменения в системе автомобильного страхования

«Комсомольская правда» вместе с Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) провели опрос читателей, чтобы выяснить, удобно ли им пользоваться страховкой ОСАГО. Ведь за последние годы в этой сфере произошли большие изменения.

ОФОРМЛЕНИЕ ОСАГО ВЫЗЫВАЕТ ВСЕ МЕНЬШЕ СЛОЖНОСТЕЙ

Прежде всего спасибо за активность и неравнодушие. На вопросы нашей анкеты ответили 784 человека. Основная масса - взрослые, ответственные люди, водители с большим стажем. Более 70% участников опроса перешагнули 50-летний рубеж, а у 74% стаж вождения составил свыше 15 лет. Традиционно на автомобильные темы с большей готовностью отвечали мужчины, их доля составила 78,83% отвечавших.

Опрос показал, что оформление ОСАГО вызывает все меньше сложностей. Если в прошлом году более 70% участников опроса заявили, что не сталкивались с какими-либо сложностями на этом пути, то в этом году этот показатель составил уже 82,86% респондентов.

Одна из главных тем последних лет - индивидуализация тарифов ОСАГО. Действует принцип: «плати, как водишь» - то есть водители, которые чаще попадают в ДТП, платят больше, чем аккуратные. Свыше 80% участников опроса относятся к такой системе положительно, не хотят доплачивать за других водителей.

В опросе участвовали и водители такси - так вот, 74% из них тоже положительно оценивают индивидуализацию ОСАГО. Это очень важный показатель, потому что именно таксисты чаще попадают в ДТП - по данным РСА, только 12% из них водят безаварийно. Так что уж если они считают эту систему справедливой, то, значит, так и есть. Отрицательно к принципу индивидуализации ответственности относятся только 5% отвечавших.

В апреле прошлого года начала действовать система перестраховочного пула. Это сделало полисы доступнее для высокоаварийных водителей, в том числе для водителей такси. Раньше страховые компании нередко были вынуждены им отказывать.

- Перестраховочный пул - это инструмент для страховых компаний, - пояснил руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор движения «Синие ведерки», член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. - Основной его смысл в том, что у страховых компаний есть клиенты, которые значительно чаще других попадают в аварии - например, таксисты. Они порой разорительны для страховой компании. Но по закону она обязана продать полис и такому водителю. Перестраховочный пул, который образуют страховые компании, поможет выровнять убытки, чтобы они не ложились на плечи какой-то одной компании.

В результате страховщики уже без былой опаски выдают полисы таксистам и владельцам каршеринга. Это подтвердил и наш опрос. Почти 20% его участников сказали, что купить полис стало проще. Стоит отметить, что непосредственно для автомобилиста нет никаких различий, передадут его договор ОСАГО в перестраховочный пул или нет. И в плане покупки, и в плане урегулирования убытков не будет отличий. Более того, сам автовладелец даже никогда не узнает, передан ли его договор в пул - для него это происходит незаметно. Вероятно, этим можно объяснить то, что больше половины водителей не знают о запуске перестраховочного пула или знают, но без подробностей.

ДЛЯ АККУРАТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ СТОИМОСТЬ ПОЛИСА ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ

Покупка полиса ОСАГО не вызывает сложностей и нареканий. Примечательно, что на общем фоне роста цен на автомобили, на запчасти и расходники, что привело к росту выплат по страховым случаям, стоимость полиса практически не изменилась, особенно для аккуратных водителей. Поэтому подавляющее большинство наших читателей ответили, что «изменений не заметили».

- В первом квартале 2023 года средняя выплата по ОСАГО составляла 82 803 рубля, а по итогам третьего - уже 93 435 рублей, - рассказали в РСА. - При этом конкуренция между страховыми компаниями за безубыточных клиентов существенно ограничивает рост тарифов по ОСАГО. В третьем квартале 2023 года 34% автовладельцев имели максимально возможную скидку по ОСАГО за безаварийную езду - в размере 54%. В целом же различные скидки от 9% до 54% в третьем квартале 2023 года получили 93% всех автовладельцев (годом ранее - 92,6%).

Но есть еще один не до конца освоенный российскими автолюбителями канал снижения стоимости полиса.

- Как мы выяснили из опросов, примерно треть тех, кто говорит, что у них подорожал полис, оформляют их в бумажном виде через страховых агентов. - говорит Шкуматов. - Но есть более рациональный путь. Забить в интернете в строке поиска «купить полис ОСАГО», попасть на соответствующий сайт-маркетплейс, ввести свои данные и данные автомобиля, и маркетплейс выдаст все варианты страхования. Остается только выбрать самый доступный. Разбег цен внушительный: самый доступный дешевле самого дорогого порой в два раза.

Через интернет открываются и многие другие возможности, облегчающие водителю жизнь.

- Например, если человек не согласен с размером выплат по страховому случаю, он может обратиться онлайн к финансовому омбудсмену, - пояснил Шкуматов. - Мы отслеживаем количество обращений - в последние годы их стало в разы меньше.

ГОСУСЛУГИ ВМЕСТО ПАПКИ С БУМАГАМИ: СТАЛО УДОБНЕЕ

Однако опрос показал, что многие автолюбители хоть и поддерживают цифровизацию страховых услуг - то есть возможность решить многие вопросы без бумажек и ходьбы по инстанциям, а через интернет с домашнего или рабочего компьютера, пользуются этими возможностями не так активно, как могли бы.

- Об этом мало кто знает, но аварию можно оформить через «Госуслуги» с помощью мобильного приложения, сделав несколько фотографий, это очень быстро, современно, не надо заполнять бланки европротоколов, которые раздражали водителей своей громоздкостью и огромным количеством пунктов, - говорит Шкуматов. - А сейчас нажал пару кнопок на смартфоне - и все оформлено. Практически в тот же день может быть выплачена компенсация на банковскую карту. Это круто. И я думаю, в ближайшее время такой способ оформления аварии станет одним из основных.

Действительно, опрос показал, что о том, что теперь на «Госуслугах» доступно электронное урегулирование ОСАГО по Европротоколу (без визита в страховую компанию), знают только около 40% ответивших. При этом в целом к цифровизации процессов, связанных с обязательной «автогражданкой», отрицательно относятся только 10%. Очень большая прослойка (46%) относятся к этим возможностям нейтрально или затрудняются ответить. Значит, люди просто не знают о своих возросших благодаря цифровизации возможностях.

- В целом уровень одобрения ОСАГО, по нашим данным, составляет 90%, и опрос «Комсомолки» тоже показывает близкие цифры, - говорит Шкуматов. - Люди отмечают не только то, что стоимость полиса стала более объективной и упростилось оформление как самих полисов, так и страховых случаев. Но и то, что положительные сдвиги произошли и в качестве ремонта.