Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-10°
Boom metrics
Общество21 ноября 2023 5:00

Эксперты раскритиковали законопроект о локализации автомобилей для такси в России

Представители отрасли опасаются, что стоимость поездок снова может вырасти
Источник:kp.ru

Фото: Shutterstock

НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ДЕФИЦИТ МАШИН

В Совете Федерации 20 ноября прошли парламентские слушания о мерах поддержки отечественного автопрома. Одной из обсуждаемых мер поддержки сбыта российских машин стала идея ввести требование к уровню локализации автомобилей для такси. Сейчас законопроект о принудительной локализации внесен на рассмотрение в Госдуму и готовится к первому чтению. Эксперты таксомоторного рынка и представители бизнес-объединений раскритиковали данную инициативу. Они считают, что принудительная локализация усилит дефицит автомобилей, который отрасль только начала преодолевать в этом году. Как следствие, новое ограничение спровоцирует новую волну удорожания поездок.

Напомним, проект закона предполагает, что регионы смогут самостоятельно устанавливать требования к уровню локализации машин для такси. Определяться он будет в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций на территории России. При этом, согласно документу, минимальный порог локализации автомобилей такси будет устанавливать Правительство. По мнению авторов идеи локализации, она должна поддержать спрос на отечественный автопром. Однако участники отрасли такси опасаются, что инициатива вызовет обратный эффект и приведет лишь к сокращению рынка сбыта российских моделей.

Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова отмечает, что высокие цены уже привели к снижению закупок новых машин.

– В последний год таксопарки вынужденно откладывают решение об обновлении парка. Ведь автомобили существенно подорожали. Другая проблема – не все отечественные модели отвечают запросу отрасли по своим техническим характеристикам. К примеру, российский автопром в эконом-сегменте пока предлагает в основном автомобили с механической коробкой передач. Таксопарки не могут покупать только такие автомобили: ими сложнее управлять и спрос водителей на такие модели ограничен. Паркам невыгодно приобретать такие машины, они просто не могут их окупить.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО СОКРАТИЛОСЬ

Эксперты также опасаются, что, при текущих мощностях, отечественные производители в ближайшее время не смогут обеспечить отрасль необходимым количеством машин. По данным Росстата, в России в первом полугодии 2023 года выпуск легковых автомобилей снизился на 30% в годовом выражении. Участники рынка отмечают: локальная промышленность находится в процессе адаптации к новым условиям, местные производства переносятся на новые площадки, меняются логистические цепочки поставок автокомпонентов. Поэтому сейчас сроки поставок нередко затягиваются, производители не могут обеспечить должные обещанные объемы, производят много некомплектов из-за отсутствия нужных компонентов, поэтому заместить все источники поставок собой пока не могут. Так, недавно «АвтоВАЗ» был вынужден скорректировать производственный план на 2023 год с ранее утвержденных 401,6 тыс. до 370 тыс. автомобилей.

По словам одного из инициаторов проекта закона Андрея Кутепова, недавно вступивший в силу закон о такси нуждается в норме, которая обеспечит баланс между потребностью отрасли в обновлении таксопарка, и необходимостью поддержки и развития отечественной промышленности как одного из ключевых секторов экономики. Однако представители отрасли не согласны, что подобные нововведения будут эффективны.

– Парки такси исторически состоят из локализованных в России автомобилей, их доля около 80% от всех автомобилей в отрасли. Около половины новых автомобилей, приобретенных партнерами в этом году – отечественные, и их доля в притоке новых машин продолжает расти, – отметил во время дискуссии представитель «Яндекс.Такси». – Рынок спроса автомобилей сейчас сталкивается с постоянным ростом цен, возникает нехватка машин. Особенно явно проявляется нехватка среди автомобилей эконом-класса в связи с значительным ростом их стоимости. В таких условиях опасно вводить квотирование и требования к локализации. Наоборот, стоит поощрять приобретение новых автомобилей и стимулировать спрос, а дополнительные требования по локализации серьезно осложнят работу таксопарков и могут спровоцировать новую волну дефицита автомобилей.

ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ВСЕХ СТОРОН

Директор Департамента транспорта Аппарата Правительства РФ Анатолий Мещеряков в своем выступлении отметил, что отечественных производителей поддерживать надо, но при обсуждении мер поддержки важно учитывать интересы всех участников рынка перевозок, не только производителей.

– Нельзя рассматривать такие вопросы в отрыве от потребителей автомобилей, прежде всего в коммерческом сегменте. Когда мы рассматриваем меры поддержки автомобилестроения, надо внимательно относиться к тем, кто предоставляет транспортные услуги. Потому что, без сомнения, такой фактор, как экономика перевозки, мы не обойдем. Если мы не будем смотреть на экономику перевозки, то завтра мы увидим все это в конечной стоимости продукта. Отметил бы также вопрос достаточности производства для удовлетворения потребностей наших транспортников. В настоящее время, к сожалению, по целому ряду продукции есть недостаток предложения на рынке. В конечном итоге это приведет к увеличению цены. И еще, нужно внимательно относиться к цене автомобильной продукции, она напрямую влияет на конечного потребителя и стоимость транспортных услуг.