Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
25 марта 2024 13:25

Бросили скучный офис ради мороженого: Две подруги завоевывают мировые рынки уникальным лакомством

Свое дело девушки открыли несколько лет назад, устав от рутинной работы, и быстро добились успеха

Купив несколько лет назад убыточный цех по производству мороженого, две бывшие офисные сотрудницы создали в Подмосковье прибыльное предприятие, на котором производят 8,5 тонн лакомства в сутки, а их продукция помимо России, уходит во Вьетнам, Белоруссию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Китай.

… Ирина и Екатерина улыбаются, когда еще раз пересматривают ответ Владимира Путина на просьбу, которую одна из них озвучила в начале марта на встрече Президента с представителями АПК: «Обязательно поговорю с коллегами, я понимаю, о чем вы говорите. Конечно, правительство старается поддержать тех, кто солидно выглядит, кто добивается решения масштабных задач. Но небольшие производители, когда они все вместе, тоже представляют из себя большую ценность и вносят огромный вклад в решение продовольственных вопросов, это совершенно очевидно. Обязательно поговорю, обещаю вам!»

На их заводе, что расположился неподалеку от подмосковного Солнечногорска, работа не останавливается ни на минуту. Подъезжающие автоцистерны сгружают молоко от проверенных фермерских хозяйств, которое скоро начнет преображаться в мороженое. Вот здесь оно пастеризуется, здесь добавляются ингредиенты, там отстаивается, чтобы белок как следует «раскрылся», а масса стала однородной, после чего подается на фризеры, откуда идет на фасовку, а потом уже в морозильные камеры. В соседнем цехе в это время обходятся и вовсе без молока, одни емкости загружаются манговым пюре, другие кокосовым и рисовым молоком — из всего этого через несколько часов получится протеиновое и безлактозное мороженое. Объемы немаленькие - в сутки здесь производится 8,5 тонн лакомства, а через какое-то время будет еще больше — подруги-компаньоны Екатерина Кудряшова и Ирина Гармаева замахнулись на строительство нового завода. А ведь еще несколько лет назад здесь было голое поле, а в жизни подружек все было совсем по-другому.

Команда "АйсКро" на выставке.

Команда "АйсКро" на выставке.

ПОБЕГ ОТ ОФИСНОЙ РУТИНЫ

Когда-то трудовые будни девушек были похожи на будни тысяч офисных работников: метро до работы, кабинеты, выполнение планов, отчеты, планерки, метро до дома - и так день за днем… Екатерина занималась продажами и работой с клиентами в крупной компании, торгующей канцтоварами, Ирина руководила подразделением, создающим новую продукцию в фирме, производящей детскую одежду. И вроде бы все неплохо: обе делали весьма успешную карьеру, денег хватало все необходимое, в том числе, на хороший отдых. Собственно, отдыхая на Кипре в 2010 году они познакомились и моментально подружились. Тут-то и выяснилось, что мечты Ирины и Екатерины полностью совпадали: обе много лет хотели уйти от офисной рутины в самостоятельное плавание, открыть собственное дело. Усилия решено было объединить, и какое-то время они закидывали друга друга идеями — чем именно заняться.

- Перебрали кучу вариантов: привозить из Китая канцтовары, открыть ресторан, но все это было не то, - вспоминает Ирина. - Пока я в 2015 году не съездила в Дубай, где увидела, как там жонглируют мороженым и продают его. Как раз тогда открылся центральный «Детский мир», и мы подумали, что было бы круто открыть там кафе-мороженое и так же красиво его продавать. Нашли небольшое производство мороженого, а тут оказалось, что этот бизнес еще и продается. Посмотрели, нам понравилось, и поняли — наше!

В компании делают упор на экологичности и натуральности ингредиентов.

В компании делают упор на экологичности и натуральности ингредиентов.

«ЖУТЬ, КАК СТРАШНО БЫЛО НАЧИНАТЬ!»

За фирму «Иль Мио Мороженко», бренд «АйсКро», цех на 60 арендованных «квадратах» и пару мини-кафе в торговых центрах запросили кругленькую сумму, которой у них не было, поэтому Екатерина тотчас же продала свой модный BMW Х5, а Ирина назанимала денег у родственников и банков.

- Жуть, как страшно было начинать! - признается Екатерина. - Дело новое, незнакомое, у меня была ипотека, ребенок, у Иры — долги. И вот купили, и не понимали — а сможем ли мы выполнять все эти финансовые обязательства? Вдобавок оказалось, что производство убыточное, а бизнес-модель как следует не отстроена… Но эти страхи лишь подстегнули нас.

И девушки засучили рукава, самостоятельно отлаживая технологическую цепочку (Ирина по образованию - инженер-технолог пищевой промышленности), изобретая новые сорта мороженого и целыми днями обзванивая рестораны и кафе в надежде на сотрудничество. А потом, получив согласие на дегустацию, взваливали 10-килограммовые сумки-холодильники на плечи и на каблуках бежали на встречи. Попутно, как и полагается начинающим предпринимателям, набивая «шишки» и усваивая жесткие уроки бизнеса.

- Как-то поехали в один ресторан на переговоры с бренд-шефом, немного замешкались и опоздали на 15 минут, - вспоминают они. - И вот выходит суровый такой менеджер и показывает на часы: «Все, девочки, время вышло, в бизнесе так нельзя, можете даже не доставать свое мороженое, до свидания». Наше «ну, пожалуйста» и «извините» не помогли. До слез обидно было, ушли, забыв там сумку с мороженым…

Компания двух подруг - Ирины и Екатерины, сегодня производит по 8,5 тонн мороженого в сутки.

Компания двух подруг - Ирины и Екатерины, сегодня производит по 8,5 тонн мороженого в сутки.

ЗА НЕУПЛАТУ ОТКЛЮЧИЛИ ТЕЛЕФОН...

По ходу действа Ирина и Екатерина столкнулись и с другими «открытиями». С ужасом для себя поняли, например, что формула, в которой после покупки бизнеса сразу начинаешь жить хорошо - из области сказок. В реальной жизни нужно постоянно вкладываться, расширяться, работать с поставщиками и на все это постоянно нужны деньги — аренда, закупка сырья, упаковки, логистика, зарплаты на тогда еще небольшой коллектив… Проблема усугублялась еще и тем, что ни один банк денег не давал — слишком маленький бизнес с туманными перспективами.

- В определенный момент деньги и вовсе кончились, за неуплату даже отключили стационарный телефон в офисе, сидим и чуть не плачем, - говорят они. - Но все же заняли немного у знакомых, пополнили счет и телефон тут же зазвонил: это была компания, которая снабжала бортпитанием «Сингапурские авиалинии». Мы снова на каблуки, ящики на спины и в «Домодедово». Дегустацией там остались довольны, только потребовали расфасовку в 75-граммовые стаканчики и добавили: это еще не все - скоро из Сингапура специально прилетит бренд-шеф авиакомпании, который хочет оценить наше производство. Мы в обмороке: вот увидит, что наш цех всего на 60 «квадратов»!.. Но никаких критических замечаний не было, он порекомендовал внести небольшие корректировки, и скоро ящики с нашей продукцией каждый день отправлялись в аэропорт! Позже наше мороженое появилось на рейсах «России» и Etihad Airways (ОАЭ).

На новом заводе сегодня работает около пятидесяти сотрудников.

На новом заводе сегодня работает около пятидесяти сотрудников.

МЯТНАЯ ТЫКВА И ПРЕБИОТИКИ

Со временем клиентская база становилась все солидней, друг за другом откликались известные торговые сети, в которых сегодня можно найти их мороженое, а девушки значительно расширили производство, построив новый завод, на котором сегодня работает около пятидесяти сотрудников — бизнес, набирая обороты, уверенно шел в гору. А подруги продолжали экспериментировать -они давно хотели удивить потребителя и практически с самого начала создали линейку новых вкусов, так появилось мороженое «базилик-клубника», «манго-маракуйа», витаминизированное мороженое…

Производственная линия мороженого.

Производственная линия мороженого.

А несколько лет назад на одной из выставок заметили, что появился спрос на протеиносодержащие продукты, с низкой калорийностью и большим количеством белка — люди стали больше следить за своим здоровьем и питанием. Кроме того, есть немало тех, кто в силу непереносимости лактозы не может есть молочную классику. Решение было моментальным, и вскоре появились линейки безлактозного и протеинового мороженого без сахара, топ продаж — мороженое «Мятная тыква с тыквенными семечками».

- Одно обидно — многие наши новинки, которые мы разрабатывали долгое время, начали внаглую копировать другие компании, попросту передирая рецепты. Ой, извините...

Девушки отвлекаются на важный звонок, а я, воспользовавшись паузой, продолжаю дегустацию, открывая очередной стаканчик.

- А вот еще это попробуйте! — рекомендуют сотрудники компании.

Они нахваливают свою продукцию, делая упор на экологичности и натуральности ингредиентов, я же удивленно читаю состав: «эритрит», «полидекстроза» — звучит не очень натурально…

- Покупатели тоже порой напрягаются, подозревая что-то нехорошее, - соглашаются они. - Хотя все это — и правда натуральные добавки. Эритрит — заменитель сахара, делается из экстракта виноградных листьев, подходит для диабетиков. Полидекстроза — тоже заменитель сахара, пищевая клетчатка, производится из кукурузы, для тех, кто придерживается здорового образа жизни. Но по закону мы обязаны писать: «эритрит», «полидекстроза».

В линейке "АйсКро" среди обычного есть и безлактозное и протеиновое мороженое без сахара.

В линейке "АйсКро" среди обычного есть и безлактозное и протеиновое мороженое без сахара.

И в продолжение темы дают советы, на что обратить внимание при покупке мороженого: чем оно ярче, тем ненатуральней - добавили красителей. Если непривычно легкое — значит, производитель сильно взбил его перед заморозкой, в нем будет много воздуха. А еще хорошее мороженое не может быть слишком дешевым — расходы-то немалые, только на одну энергию прорва денег уходит.

- Сертификаты на Китай пришли? - звонит кто-то на бегу. - Отлично, отправляем!

«ПОПРОСИЛИ ПУТИНА ПОМОЧЬ С ЭКСПОРТОМ»

С китайскими партнерами у Ирины с Екатериной давняя дружба. Налаживать связи с ними они отправились, едва занявшись этим бизнесом, в 2016 году. И были ошеломлены, что на выставку Icecream China, где они впервые показали товар лицом, взяли слишком мало мороженого: его раскупили буквально за час. Дальше — больше, и вот уже их продукция продается не только в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, но и во Вьетнаме, Саудовской Аравии и ОАЭ.

Продукция "АйсКро", помимо России, уходит во Вьетнам, Белоруссию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Китай.

Продукция "АйсКро", помимо России, уходит во Вьетнам, Белоруссию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Китай.

- В прошлом году мы экспортировали примерно на 5 миллионов рублей, - возвращаются к разговору Ирина и Екатерина. - Причем, для ОАЭ и Китая упаковку по требованию партнеров пришлось немного видоизменить. И дело не только лишь в переводе: там настояли на том, чтобы на стаканчике была крупная надпись «Сделано в России» - для тамошнего покупателя, это как знак качества, который напрямую отражается на продажах. Мы чувствуем свои силы и готовы увеличивать объемы экспорта и, как и все, ищем новые рынки сбыта, попасть на которые очень непросто: там мы боремся с международными гигантами, типа «Баскин Роббинс» или «Хаген Дас», у которых, в отличие от нас, огромные бюджеты на продвижение товара - создание сильного бренда, в том числе, путем рекламы в местных СМИ, на баннерах и полках, на выставках. И мы попросили Владимира Путина помочь нам с этим.

- И как?

- На нашу просьбу была очень быстрая реакция! — радуются подруги. - Буквально на следующий день после встречи начался шквал звонков. Все очень конкретно и без откладывания в долгий ящик. Активно подключился Российский экспортный центр, с которым на днях мы будем обсуждать программу продвижения на иностранных рынках. В апреле в составе 22 российских производителей едем в Китай, где будет большая агровыставка, а с Минсельхозом России обсуждаем строительство нашего нового завода с льготным кредитованием!

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Согласно данным Аналитического центра Milknews, в прошлом году производство мороженого в России выросло на 13%. Если в 2022 году было изготовлено 464 тысячи тонны лакомства, то в 2023 уже 524 тысяч. Потребление также выросло почти на 10%.