Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
26 марта 2024 18:16

«От смерти нас отделяла пара минут»: подростки рассказали, как спасали взрослых во время теракта

Гардеробщиками и билетерами в «Крокус Сити Холле» работали школьники и студенты, они отважно выводили людей из-под пуль

Фото: Андрей АБРАМОВ

«КРОКУС» В КОШМАРАХ

- Она хотела больше самостоятельности. Деньги копила. Мы живем недалеко от станции метро «Митино», поэтому были не против этой подработки, - рассказывает Алена Волчихина, ее 15-летняя дочь Вика 22 марта работала в гардеробе «Крокус Сити Холла», когда там произошел теракт.

- Гардероб расположен на «минус первом» этаже, мы не видели того, что происходило в холле. Только слышали хлопки. Знаете, как будто петарды взрываются, - рассказывает Виктория. - Потом побежали люди. И вот это было самое страшное - когда я поняла, что происходит. Что это теракт.

Виктория Волчихина.

Виктория Волчихина.

В начале марта посольство США опубликовало предупреждение о возможных нападениях экстремистов в местах массового скопления народа. По словам девятиклассницы, после этого руководство «Крокус Сити Холла» провело дополнительный инструктаж. Тогда-то девочка-подросток и запомнила: ближе всего к ней – 3 выхода: один – через подсобки, второй – через «Крокус Экспо», третий выводит к метро. Эти знания спасли жизнь не только ей, но и десяткам людей, которым она смогла показать путь на улицу:

- Самым безопасным был выход через подсобки, не надо подниматься наверх, где стреляли, - объясняет Виктория. - Я оставалась еще минут 10 внизу, показывала людям, куда бежать. Потом выскочила на улицу сама. Эти 10 минут мне до сих пор снятся в кошмарах.

О том, что происходит в «Крокус Сити Холле», Викина мама узнала от дочери:

- Звонок, «Мама, здесь стреляют», я была в шоке, - признается Алена Волчихина. - Мы были там минут через 10-12, дочка перебежала через мост, там и встретились. Обняла ее крепко-крепко. Так и стояли с ней. Не хотелось больше ее никуда отпускать от себя.

СМЕРТЬ В ПАРЕ МИНУТ

- Ужас пришел, когда мы забежали на мост. Обернулся и увидел «Крокус» в огне. Тут я понял, что с нами произошло, - рассказывает Тимур Гуреев.

Тимур и его друг Андрей Горбунов – кадеты ФСО России Школы №1574, в «Крокус Сити Холле» — «старожилы»: проработали больше года.

Андрей Горбунов (слева) и Тимур Гуреев.

Андрей Горбунов (слева) и Тимур Гуреев.

- Мы стояли возле главного входа, проверяли билеты. Как и все, звуки выстрелов сначала приняли за петарды или фейерверки – в толпе так говорили. И только когда люди начали кричать и падать, стало понятно: здесь что-то не так, - вспоминает Андрей Горбунов. — Рядом с нами был эвакуационный выход, дверь №15 через служебные помещения. Я сначала на эмоциях забежал туда, ринулся в нашему штабу в подсобки. За мной зашел какой-то мужчина с ребенком лет шести, который громко плакал. Тут я понял, что люди не знают, куда идти. А мы знаем. Вернулся. Уже позже я понял, что от смерти нас отделяла пара минут.

Обычные школьники и студенты, которые работали в «Крокусе», быстро сориентировались и начали выводить людей. Двери эвакуационных выходов открывались с ключ-карты, которая была у сотрудника, прикрепленного к определенному выходу. Ребятам повезло: Екатерина со своей ключ-картой осталась на месте, дверь на свободу была открыта. Всего минута бега через служебные помещения, скрытые от террористов, и люди оказывались на улице, где на тот момент было сравнительно безопасно.

- Я спустился в гардероб на «минус первый» этаж и увидел, что там зрителям выдают одежду по номеркам. Крикнул, что у нас ЧП и нужно уходить, срочно, - рассказывает Тимур Гуреев. - Сам оставался там, сколько мог. Ушел, когда террористы были уже над нами и когда по рации передали, что «Крокус» горит. На улице увидел девушку, она была ранена в живот. Мы собрались с нашими ребятами, к нам присоединились зрители, подхватили ее и отнесли подальше от этого всего.

Ребята очень просят написать, что не они одни спасли людей. С ними были товарищи – Валерия Кобылина, Мария Николаева, Олеся Культина, Яна Тиней и многие другие. Более того, все время, пока шла эвакуация, с ними на связи по рациям также оставались охранники (которые также выводили людей из здания и, как и все, были без оружия) и их руководитель – Андрей Сыропятов. Когда все уже выходили, он вернулся, чтобы посмотреть, не нужна ли еще кому-то помощь. Больше его никто не видел…

МАМА СНАЧАЛА НЕ ПОНЯЛА МАСШТАБОВ

- Мама сначала не поняла масштабов того, что произошло. Я позвонил ей сразу, как только выбрался на улицу, - первокурсник Московского автомобильно-дорожного колледжа им.А.Николаева Владислав Рожков проверял билеты как раз на главном входе, в фойе. Вдруг раздались первые хлопки на улице. Потом прямо возле входа – автоматные очереди. Он даже не успел ничего разглядеть, как толпа просто вынесла его прочь от входа вглубь здания. Началась паника.

Владислав Рожков.

Владислав Рожков.

Владиславу всего 17 лет, но он вспомнил, чему их учили: в случае ЧП людей надо уводить в безопасное место. А самое безопасное место где? Служебные выходы. Потому что попасть туда можно только по ключ-картам. Туда он и повел людей: вниз, на «минус первый» этаж и далее к выходам.

- После этого вернулся в штаб, это там же, внизу, чтобы рассказать «старшим», что происходит. Но в штабе было пусто. Честно говоря, я как-то растерялся даже, - признается Владислав. - Потом увидел, что за мной оказывается человек 10-20 пошло, среди них — трое детей, они были испуганы и плакали. Запахло гарью. Скорее повел их всех на улицу.

Позвонил маме, что все в порядке. Когда доехал домой, она уже прочитала в новостях, из какого ада ее сын выбрался живым. Еще и людей вывел. Теперь очень гордится им. А самому Владиславу пришлось нелегко: в моменте было нестрашно. Панические атаки пришли позже. Сейчас он работает с психологом. Понемногу становится легче.

МЫСЛЕННО СЕБЯ ПОХОРОНИЛА

С психологом придется поработать и 17-летней Елизавете Тереховой. В тот вечер она впервые стояла на контроле билетов в зале, поэтому не понимала, куда бежать и что делать. Девушка учится на первом курсе Московского государственного образовательного комплекса. В «Крокусе» решила подзаработать, чтобы купить подарок на день рождения своему молодому человеку Саше. В тот вечер он тоже был в «Крокусе». И тоже спасал людей и спасался сам.

Елизавета Терехова.

Елизавета Терехова.

Но это позднее. А тогда вечером 22 марта прозвучал третий звонок. Лизу попросили переместиться из зала к эскалатору на втором этаже, чтобы отправлять опоздавших зрителей, которые не сняли верхнюю одежду, в гардероб. В этот момент и зазвучали первые выстрелы. Внизу от входа внутрь фойе побежали люди. Началась паника. Лиза бросилась в зал в старшим.

- Мы стояли внутри, когда к нам подбежала женщина со словами «Он мне разбил лицо». Она была вся в крови. Плакала. Мне стало жутко, - рассказывает девушка .

В этот момент стрельба началась в зале, народ бросился прочь оттуда. Елизавета с коллегами спрятались за большой колонной. Старшие товарищи сориентировались и побежали к служебной лестнице, уводя за собой выживших.

- Около самой лестницы я обернулась. Может, конечно, это игра воображения, но мне показалось, что я вижу в зале вспышки от выстрелов. По лестнице я спускалась на полусогнутых ногах, споткнулась, мне даже показалось, будто меня тоже подстрелили. Это было самое страшное – в какой-то момент себя я мысленно похоронила. Потом просто доверилась старшим: да, террористы могут поджидать нас на разных выходах. Но если старшие говорят, что мы идем в безопасное место, значит, это так, - признается студентка.

Со второго этажа Елизавета и ее коллеги вывели народ на первый этаж, но чуть поодаль от входа в концертный зал. По словам девушки, весь пол там был в крови и осколках. По пожарной лестнице все вышли на парковку (там Лиза встретилась с Сашей), оттуда – к Павшинскому мосту. К тому моменту «Крокус» уже начинал дымиться.

- Сегодня ночью мне опять снился весь этот ужас, - тихо говорит Елизавета. - Иногда я днем слышу выстрелы и сирены. Записалась к психологу. Родители говорят - никаких больше подработок. Но знаете, я готова работать в своей команде. Я не боюсь.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Опоздали на теракт из-за пробок

- Это мы с женой хотели так развеяться. Побыть вместе. На концерт сходить. Но застряли в пробках на МКАДе. Когда доехали, «Крокус» уже полыхал. Кругом медики, пожарные, полиция. И люди – в панике, в крови, - Макар Хохлов учится на 4 курсе в Московском государственном образовательном комплексе. Ему 21. В тот вечер он припарковался на обочине – вместе с супругой Екатериной они были в шоке от происходящего. На часах было девять вечера.

Макар Хохлов.

Макар Хохлов.

В это время к ним подошла женщина. Они даже имя ее не спросили. Но выслушали, дали воды, посадили в машину, чтобы согреть. Из «Крокуса» она выбежала, в чем была, в легкой одежде.

- Она была вся в крови, но, насколько я понял, это была не ее кровь, - Макар ненадолго замолкает. - Она рассказывала, что была в зале, когда все это началось. Легла на пол, ждала, пока все стихнет. Потом ребята из гардероба через туалеты и подвалы вывели ее наружу. Все повторяла: «Как такое вообще могло произойти?» Я тоже не понимаю, если честно.

Молодые люди дождались, пока за женщиной приедет сын на машине, потом отправились домой. На следующий день приехали к месту трагедии с цветами. Почтить память тех, кому повезло меньше, чем им. В ближайшее время, как признался Макар, они поостерегутся ходить не только на концерты, но и в торговые центры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правду расскажет «черный ящик»: Спасшиеся из «Крокуса» и эксперты спорят, сработала ли система пожаротушения

Кузнецов: МЧС должны найти «черный ящик» «Крокуса» и дать четкую оценку трагедии (подробнее)

Подрабатывающий гардеробщиком подросток спас более сотни человек в «Крокусе»

15-летний подросток около получаса выводил людей (подробнее)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто на самом деле виноват в трагедии, которая произошла в «Крокус Сити Холла» (подробнее)