Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
28 марта 2024 10:38

«Мы не кровожадные бизнесмены, тоже скорбим и переживаем»: что происходит в торговых центрах после теракта в «Крокусе»

Ехать закупаться к злосчастному «Крокусу» желания у людей не было. А что изменилось на протяжении недели?
Инциденты всегда бьют по трафику. Но есть еще много переменных, которые также в ту или иную сторону влияют на посещаемость

Инциденты всегда бьют по трафику. Но есть еще много переменных, которые также в ту или иную сторону влияют на посещаемость

Фото: Александр КОЦ

Трагедии, подобные красногорским да и куда меньшего масштаба, всегда сказываются на посещаемости людных мест. Не до веселья и шопинга. Чего храбриться - страшно идти в очередную коробку-ангар, декорированную парой ярких стекляшек и неоном.

В прошлое воскресенье я работал у сгоревшего «Крокуса», рядом с которым только начинал расти алый мемориал. За сутки с размера свежеприсыпанной могилы (простите за сравнение) он превратился в 20-метровую траурную аллею из фотографий, записок и цветов высотой по пояс.

Время от времени журналистам приходилось бегать в соседний ТЦ «Вегас», который принадлежит владельцам «Крокуса». Чтобы зарядить телефон, перехватить бутерброд и вернуться к месту скорби. Так вот «Вегас», традиционно людный в выходные, пустовал. На фоне золотых Гермесов и других языческих идолов в торговом Аиде, изредка брели понурые фигуры с темными гвоздиками.

Ехать закупаться к злосчастному «Крокусу» желания у людей не было. А что изменилось на протяжении недели?

ПОЧТИ ВОССТАНОВИЛИСЬ

На фудкорте «Авиапарка» подхожу к старому знакомому Николаю. Он управляет одной из кофеен комплекса.

- Конечно, все выходные людей меньше было. Вот тебе голые цифры выручки. В субботу мы едва дотянули до четверти от средних продаж. В воскресенье - половину. В понедельник - сделали уже две третьих. Со вторника все стало как прежде, - поделился менеджер.

Мы беседуем за пластиковым столиком кофейни, а в метрах пяти горлопанит неформальная молодежь. Парни и девчонки с буро-малиновыми волосами от безделья кидаются друг в дружку льдом, который остался от газировки.

- Каникулы, астрологи объявили неделю школоты на фудкортах, - грустно шутит Николая. - Впрочем за счет нее отчасти и вывозим.

За чашку чая к нам присаживаются еще два коллеги Николая, которые держат свои бизнесы в «Авиапарке».

- В выходные мы работали, а точнее почти простаивали и гадали: когда восстановится посещаемость? Только ты не пиши, что мы кровожадные бизнесмены - спим и видим, когда же люди забудут кошмар и снова понесут денежки. Мы тоже скорбим и переживаем. Многие тут всю выручку или часть доходов отправили в «Красный крест» (он объявил сбор средств пострадавшим – Ред.). Прогнозы были: от недели до месяца до восстановления трафика. В итоге мы видим, что и недели не прошло, - замечают собеседники.

Трагедии, подобные красногорским да и куда меньшего масштаба, всегда сказываются на посещаемости людных мест

Трагедии, подобные красногорским да и куда меньшего масштаба, всегда сказываются на посещаемости людных мест

Фото: Иван МАКЕЕВ

СТЫДНЫЕ ШТОРКИ

Никаких выводов из этой информации собеседники не предлагают. Но интересно взглянуть на цифры после трагедии «Зимней вишни» (пожар в кемеровском ТЦ, где погибли 60 человек, из них 39 дети). Тогда трафик в российских магазинах восстанавливался ровно полгода.

- Инциденты всегда бьют по трафику. Но есть еще много переменных, которые также в ту или иную сторону влияют на посещаемость. Сезон подготовки к даче, к школе, каникулы, межсезонье, когда люди обновляют гардероб, курсы валют и еще кучу всего, - объясняет «КП» маркетолог Валерия Павлова. - Вот большие концерты на стадионах сейчас «просядут», а магазины серьезные финансовые потери вряд ли понесут. Не забывайте, что есть люди, которые идут в магазины, чтобы напротив - отвлечься от хмурых мыслей.

Что бросалось глаза в нескольких ТЦ — восточные прилавки, где торгуют орехами и курагой. В паре мест они были стыдливо занавешены черными шторами.

Что бросалось глаза в нескольких ТЦ — восточные прилавки, где торгуют орехами и курагой. В паре мест они были стыдливо занавешены черными шторами.

Фото: Андрей АБРАМОВ

С началом траурной недели (формально траур был только в воскресенье, но нехорошие мысли, конечно, никуда не ушли за сутки) по столице прокатилась волна эвакуаций из больших магазинов. Какие-то были плановые (учебные), какие-то стали следствием анонимных хулиганств или нечаянно забытых сумок.

После «Авиапарка» мы заехали в небольшие ТЦ «Место встречи» (районного масштаба, как правило в бывших кинотеатрах), «Тройку» в Сокольниках, «Европейский» на «Киевской», лефортовский «Город».

Везде у входов с ястребиным прищуром стояла охрана. В серо-весенние будни проходимость не выглядела какой-то упавшей. Но и не наблюдалось сверх оживления. В общем серединка на половинку.

Что бросалось глаза в нескольких ТЦ — восточные прилавки, где торгуют орехами и курагой. В паре мест они были стыдливо занавешены черными шторами.

- Не знаем, где хозяин, - пожали плечами продавцы соседних отделов ТЦ «Фабрика» у «Бульвара Рокоссовского». - Еще в субботу пропал и с тех пор не видели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Мы задыхаемся. Мама, прости!": В аду "Крокуса" террористы убивали людей целыми семьями

12-летнего ребенка, пропавшего после теракта в "Крокусе", признали погибшим (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Украину обвинили в теракте в «Крокус Сити Холле» (подробнее)