Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество31 марта 2024 21:01

"Экономия составляла по 1,5 - 2 млн рублей с каждой машины": Как с 1 апреля изменятся цены на иномарки, ввозимые из ЕАЭС

С 1 апреля повышается утилизационный сбор за растаможенные в ЕАЭС автомобили
- Здравия желаю. А вы в курсе, что при ввозе иномарки в Россию через Киргизию больше не удастся сэкономить на пошлинах? - Это первоапрельская шутка такая? - Нет, новый российский закон... Фото: Илья ПИТАЛЕВ/РИА Новости

- Здравия желаю. А вы в курсе, что при ввозе иномарки в Россию через Киргизию больше не удастся сэкономить на пошлинах? - Это первоапрельская шутка такая? - Нет, новый российский закон... Фото: Илья ПИТАЛЕВ/РИА Новости

На несколько миллионов рублей могут подорожать с 1 апреля импортные машины. К счастью, не все. Речь идет об автомобилях, которые попадают в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - кроме нас, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Ввозить машины таким путем станет абсолютно невыгодно, потому что 1 апреля вступает в силу постановление правительства РФ № 152 (оно было принято еще 13 февраля), по которому при ввозе иномарки через эти страны на нашей таможне придется доплачивать. И сумма в итоге будет такой, как если бы машина была ввезена в Россию не через страны ЕАЭС, а напрямую.

Сделано это через повышение утилизационного сбора - его платит импортер за будущую утилизацию автомобиля, когда, отъездив свой срок, тот превратится в груду хлама. В постановлении правительства как раз и представлена новая формула расчета утилизационного сбора. Спрашивается, при чем тут утильсбор, почему бы не назвать это повышением ввозных пошлин? Вопрос юридический: так делать нельзя, поскольку в силу международных обязательств мы вынуждены пропускать автомобили из стран ЕАЭС, не взимая таможенных платежей. То есть мы теряем на таможне, зато отыгрываемся на утильсборе.

КИРГИЗСКИЙ АВТОПРОМ

По данным агентства «Автостат», через государства ЕАЭС к нам поступает 17% всего автомобильного импорта, а если говорить о параллельном импорте, то до 60%. Интересно, что среди экспортеров в Россию Киргизия прочно занимает второе место после Китая, притом что собственного автопрома там не существует.

- Киргизия стала крупнейшим хабом автомобилей из Китая и Кореи для перевалки в Россию - причем не только собственных марок этих стран, но и популярных мировых брендов, которые из-за санкций не поставляются в Россию напрямую, - рассказал «КП» гендиректор дальневосточной компании «Автолидер-ДВ» Сергей Сотников.

Фокус в том, что у России с другими странами - членами союза существует общее таможенное пространство. Это значит, что если товар растаможен в одной из стран ЕАЭС, то при его перемещении в другую импортную пошлину платить уже не надо. Но у каждого государства своя экономическая политика. Россия для защиты своих производителей устанавливает высокие пошлины на импорт иномарок. А в Киргизии или Армении нет своего автопрома, поэтому они могут устанавливать более низкие пошлины.

Смекалистые люди сразу поняли, как на этом делать деньги. Машина ввозится в Киргизию по дешевой пошлине, перегоняется в Россию и там продается дешевле, чем такая же машина, ввезенная в Россию напрямую.

И это только часть навара.

- Например, покупается автомобиль в Китае за 60 тысяч долларов, а в грузовой таможенной декларации указывают на 50 тысяч меньше, - разоблачает ловкачей заместитель гендиректора автомобильной группы «Авилон» Алексей Стариков. - Пошлина в Киргизии равна 15%, это 1500 долларов с каждых 10 тысяч. Таким образом, только на этом «экономится» 7500 долларов. Плюс НДС - в России он 20%, в Киргизии - 12%. И акцизный сбор, который вообще отсутствует в Киргизии.

В итоге, подсчитал Стариков, экономия при ввозе через соседей вполне могла составлять с каждой машины до 1,5 - 2 млн рублей. Сам эксперт осторожничает с прогнозами, но можно сделать вывод, что, скорее всего, вот на эту сумму параллельный импорт теперь и подорожает.

ЦЕНЫ В АВТОСАЛОНАХ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ

Борьбу с двойной бухгалтерией начали еще в октябре прошлого года. Физлицам, ввозящим автомобили через третьи страны и продающим их ранее чем через год после ввоза, резко повысили утильсбор. Уже тогда это сильно ударило по серым импортерам.

- Покупать автомобили массового сегмента через третьи страны стало невыгодно, - рассказал «Комсомолке» автоэксперт Сергей Логинов. - Это может иметь хоть какой-то смысл только при покупке машин стоимостью от 4 млн, а лучше - 10 млн рублей.

С 1 апреля выгода от продажи машины через ЕАЭС вообще сведена к нулю. Повлияют ли реформы на цены для всего авторынка?

Попробуем спрогнозировать. На автомобили «из Киргизии» цены могут вырасти за счет повышения ввозных платежей - это 15 - 20%. Но и то не сразу. Таких машин ввезено на старых условиях с запасом.

Что касается основной массы автомобилей, то история с ЕАЭС на нее не повлияет. Основное давление на ценники оказывают покупатели, которые не хотят платить 3 млн рублей за китайскую машину, а также избыточный завоз автомобилей из Поднебесной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Решения помогут официальному автобизнесу»

В этом не сомневается генеральный директор Группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский:

- Поток автомобилей из стран ЕАЭС по заниженным ставкам не только ухудшал условия ведения бизнеса официальных дилеров, но и тормозил развитие производства автомобилей в России. Теперь наши производители наконец-то смогут начать полноценную локализацию. Кроме того, ввезенные по таким схемам автомобили оставались без гарантийного и сервисного обслуживания от производителей, что создавало неудобства покупателям.