Россия
Москва
+26°
Boom metrics
Общество20 июня 2024 22:00

Строители со всего Союза ехали за машинами и остались жить на берегу Байкала

Журналист «Комсомолки» продолжает путешествие по БАМу. Очередная остановка — Северобайкальск
Северобайкальск— это Ленинград на БАМе. Потому что возводили его жители Северной столицы, памятник которым стоит на площади перед ж/д вокзалом

Северобайкальск— это Ленинград на БАМе. Потому что возводили его жители Северной столицы, памятник которым стоит на площади перед ж/д вокзалом

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Уже 50 лет «Комсомольская правда» рассказывает читателям про БАМ. Мы писали о трудовых подвигах и свадьбах на рельсах. Даже отправляли в тайгу собственные агитпоезда — знаменитый «Красный эшелон». А чем живет БАМ — и те, кто там работает, — сегодня, как развивается и какую роль выполняет в экономике страны? В год полувекового юбилея магистрали мы, при поддержке РЖД, отправляемся в путешествие по БАМу, чтобы посмотреть, что происходит с грандиозным проектом сейчас.

Начало — здесь.

Часть 1.

Часть 2.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-ПОРТ

Про Северобайкальск говорят, что это Ленинград на БАМе. Потому что возводили его жители Северной столицы. На площади перед железнодорожным вокзалом стоит памятник строителю. Прототип бронзовой фигуры — Владимир Денисенко, бригадир ленинградцев. Стела за его спиной украшена корабликом, похожим на тот, что на шпиле Адмиралтейства.

Сам железнодорожный вокзал — светлый, лёгкий и внешне напоминает волну. Потому что Северобайкальск — ещё и порт. Сразу за железной дорогой находится «славное море» Байкал. На его берегу недавно устроили красивый современный парк с беговыми дорожками и пляжем. В начале лета в нём цветут и благоухают кусты багульника.

Вокзал Северобайкальска

Вокзал Северобайкальска

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

От вокзала в центр города идёт Ленинградский проспект и упирается в ДК Железнодорожников. Проспект широкий, просторный, по краям — блочные пятиэтажки, построенные тоже будто бы в форме волн. Возможно, таков был художественный замысел, но ещё это сложное инженерное решение. В Северобайкальске ветрено. А жилые кварталы выстроены так, чтобы защитить горожан от непогоды. Внутри дворов всегда тихо. Дома тёплые и сейсмоустойчивые.

ВСЕСОЮЗНАЯ ДРУЖБА

Перед ДК Железнодорожников скульптурная композиция «дорога дружбы» — в ряд шагают четыре молодых БАМовца разной национальности. Северобайкальск относится к Республике Бурятия.

Скульптурная композиция «Дорога дружбы»

Скульптурная композиция «Дорога дружбы»

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Но до основных городов республики добраться сложно. Только по озеру на «ракете» во время навигации. Или на самолёте.

В ДК есть музей. Его хранительница — Татьяна Ветрова, почётный гражданин города, ветеран труда и поэтесса.

— БАМ — уникальный пример всесоюзного братства и поддержки. Здесь образовалась новая национальность — БАМовец! — говорит она. Вокруг неё флаги, транспаранты, почётные грамоты и значки. Всего 8 тысяч экспонатов. Хочешь или нет — начнёшь говорить лозунгами. Хотя Татьяна права. Пример уникальный.

Татьяна считает, что Северобайкальску невероятно повезло, что сюда приехали ленинградцы.

— Город построили с любовью и очень тщательно, — говорит она. — Вы стоите на паркете, привезённом из Ленинграда. Железобетонные панели, из которых собраны дома, тоже оттуда. У нашего города ленинградский характер — нордический, спокойный, чуть ироничный.

Озеро Байкал. Любимое место отдыха жителей города

Озеро Байкал. Любимое место отдыха жителей города

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Мне Северобайкальск по планировке показался похожим не столько на Ленинград-Петербург, сколько на один из финских городков. Действительно уютный, но очень маленький — всего 24 тысячи человек. И ни одного вуза. Молодежь уезжает учиться в большие города и не возвращается, загипнотизированная суетой мегаполисов. Есть ли будущее у маленьких городов, даже таких, как Северобайкальск?

— Как воспитаем наших детей, так и будет, — решительно настроена Татьяна. — Если я хочу, чтобы мои дети остались здесь, то они найдут здесь и работу, и перспективы.

Татьяна Ветрова ведёт в ДК поэтический кружок. К ней ходят школьники и читают наизусть стихи про БАМ. Что-то вроде этого: «Весна пустила зелени росток. Под снегом обнажились кучи хлама. А я с друзьями еду на восток. В пронизанную сталью зелень БАМа…»

Татьяна Ветрова, почётный гражданин города, ветеран труда и поэтесса

Татьяна Ветрова, почётный гражданин города, ветеран труда и поэтесса

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Почти все они — внуки БАМовцев, познакомившихся на великой стройке, поженившихся и оставшихся на новой малой родине. Построили её и полюбили.

Этой любви к труду Татьяна учит молодёжь. В середине зала стоят козлы с сосновыми брёвнами. Музей интерактивный: школьникам вручают пилу и предлагают распилить бревно. В экспозиции есть и бензопила «Дружба», но детям её не доверяют. Только ручную, чтобы плечи загудели от усилий.

Что даётся легко или бесплатно — полюбить невозможно.

— Я помню, как в 90-х годах оскорбили всех БАМовцев гнусной, гадкой, лживой фразой «дорога, ведущая никуда», — гневно восклицает Татьяна. — Человеку, который придумал это, я бы на свои деньги взяла сюда билет. И натыкала бы его носом в БАМовские рельсы!

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

СУПЕРПРИЗ — АВТОМОБИЛЬ

ДК Железнодорожников — центр притяжения не только для школьников, но и для ветеранов. Они общаются, играют в шахматы или настольный теннис.

Ольга Кацуба приехала на БАМ из Хабаровска в 1985 году вслед за мужем, который укладывал магистральный кабель. Приехала с маленькими детьми. Вроде бы ненадолго. Но молодую семью сразу поселили в щитовой дом, а через два месяца дали квартиру. Для детей — садик, школа, кружки, всё рядом. Она устроилась работать дежурной по станции, потом занималась техническим обследованием железной дороги. В итоге семья осталась здесь навсегда.

— Прикипели к Байкалу, — улыбается она. — Появилось много друзей. Город у нас очень культурный. Всю зиму гуляем в байкальском парке. Нам здесь так нравится!

Ветераны БАМа: Ольга Кацуба, Валентина Редина, Людмила Денисова

Ветераны БАМа: Ольга Кацуба, Валентина Редина, Людмила Денисова

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Людмила Денисова приехала на БАМ ещё раньше — в 1977 году. Её муж строил тоннели, а Людмила вела учёт и занималась обеспечением рабочих. Она вспоминает, что в первые годы жили в палатках, на работу ходили пешком — по 8 километров. Они с мужем переехали из Киргизии, где у них была 3-комнатная квартира. В то время продать её было сложно, по сути, от неё просто отказались, выбрав жизнь в строящемся Северобайкальске.

— Мы ехали на три года, — вспоминает Людмила, — чтобы заработать и получить машину. Но в итоге решили остаться, немного доплатили — и машину поменяли на квартиру.

Почти все БАМовцы стояли в очереди на автомобиль. Туман и запах тайги — дело благородное, но людей, трудившихся на БАМе, хорошо вознаграждали. Было прекрасное снабжение: корейская и японская техника, импортная одежда, посуда. Машину можно было купить в рассрочку — люди вставали в очередь, деньги вычитались из их зарплаты. Через 2,5–3 года им вручали заветный чек, с которым ехали в Тольятти или Москву, чтобы получить новые «жигули» или «москвич».

Северобайкальск — город, построенный ленинградцами

Северобайкальск — город, построенный ленинградцами

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Для некоторых этого было достаточно, чтобы оставить работу и вернуться в большой город завидным женихом-автолюбителем. Но многие садились на новую машину и по разбитым грунтовкам возвращались на БАМ.

В отличие от железной дороги, автомобильные с того времени не изменились. Участок Усть-Кут — Северобайкальск всё так же разбит. Зимой по укатанному снегу ещё ничего, а летом 350 км даже на хорошем внедорожнике нужно ехать 12 часов. А на «жигулях» — сутки.

Людмила вспоминает, что однажды начальство объявило, что на получение автомобильных чеков ставят в последний раз, и решение нужно принять к завтрашнему утру. У многих работников машины уже были, но автомобиль в СССР был не только роскошью и средством передвижения, но и выгодной инвестицией. Бухгалтеры посовещались и записали в очередь все три сотни работников. Решив, что в крайнем случае кто-то напишет заявление и откажется. Получили машины все триста.

БАМ нужен — стране и людям, у БАМа есть будущее

БАМ нужен — стране и людям, у БАМа есть будущее

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

ТЕПЕРЬ МЫ — ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

— Почему вам так нравится Северобайкальск? — спрашиваю у Людмилы. Сегодня машиной никого не удивишь. Должно быть, в этом городе есть секрет, не позволяющий жителям разъехаться.

— Здесь воздух и вода чистые. Ни одной коричневой реки, все прозрачные, — перечисляет Людмила. — Мы все очень дружные между собой. Гуляем и занимаемся спортом. У нас концерты проходят почти каждый день. И железная дорога городу очень помогает.

Такую красоту невозможно не любить!

Такую красоту невозможно не любить!

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

К разговору прислушивается Валентина Редина, председатель совета ветеранов на Восточно-Сибирской железной дороге. Под её опекой — 2890 человек. Она тоже гордится городом и дорогой.

— Железная дорога помогла городу построить причал, яхт-клуб, крытый каток, — рассказывает Валентина. — Нас недавно присоединили к Дальнему Востоку. И теперь в городе работает дальневосточная программа: переселенцам дают первый капитал, чтобы смогли устроиться работать. Так что люди к нам едут, и город растёт.

Байкальский новый тоннель открыли в 2021 году. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России

Байкальский новый тоннель открыли в 2021 году. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Байкальский новый тоннель открыли в 2021 году. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России

Байкальский новый тоннель открыли в 2021 году. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

БАМ живет, БАМ нужен — стране и людям, у БАМа есть будущее. Так и просятся выводы после первых дней поездки по исторической — и современной — трассе. Но посмотрим, что будет дальше. Путешествие продолжается!

Реклама ОАО "РЖД" ИНН 7708503727 erid: LjN8KRXt9