Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+30°
Boom metrics
Экономика22 декабря 2023 14:15

В 2024 году в России презентуют «автопилот» для речных судов

Президент Sitronics Group Николай Пожидаев о вытеснении электросудами кораблей с двигателями внутреннего сгорания

В кластере «Ломоносов» технологической долины Москвы прошел международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2023». Президент Sitronics Group Николай Пожидаев посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»», где рассказал о масштабных перспективах развития морского и речного транспорта.

НА 360 ГРАДУСОВ ВОКРУГ КОРАБЛЯ

- Какие ключевые направления работы вы бы выделили?

- За исключением железной дороги, мы присутствуем во всех областях электрического транспорта, начиная от летающих, плавающих, заканчивая средствами индивидуальной мобильности типа самокатов и велосипедов. Мы считаем себя компанией, которая развивает электромобильность в стране, - поделился Николай Пожидаев.

Что касается проектов цифровизации транспорта,ключевой компетенцией является цифровизация речной и морской логистики. Мы являемся разработчиками систем судовых, береговых, теперь уже и космических.

На форуме мы представляем системы автономного судовождения. Мы уже стоим на семи типах судов: пассажирских, грузовых. Представляем проект, который реализован нами вместе с коллегами из «Росморпорта», Минтранса, под эгидой правительства Российской Федерации, по созданию систем автономного судовождения для паромов, связывающих большую землю и Калининградскую область.

- На базе каких технологий работают ваши системы автономного судовождения?

- Сплав систем. Мы должны обрабатывать всю информацию, которая приходит из различных источников. Мы видим в оптике 12 миль вокруг корабля на 360 градусов. И не только в оптическом разрешении, но и в инфракрасном, и в радарном. Мы подключаем космические системы, которые показывают нам обстановку, в которой находятся суда с нашими системами. Дальше обработка радарного изображения. Система управления корабельными системами управления – двигателями и так далее.

Мы управляем ходом движения судна в автономном режиме. Непосредственно сама автономная навигационная система, которая принимает решения по обхождению препятствий, расхождению со встречными кораблями. Система искусственного интеллекта помогает в подработке стандартных алгоритмов.

Проведена большая работа. Есть нормативные алгоритмы, как нужно расходиться с препятствием, но есть то, что называется морской практикой. Капитаны создают свою эффективную систему, как на самом деле нужно действовать в тех или иных ситуациях. Наши системы уже знают и правила нормативные, и то, как делается это людьми в мировом опыте.

ЭЛЕКТРОСУДА ЭФФЕКТИВНЕЕ В ЧЕТЫРЕ РАЗА

- Каким образом вы меняете отрасль?

- Мы разрабатываем свои системы для безопасности и эффективности. Мы четко знаем, и мировая статистика показывает, что подавляющее большинство инцидентов на воде происходит по вине человеческого фактора. Любые автоматизированные системы имеют основной целью минимизировать человеческий фактор в принятии решений в той или иной ситуации.

Мы своими системами ровно эту историю и обыгрываем. Обрабатывая огромный объем информации, наши системы позволяют повысить эффективность судоходства. Эти две вещи как раз и изменят отрасль. От того, к чему все привыкли, мы придем к более эффективному и безопасному построению отрасли.

- Чего ожидать от автономных систем судовождения в ближайшем будущем? Можно ли такие суда ожидать уже и на реках?

- Это то, чем мы занимались последний год. В этом году мы успели до зимы сделать первые тесты. Судовождение на реке существенно отличается от судовождения на море. Но результаты тестов показывают, что мы с этим тоже справились.

В следующем году мы уже точно представим коммерческий продукт по автономному судовождению на реке. Тестируем его на своих судах. Те электрические суда, которые мы производим, в первую голову будут оснащаться такими системами.

- Sitronics Group, по сути, первый в стране серийный производитель инновационных электросудов. Заменят ли эти суда традиционные?

- В нашем понимании, так и произойдет. Запустив речное электродвижение в тех регионах страны – Москва, Нижний Новгород и Красноярск, - мы отчетливо понимаем экономику. Все наши расчеты, подтвержденные опытом, говорят о том, что электродвижение в своей операционной сути более чем в четыре раза эффективней, чем эксплуатация судов с двигателями внутреннего сгорания.

Да, у нас есть технологические сложности, которые нам предстоит решить, связанные с автономностью, со скоростью передвижения. Но наши эксперименты с водородом или разными типами батарей говорят о том, что это решаемые вопросы, которые еще и приведут к тому, что мы будем способны конкурировать по стоимости с судами на двигателях внутреннего сгорания.

- Возможно ли создание электродвигателей для маломерных судов?

- Мы рассматриваем для себя через какое-то время выход в сегмент маломерных судов. На старте мы на них не смотрели, мы выходили в серийность, а маломерные суда – это достаточно индивидуальная вещь. Уже сегодня есть производители в России, с которыми мы сотрудничаем, которые способны обеспечить нас эффективными двигателями.