Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
7 мая 2024 10:00

Стать актером, режиссером и найти друзей: Ольга Шульгина рассказала, как киностудия “Жираф” помогает глухим детям понять мир и искусство

Ольга Шульгина: киностудия "Жираф" помогает глухим детям понять мир и искусство
Наталья СМИРНОВА
Наталья СМИРНОВА
Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

Почему животные в баснях Ивана Крылова разговаривают? Почему плачут дед и баба из “Курочки Рябы”, когда разбилось золотое яичко? Некоторые простые вопросы могут поставить в тупик не только детей, но и взрослых. Найти ответы на них еще сложнее глухим ребятам, которые понимают мир буквально, а не образно.

Раскрыть таким детям и подросткам мир и искусство во всей его многогранности помогает киностудия “Жираф”, которая снимает кино и сериалы, доступные людям с нарушением слуха, так как все герои, кроме обычной речи, используют жестовый язык. В своих проектах “Жираф” в игровой форме рассказывает о смысле и происхождении фразеологического оборота, пословицы или поговорки. А также помогает глухим детям в рамках студии научиться профессиям, связанным с кинопроизводством и актерским искусством.

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф», в эфире программы “Доброволец” на Радио “Комсомольская правда” рассказала, как родилась идея проекта, в чем особенность работы с глухими детьми, и почему эзопов язык - это очень непросто.

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

- Есть такая известная цитата Константина Сергеевича Станиславского: «Любить искусство в себе важнее, а не себя в искусстве». И то, чем занимается Ольга Шульгина - как раз про это. Для начала, давайте расскажем, что это за студия “Жираф” и откуда пошло такое интересное название?

- Эта история уходит корнями в 2007 год, когда я работала на Пятом канале. В рамках программы “Энергичные люди” мы снимали по всей России тех, у кого в жизни случилось что-то серьезное, но их не сломила беда. Вместо этого наши герои стали объединять вокруг себя людей с такими же проблемами, помогать себе и окружающим. Я тогда ничего не знала про сектор некоммерческих организаций, однако знакомство со всеми этими людьми, их истории, что-то во мне разбудили. Я поняла, что во мне созрело желание тоже делать добрые дела.

- То есть, та программа, над которой вы работали, привела вас в НКО.

- Да. Я начала с волонтерства: помогала своей подруге организовывать детскую программу экологического кинофестиваля «Зеленый взгляд». В те годы это был практически единственный такой фестиваль в России, куда привлекали мальчишек и девчонок, чтобы бесплатно научить снимать кино. Одно условие: это должно быть кино, которое сделает этот мир лучше. Этот проект был очень успешен, со своими фильмами мы даже попали на фестиваль “Каннские львы”.

И вот однажды к нам на этот фестиваль пришли глухие ребята…

Фото: киностудия "Жираф"

Фото: киностудия "Жираф"

- Пришли как зрители?

- Да, они пришли как зрители. Это были именно ребята, которые совсем не слышат. Их привели посмотреть кино, и вот они узнали, что на фестивале также работает детская лаборатория, где они могут с помощью взрослых научиться снимать ролики и короткометражки на экологическую тему. И что эти мини-фильмы потом также покажут на фестивале.

А я в тот день не знала, что к нам пришли глухие дети. И после сеанса ждала, что, как обычно, вывалится шумная гурьба, и мы будем обсуждать программу, что им понравилось и что не понравилось. И вот сеанс закончился - и тишина. И я замечаю, что дети разговаривают жестами… Какое-то щемящее чувство в груди появилось от этого…

И тут же ко мне подошла их учительница Светлана Васильевна Чайка, и говорит: “Ольга Юрьевна, мы тут узнали, что у вас есть такая студия, вы занимаетесь детками”. Я говорю: да. “А нас возьмете?”, - спрашивает. Но, говорит, мы глухие.

И тут я подумала: а какая разница? Ну подумаешь, что глухие. Кино вначале вообще было без звука, Чарли Чаплин нам в помощь.

Вот так ко мне попали глухие дети и мы начали с ними работать.

Фото: киностудия "Жираф"

Фото: киностудия "Жираф"

- Какая добрая история. Вы на тот момент уже сталкивались с детьми с нарушениями слуха или с глухими ребятами?

- До этого - никогда. Когда я пришла к ним на занятия в школу впервые, то поняла, что вообще ничего не знаю про глухих детей. У меня уже была готовая программа, где я рассчитывала простыми словами про композицию кадра и другие профессиональные вещи. Но оказалось, что их словарный запас достаточно узкий, и я не могу им объяснить что-то так, как я привыкла это делать. Для меня это было шоком. Я поняла, что нужно что-то делать. И с того момента началась моя плотная работа с неслышащими детьми.

- А что касается названия “Жираф”?

- Оно появилось еще раньше. Его придумали дети в тот момент, когда мы как раз работали над фильмами фестиваля “Зеленый взгляд”. Мы стали много где побеждать и поняли, что нам нужно как-то называться. Поскольку тема проекта была экологическая, то хотелось взять за название какое-то животное. Ребята предлагали: бегемот, жираф, зебра… Бегемота отмели сразу. Потому что он вот такой… Бегемот.

- Ну, вообще это сильное, стремительное животное, очень мощное.

- Да, и челюсти бегемота сжимают сильнее, чем акульи. Но мы не хотели быть чем-то сжимающим и агрессивным, хотели быть другими. Зебра нам нравилась гораздо больше, но на тот момент уже было много продакшенов с зеброй в названии. И тут мы подумали: а почему не жираф? Он необычный, яркий, а главное - на что он похож?

- На что?

- Жираф похож на камеру на штативе. Это классная ассоциация, которая появилась благодаря детям. И так мы стали назваться “Жирафом”. И когда к нам пришли глухие дети, это название уже было. И хотя сначала для меня это было не основной работой, со временем, когда я стала работать с неслышащими нашими ребятами, проект начал занимать все больше времени. И мне стало казаться, что это важнее, чем моя профессия на телевидении.

- Как это ощущалось?

- Понимаете, на канале… Хоть я и люблю свою профессию, но на телевидении я заменима. Если я уйду оттуда, то придет другой режиссер и будет так же хорошо и профессионально делать свою работу. А вот в рамках “Жирафа” у меня стали появляться знания и навыки, которые достаточно уникальны. Потому что работать, творить, взаимодействовать с глухими - это умеет не каждый. И постепенно, погружаясь в это, я поняла, что нужно заниматься проектом более системно.

Поэтому в 2013 году мы зарегистрировались как киностудия и как некоммерческая организация. Так что у нас два дня рождения - в 2010 и 2013 годах.

Фото: киностудия "Жираф"

Фото: киностудия "Жираф"

- Ольга, а скажите, пожалуйста, у вас есть эта традиция, когда перед съемкой сюжета или фильма все расписываются на тарелочке, а потом она разбивается на много маленьких кусочков, которые каждый может взять себе?

- Конечно, мы так делаем, это наша любимая история.

- Настоящая киношная традиция?

- Абсолютно. Только когда мы снимаем в павильоне, всегда большая проблема, обо что же бить эту тарелочку. Вообще, полагается бить о штатив, но мы для этих дел завели специальную скамейку. Потому что эта традиция идет из времен, когда штативы были массивные, железные, и можно было без вреда об них бахнуть тарелочкой. Сейчас так уже не получится. Оператор ляжет грудью, но не пустит нас к штативу с тарелкой. Так что мы разбиваем ее о скамеечку, предварительно положив в специальный шопер.

- Это очень экологично получается.

- И практично. Нам же в этом павильоне снимать, а осколки на полу - дело такое. Так что разбиваем в шопере и ребята разбирают потом осколки тарелочки на память. У нас уже их целая коллекция, скоро можно будет выкладывать мозаику на память.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Так здорово, что дети прикасаются к искусству кино в таком юном возрасте, своими руками это искусство создают. У вас есть, например, проект “Звуки-Знаки”, это киношколы. Расскажите, пожалуйста, о нем.

- “Звуки-Знаки” - это киношколы, в которых мы обучаем детей с различными степенями нарушений слуха. Там они осваивают профессии, связанные с кино, и это не только актерское мастерство. Кому-то интересно узнать про грим (эти обычно интересуются девочки), кому-то хочется освоить камеру (это больше любят мальчики). Но в основном “Звуки-Знаки” - это все же обучение актерскому мастерству, раскрытие талантов и наклонностей.

Наши юные актеры, пройдя обучение, выходят на съемочную площадку с профессиональными артистами - с нарушениями слуха либо со слышащими. Слышащие актеры учат жесты прямо на площадке. Свои реплики они тоже осваивают прямо на площадке под руководством опытных глухих и сурдопереводчиков, у которых жестовый язык является вторым родным. Это билингвы – слышащие дети глухих родителей.

- И вы снимаете с ребятами кино?

- Да, снимаем короткометражное кино. Но это не просто кино, мы снимаем его по запросам сурдопедагогов - то есть тех специалистов, которые работают с ребятами. И знают, какие у них сложности в объяснении понятий, например, из литературных произведений школьной программы, фразеологических оборотов, басен.

Понимаете, у глухих детей восприятие очень конкретное. Им сложно объяснить то, что они не могут увидеть. Вот есть стол, стул, ручка, компьютер. Ты назвал им слово, показал предмет, и они запомнили. А что-то абстрактное, не привязанное к физическому, им осознать сложно. И мы снимаем как раз для того, чтобы они понимали такие вещи и им было проще. Это такой, знаете, обучающий и даже юмористический “Ералаш” для глухих.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Это про ваш проект, сериал “Вижу смысл”. Там уже набралось 68 серий?

- Да, самим не верится. Этот сериал мы потом отправляем по всем регионам России и педагоги используют его на уроках, чтобы обучать детей с нарушениями слуха. То есть, наши дети, которые учатся актерскому мастерству, сначала сами постигают эти сложные для них смыслы, а потом, с помощью своей игры, еще и помогают сверстникам с такой же проблемой по всей стране. Вот такой вот у нас проект “Звуки-Знаки”.

- Снимаю шляпу, Ольга, перед вами и вашей командой, вы делаете очень важную миссию. Как получается выстраивать работу с коллегами в “Жирафе”? Сколько у вас взрослых, а сколько детей-актеров?

- Сейчас у нас работает три группы, разделенные по возрасту. Самая многочисленная - это младшая, там занимаются 15 человек.

- А какого возраста дети в группах? Кто помогает с ними, какая команда?

- В младшей группе детям 9-11 лет, есть группа подростков 13-14 лет, а есть старшие дети, уже почти выпускники, им 16-17 лет. Старшая группа самая малочисленная, но это обычная история. Маленьким деткам интереснее играть, познавать все новое. Дети растут - интересы могут меняться.

Также у нас есть активные родители, которые помогают в нашей работе, в организации мероприятий, в подготовке съемочного процесса. Они выступают своеобразными сопродюсерами, договариваются о локациях, готовят реквизит.

Также у нас есть дружественный коллектив – «Петербургская ЛекSема» и руководитель его Людмила Герман, наша актриса. Она играет в баснях, в объясняющем моменте. Она очень хороший педагог и прекрасная актриса. Еще есть Элина Юшина, которая осуществляет сурдоперевод на занятиях, и во время съемок.

Сергей Синодов — это не слышащий актер из Москвы, знаменитый «Мистер Мим». Глухие его очень любят, он у них звезда, и когда он приезжает к нам из Москвы, и дети выходят с ним на съемочную площадку, то первое, что они делают, они делают с ним селфи.

Также у нас есть переводчики постоянные, которые уже знают наших детей. И мы зовем их постоянно.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Похоже, действительно большая команда создает проект.

- Однажды мы пытались сосчитать точно. И получается, что во время съемок с нами работает около 40 человек, не считая актеров.

- Знаете, Ольга, еще бы очень хотелось послушать про метод “Курочки Рябы”, который вы применяете в работе с детьми с нарушениями слуха. Что это за метод?

- Это тоже история с историей, если можно так сказать. Когда я была маленькой, у меня была книга про Курочку Рябу. И в ней, как вы знаете, “Дед бил, бил, баба била, била…”. И к этим словам была иллюстрация, как баба лупит по яйцу сковородой, а дед - молотком. И оно разбивается, и все плачут.

И я не могла понять, почему они плачут. Ведь хотели разбить - и разбили. Чего они еще ждали, когда били по яйцу молотком и сковородкой? Только когда я выросла и перечитала сказку, то поняла, что про молоток в ней ни слова - так слова автора интерпретировали художники. Мне показалось это идеальным вариантом для объяснения того, что такое режиссерская трактовка. Потому что в сказке всего два прилагательных: “простое” и “золотое”. И больше никакого описания, только перечисление событий, и эти события можно трактовать как угодно. И чем лучше ты сформируешь эту трактовку, тем полноценнее и понятнее будет картина.

Ведь, посмотрите, “Курочку” можно снимать и про голод (дед с бабкой были голодные, им было все равно, что яйцо золотое), можно про жадность (они надеялись, например, что в золотом яйце лежит огромный бриллиант). А можно… Один мой знакомый вообще мне написал, что, а вдруг дед и бабка - это жрецы культа древней Рябы? И они должны были магически это яйцо разбить?

- Это просто феерично.

- Согласна. И эта история для меня - пример, на котором я объясняю педагогам и актерам, как нужно работать с глухими детьми. Ведь для них многое, что мы читаем и знаем из контекста, неведома. Многие произведения, в том числе “Курочка Ряба”, им непонятны. Наша задача - расширить эту интерпретацию, привнести что-то новое. Понимаете? Если глухой ребенок, например, читает басню, он считает, что раз написано про животных - это про животных. Про ворону, про лисицу - не про людей. И нам нужно донести тот самый скрытый смысл.

Когда ты работаешь с ребенком с нарушением слуха, для него в произведении все должно быть суперпонятно. Поэтому мы сняли сюжет о том, кто такой Эзоп, и как вообще появилась басня. Сняли сюжет о том, кто такой Крылов, и почему он пользовался эзоповым языком.

Для глухого ребенка мир сложен, его образная часть - загадочна и непонятна. Мы помогаем разгадать эту загадку. И самое лучшее - делаем это с юмором.

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

СПРАВКА

Киностудия «Жираф» — это профессиональный продакшн видео контента: ТВ, документального, игрового, рекламного, обучающего и прочего. На студии проходят съемки с детьми и для детей, работает творческая мастерская мечты, где можно стать автором собственного фильма, сняться в главной роли, найти друзей.

Киностудия «Жираф» — это киношкола, дающая основы профессий, связанных с кино, в том числе глухим детям и детям с нарушениями слуха.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА ЛИДЕРОВ НКО “НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ”?

Школа лидеров НКО “Новые горизонты” - это обучающий курс для руководителей и представителей некоммерческих организаций, помогающий им рассказывать о добрых делах на всю страну.

Проект реализует АНО "Агентство информационных проектов и инициатив "Чистая страна" при поддержке Фонда президентских грантов. Партнер проекта - Медиагруппа "Комсомольская правда"