Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 мая 2024 9:00

“Идею вынашивали 10 лет”: Ольга Шульгина рассказала про фильм “Доноры блокадного Ленинграда” и его влияние на сердца людей

Ольга Шульгина: идея фильма о донорах блокадного Ленинграда вынашивалась 10 лет
Наталья СМИРНОВА
Наталья СМИРНОВА
Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

Быть творческим человеком - это чувствовать, что в сердце постучалась идея, которая требует реализации. И которая может поменять мир к лучшему. Такое не раз было с режиссером Ольгой Шульгиной - в 2010 году она создала киностудию “Жираф”, на базе которой снимаются фильмы и ролики, помогающие глухим детям лучше адаптироваться в жизни. А в 2024 году, в год годовщины снятия блокады Ленинграда, киностудия Ольги выпустила фильм про доноров, которые сдавали кровь в городе в то страшное время.

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф», в интервью рассказала про большой фестиваль “Метод кино”, который позволит вывести обучение глухих детей на новый уровень. Также предметом разговора стал фильм, идея которого вынашивалась 10 лет - “Доноры блокадного Ленинграда”. Историей создания ленты, откликом на нее у зрителя и трогательными историями героев фильма Ольга Шульгина поделилась в эфире программы “Доброволец” на Радио “Комсомольская правда”.

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

Ольга Шульгина, режиссер киностудии «Жираф»

- Ольга, ваши проекты фильмов с глухими детьми и для глухих детей, о которых мы говорили ранее, требуют включения большого количества специалистов. Как с вами сотрудничают сурдопедагоги?

- Сначала они давали нам только заявки. То есть, писали, что им трудно что-то объяснить, и мы снимали ролики в помощь. Так было с момента начала проекта в 2017 году и до прошлого года. Но с этого года все изменилось: прямо в данный момент завершается наш проект “Метод кино”, который мы реализуем при помощи Фонда президентских грантов. И это совсем другой проект, выход на совершенно новый уровень.

- Что это за проект?

- “Метод кино” - фестиваль методических разработок. И сурдопедагоги, которые научились уже использовать наши фильмы и наш сериал «Вижу смысл» в своей педагогической практике, выступают наставниками и учат своих коллег использовать наши киноматериалы.

Также у нас проходит конкурс. В рамках этого фестиваля педагоги должны провести занятия по нашему киноматериалу. Описать, как они это сделали, сделать конспект, и эти материалы мы потом будем выкладывать, чтобы ими могли пользоваться другие педагоги. Таким образом, мы начинаем создавать базу методических разработок по теме работы с нашими киноматериалами и киноматериалами вообще.

И еще, одна из номинаций нашего конкурса - сценарий. Теперь сурдопедагоги не просто дают нам задание: снимите для нас что-нибудь. Сейчас они сами участвуют в разработке сценариев для этих наших короткометражных обучающих фильмов. И это очень важный новый этап.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Звучит интригующе. А что в целом результаты проекта дадут тем людям, детям, у которых ограничения по слуху?

- Во-первых, наш сериал интересен всем, его можно смотреть не только как обучающий. Многие понятия и смыслы тех же басен могут быть неизвестны слышащим взрослым людям. Мне не раз говорили слышащие мамочки, которые приходили на показы со своими глухими детьми, что узнали много нового для себя.

Во-вторых, польза сериала в том, что педагог на уроке может показать его и освободить время для другой работы: например, речевой.

В-третьих, у нас весело и интересно. А если детям весело и интересно, они быстрее запоминают и органичнее используют в речи то, что узнали.

- То есть, происходит улучшение качества жизни? Рост собственной самооценки, более уверенное ощущение себя в мире?

- Я бы сказала, что главное - это расширение словарного запаса. Это самая большая проблема, над которой бьются сурдопедагоги при работе с неслышащими детьми. И мы эти границы таким образом раздвигаем. То есть, сурдопедагоги получают инструмент для более эффективной работы на уроке, а дети - новые качественные знания, к которым уже добавляется улучшение качества жизни и все то, о чем вы сказали.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Знаете, накануне 9 мая я бы хотела задеть одну важную тему. Как мне известно, 23 февраля этого года киностудия “Жираф” вместе с детьми с нарушением слуха выпустила фильм “Доноры блокадного Ленинграда”. Это фильм, который вынашивался 10 лет. Расскажите, Ольга, как вы пришли к этой идее, с чего все началось?

- Началось это все с того, что у нас был небольшой заказ на съемку документального корпоративного фильма для НИИ Гематологии, который находится у нас в Санкт-Петербурге. Мы пришли снимать, и там я впервые узнала, что в годы войны этот институт назывался Ленинградский институт переливания крови (ЛИПК). И там существовала служба крови, куда приходили сдавать ее под обстрелами истощенные ленинградцы. Приходили, несмотря на холод и голод.

Меня поразили два факта: во-первых, их невероятный героизм, а, во-вторых, пробел в моем образовании. Я подумала - как я могла этого не знать? И спросила у своих коллег. Оказалось, что эту историю не знал никто. И тогда, в 2012 году, я поняла, что нужно снимать про это кино.

Но время шло, было много проектов, а так как все они некоммерческие, то требуют особенно большого внимания. И вот близился 2024 год, 80-летие со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И я поняла, что если мы не сделаем это сейчас, то не сделаем совсем. Так мы 10 лет вынашивали фильм и 9 месяцев потом его создавали.

- Очень символично.

- Так и есть. Мы начали снимать в мае 2023 года и январе 2024 года уже впервые его показали. В даты с 8 по 27 января, даты прорыва блокады и полного освобождения города. Это были наши оффлайн-показы ленты. А 23 февраля прошла онлайн-премьера. И наш фильм ВКонтакте набрал почти 90 тысяч просмотров.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Невозможно без волнения слушать то, о чем вы рассказываете. Я добавлю, что знаю такие невероятные факты: за годы войны и блокады Ленинград сдал 144 тонны крови - это 150 миллилитров от каждого донора. Казалось бы, это просто факт, но ведь за ним стоят настоящие человеческие истории. Какие из них поразили вас больше всего при работе над фильмом?

- Больше всего поражает воображение, конечно, тот невероятный героизм. Люди отказывались от денег - безвозмездное донорство возникло именно в блокадном Ленинграде. Кроме того, все сотрудники ЛИПК - все, как один - были донорами. Без света, без воды они продолжали свою ежедневную работу, работали как фабрика крови - ни одного дня не было, чтобы фронт не получил необходимое количество крови.

Кроме всего этого, меня поразила удивительная лирическая история. Представляете, между донорами и бойцами существовала переписка. На каждой ампуле с кровью в те годы крепилась бирочка и там были написаны имя и фамилия, а иногда просто номер. Но поскольку в Ленинграде отправкой крови на фронт занимался только Ленинградский институт переливания крови (ЛИПК), бойцы могли написать туда и получить адрес своего донора. А ведь донорами-то были в основном девушки, женщины - мужчины воевали. И вот эти хрупкие девушки, женщины, они приходили и сдавали кровь. И бойцы знали об этом. Они писали письма в Ленинградский институт с благодарностью, приходили потом знакомиться.

И в нашем фильме есть история, когда медсестра ЛИПК, которая, конечно, тоже была донором, сдала кровь. А боец, когда находился в госпитале в Ленинграде, пришел к ней познакомиться после своей выписки.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Я просто замерла и жду, чтобы узнать, чем закончится эта история.

- У этой истории счастливый конец. Они прожили вместе 50 лет. И такая история была не одна, но у этой есть документальное подтверждение, потому что Татьяна Андреевна Геккер, - так звали эту медсестру, - долгие годы проработала в Ленинградском институте переливания крови, работала там и после войны. И когда мы разговаривали с ней в 2012 году, ей было 90 лет. Эту историю мы слышали от нее лично. И эту историю она нам рассказывает в фильме.

- Это просто невероятно. Стоит добавить, что фильм идет 42 минуты и он как раз начинается с трогательного письма красноармейца Николая, которое написано около 80 лет назад. Расскажите, как удалось найти все эти факты, письма? Ведь лента - документальная.

- Все письма, которые легли в основу фильма, хранятся в музее ЛИПК. Их огромное количество и нам было очень сложно выбрать. Мы отобрали самые, знаете, глубоко лиричные. А также те, которые можно привести как пример. Например, было много писем, где люди отказывались от денежного вознаграждения. Были письма, где люди отказывались от пайка, и просили этот паек передать тому, кому нужнее.

А то, что Ленинградский институт переливания крови спасал своих доноров - это вообще отдельная история. Понимаете, ведь чтобы стать донором, человек должен был пройти обследование. И тогда, в годы блокады, на это смотрели так же серьезно, как и в любое другое время - это же кровь, это медицина. Нужна стерильность, даже в условиях отсутствия света и воды. И медики так же, как другие блокадники, ходили за водой к Неве, набирали ее в проруби зимой. Проверяли кровь на гемоглобин, чтобы забор не был летальным для донора. Проверяли реакцию Вассермана и на все остальные возможные инфекции. Потому что очень берегли своих доноров.

И именно ЛИПК выделил дополнительный паек, чтобы доноры получали питание, чтобы они могли поддерживать свои силы, чтобы они могли приходить и сдавать кровь. Это была невероятная забота. Ленинградский институт переливания крови сделал все для того, чтобы в те дни, когда доноры приходили сдавать кровь, они проводили их максимально тепло и максимально… мирно. В институте для этого были обогреватели, парикмахерская и даже сапожная мастерская. В институте старались создать уголок другой жизни, чтобы люди не просто сдавали кровь, а не теряли веру в победу. Это мы сейчас знаем, что Победа была в 1945 году. А в те страшные 1941 и 1942 - они не знали. Им нужно было верить. И Институт всеми силами старался поддерживать в людях этот огонек.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Вряд ли фильм будет легко смотреть, хоть это и абсолютно стоит того… Легко ли было его создавать? Как команда это перенесла, сколько человек работало над фильмом?

- На этапе, когда создавался сценарий, мы были втроем: оператор Евгений Гончаров, сценарист Елена Кипреева и я. Помогала нам наш главный консультант Алексеева Наталья Николаевна, заведующая музеем ЛИПК, которая была экспертом и носителем основной информации.

Для начала мы записали огромное интервью с ней и, имея на руках уже материалы, стали формировать информационную основу. Отбирали письма, хронику, материал. Это была, так скажем, настоящая руда. У меня есть кадры, где мы иллюстрируем какой-нибудь сюжет, какую-нибудь историю про забор крови, и в этом минутном сюжете собрано 18 видеофрагментов из разных хроник.

- Проведена тщательная работа.

- Да, это была тщательная работа, ручная работа… Когда смотришь на весь фильм, кажется, что так оно все и было, все на своем месте. А на самом деле все собрано по крупицам…

Кроме того, еще у нас были реконструкции. Потому что видеохроники каких-то событий просто не было. Например, есть реконструкции, как девушки читают письма, как приходят доноры. У нас были фотографии, и мы старались по ним воссоздать ту атмосферу.

Тут, кстати, мы не отступали от своего принципа. Часть актеров в наших реконструкциях не слышат, и это профессиональные актрисы: Таня Напалкина и Валерия Аршакова, они артистки театра и педагоги, которые преподают актерское мастерство в нашей киношколе «Звуки-Знаки». Таким образом наша главная тема проросла и в этот проект.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Сейчас фильм можно посмотреть в кинотеатре “Окко”. Кроме того, в разных локациях и местах прошли официальные премьеры. Как люди реагируют на фильм, как встречают его?

- Здесь хочется сказать о том, о чем я говорю уже давно. Что кино может быть центром социальных изменений, их инструментом. И не только когда это кино, которое обучает глухих детей. А и такое кино тоже. Потому что наш фильм взяли на вооружение донорские организации по всей стране. А после показов происходит удивительное - 20% зрителей, минимум, изъявляют желание стать донорами. А те, кто уже сдавал кровь, испытывают чувство гордости, причастности к тому великому подвигу. Они понимают, что делают очень хорошее дело.

- То есть, фильм становится тем самым стимулом, который ведет людей к идее донорства?

- Да, и это прекрасно. Кроме того, наш фильм разместил на своей платформе сайт “Ядонор.ру”. Это федеральный сайт службы крови. Они забрали наш фильм себе и показывают его. Так же поступили донорские организации из регионов: например, АНО “Донор. Волга” из Саратова. В Санкт-Петербурге фильм показывает Фонд донора.

Ну и сами мы объездили с фильмом десятки учебных заведений, показывая его старшеклассникам, студентам колледжей и вузов. Я возила его в Челябинск, показывала его в Нижнем Новгороде - и это только я лично. Также его демонстрируют наши коллеги. И бесконечно его показывает музей ЛИПК, оттуда мы постоянно получаем отзывы. Многие хотят продолжения и больше историй про доноров, про бойцов. А историй на самом деле и правда очень много. К нам на премьеры приходили люди, приносили документы своих бабушек и дедушек, которые были донорами, рассказывали удивительные истории. Есть даже целые донорские династии.

Это такая тема, о которой я даже не задумывалась раньше. А она сейчас снова прорастает сквозь года, сквозь события. И говорит: “Сними меня!”. Как когда-то постучалась в мое сердце идея снять фильм про доноров блокадного Ленинграда. Так сейчас стучится и эта история.

Фото: Киностудия "Жираф"

Фото: Киностудия "Жираф"

- Мы будем очень ждать, что эта идея достучится и тоже появится на экране. А пока - что могли бы сделать читатели “Комсомольской правды”, чтобы поддержать ваш фильм или киностудию “Жираф”?

- Ну, смотрите, мы же профессиональный продакшн. Так что мы получаем заказы, - хоть от НКО, хоть от коммерческих организаций, - многое снимаем и умеем делать, понимаем проблемы изнутри и хорошо делаем свою работу. Мы можем сделать хоть рекламу, хоть репортаж о вашей организации. И любое видео, которое может потребоваться НКО. И все деньги, которые остаются после выплаты зарплат сотрудникам, мы направляем на свои проект. Это и проекты для глухих детей, и проекты, подобные фильму “Доноры блокадного Ленинграда”. Так что если у вас есть необходимость в видео - обращайтесь, мы сделаем. А весь доход будет направлен на доброе дело.

СПРАВКА

Киностудия «Жираф» — это профессиональный продакшн видео контента: ТВ, документального, игрового, рекламного, обучающего и прочего. На студии проходят съемки с детьми и для детей, работает творческая мастерская мечты, где можно стать автором собственного фильма, сняться в главной роли, найти друзей.

Киностудия «Жираф» — это киношкола, дающая основы профессий, связанных с кино, в том числе глухим детям и детям с нарушениями слуха.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА ЛИДЕРОВ НКО “НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ”?

Школа лидеров НКО “Новые горизонты” - это обучающий курс для руководителей и представителей некоммерческих организаций, помогающий им рассказывать о добрых делах на всю страну.

Проект реализует АНО "Агентство информационных проектов и инициатив "Чистая страна" при поддержке Фонда президентских грантов. Партнер проекта - Медиагруппа "Комсомольская правда"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стать актером, режиссером и найти друзей: Ольга Шульгина рассказала, как киностудия “Жираф” помогает глухим детям понять мир и искусство

Ольга Шульгина: киностудия "Жираф" помогает глухим детям понять мир и искусство (подробнее)