Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика16 мая 2024 16:00

Российский автопром снова хочет повысить утильсбор — это приведет к очередному подорожанию автомобилей

АвтоВАЗ поддержал повышение утильсбора на иномарки в России
При ввозе автомобиля в Россию к стоимости автомобиля нужно доплатить 48%

При ввозе автомобиля в Россию к стоимости автомобиля нужно доплатить 48%

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ

В автомобильных кругах снова заговорили о возможном повышении цен на иномарки. Поводом стали недавние слова первого вице-премьера Дениса Мантуров о том, что правительство готово оперативно рассмотреть вопрос о повышении утилизационного сбора.

С таким предложением еще до его официального назначения на должность «первого» к Мантурову обратился глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. По его мнению, это защитит отечественных производителей техники. В предложении, направленном в правительство, речь идет о повышении утильсбора на автомобили, сельхозмашины и дорожную технику.

Денис Мантуров ответил, что эти документы «оперативно рассмотрим».

ЧТО ТАКОЕ УТИЛЬСБОР

Вообще утилизационный сбор — это платеж за утилизацию товара. В нашем случае речь об утилизации автомобиля, когда он, намотав сотни тысяч километров, превратится в груду железа. Отследить этот печальный момент невозможно, поэтому утильсбор оплачивается заранее.

Долгое время он действовал только в отношении импортных автомобилей, производители из России и импортеры из стран-членов Таможенного союза были от него освобождены. Но под давлением ряда западных стран Россия в 2013 г. ввела утильсбор и для своих автомобилестроителей, однако он был компенсирован соизмеримыми госсубсидиями.

Сейчас утилизационный сбор является фактически дополнительной пошлиной на импортные автомобили, которую можно оперативно регулировать в зависимости от политической или экономической обстановки. Если иномарки становятся нежелательны, его можно повышать.

На АвтоВАЗе считают, что утильсбор надо поднять еще больше — чтобы снизить конкуренцию отечественным автомобилям

На АвтоВАЗе считают, что утильсбор надо поднять еще больше — чтобы снизить конкуренцию отечественным автомобилям

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

КАКАЯ ОТ НЕГО ВЫГОДА

Размер утильсбора зависит от возраста транспортного средства, объема двигателя и шкалы расчета — коммерческой или для физлиц.

Его периодически увеличивали (это называется индексировали). Например, с 1 августа 2023 г. ставки на автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 литров и возрастом старше 3 лет утильсбор увеличился почти на 800 тысяч рублей.

Но все равно существовала разница между ставками для юрлиц и для физлиц. Считалось, что последние ввозят иномарки для себя, поэтому для них утильсбор был дешевле. Этой лазейкой стали пользоваться перегонщики — профессиональные продавцы иномарок. Благодяря им на российском рынке появлялись иномарки дешевле, чем в автосалонах. Еще одна лазейка — ввоз иномарок через страны ЕАЭС — Киргизию, Армению, Казахстан, Белоруссию. У них импортные пошлины на автомобили ниже, чем у нас, но из-за того, что у них с Россией единое таможенное пространство, автомобили из Киргизии, например, можно было спокойно и без дополнительных трат перевозить в Россию. В результате Киргизия, не имеющая собственного автопроизводства, стала вторым после Китая импортером автомобилей в Россию.

ЗАЧЕМ ЕГО ПОДНИМАТЬ

С 1 апреля 2024 г. лавочка прикрылась. Ко всем стали применять единые правила. Если ввозишь машину через страну ЕАЭС, то доплати такой утильсбор, как если бы ты ввозил его напрямую в Россию. Если физлицо — плати столько же, сколько и компания.

В результате картина получилась такая. При ввозе автомобиля в Россию к стоимости автомобиля нужно доплатить 48% (но не менее €7,5 за 1 куб. см), плюс утильсбор от 300 тысяч рублей для автомобилей с двигателями 1-2 л до 900 тысяч рублей для двигателей более 3 л. Получается, что даже на самую скромную иномарку прибавка будет более миллиона рублей. Таким образом она гарантированно переходит в товар стоимостью примерно 2 млн рублей, что доступно далеко не каждому.

Но и в этих условиях на АвтоВАЗе считают, что утильсбор надо поднять еще больше — чтобы снизить конкуренцию отечественным автомобилям. Гендиректор предприятия Максим Соколов заявил в Свете Федерации, что в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тысяч рублей, к 2025 г. - до 660 тысяч, а к 2029 г. - пояти до 1 млн рублей. По его мнению, это будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома. Речь идет о создании в России собственных автозаводов, как это сделал Haval, либо о кооперации по принципу JAC и «Москвича», когда на российский завод поступают вначале машинокомплекты из Китая, а потом все больше деталей начинает производиться в России.

Максим Соколов заявил, что в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тысяч рублей

Максим Соколов заявил, что в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тысяч рублей

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

МНЕНИЕ «ЗА»

- Российский производитель, безусловно, нуждается в поддержке, - сказал KP.RU официальный представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский. - Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн. штук. Такие массовые объемы производства, как известно, значительно удешевляют себестоимость единицы продукции, и это позволяет их компаниям предоставлять практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский. В России китайские бренды занимают больше половины легкового рынка, достигнув в декабре прошлого года рекордных 60%. В денежном выражении их доля еще выше. В единицах продукции АвтоВАЗ занимает более трети российского рынка, но в денежном выражении это получается чуть более 9%. Значит, оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж. Похожая ситуация и в сегменте грузовых автомобилей — здесь тоже первое место удерживает китайский производитель. Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии и надо этому как-то противостоять.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

- Я категорически против, - заявил KP.RU вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. - Понятно, что инициатива исходит от АвтоВАЗа. Предприятие сталкивается с китайскими производителями и не может придумать ничего лучше, чем повышение утильсбора для своих конкурентов. Но это не самый лучший вариант для конечного потребителя. Надо думать о том, как сделать комфортной жизнь рядового гражданина, который хочет приобрести нормальный автомобиль. Я за то, чтобы люди приобретали за вменяемые деньги современные, более безопасные, с интересным интерьером и экстерьером автомобили. Если бы АвтоВАЗ старался предложить более интересные машины, чем те, которые поступают по импорту, конкурировал бы качеством, это было бы правильно. А если хочет выживать только за счет того, чтобы сделать цены конкурентов еще выше, то это не очень хорошая история. Сейчас и так такие высокие, что даже самые простые автомобили доступны немногим.

ТАЙНЫЕ ЗНАКИ: ЕЩЕ НИЧТО НЕ РЕШЕНО

Так повысят утильсбор или нет? Скажу так: не факт. Тут еще что важно — знание аппаратной терминологии. Есть три наиболее распространенных вида резолюций: отказать, решить и рассмотреть. С первым все ясно, а вот с двумя остальными нередко возникает недопонимание. Бывает, человеку в ответ на обращение скажет высокий чиновник: рассмотрим. И тот полон радости. А на самом деле радоваться рано: чиновник может рассмотреть и отказать. И никого при этом не обмануть: обещал рассмотреть и рассмотрел. Совсем другое дело резолюция — решить. Тогда вопрос однозначно должен будет решен. И если бы Денис Мантуров сказал «решим», то как говорится, к гадалке не ходи, утильсбор был бы повышен. Но то, что опытный управленец сказал неопределенное «рассмотрим», говорит о том, что вопрос требует тщательной проработки и решение не очевидно.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые «Солярисы» из Петербурга начали поступать в дилерские центры (подробнее)