
Ученые из ведущих мировых научных центров представили новые доказательства пользы средиземноморского типа питания. Доказано, что комплексный подход, сочетающий диету с умеренным ограничением калорий и физкультурой, снижает риск развития диабета 2-го типа на 31%. Отдельное исследование показало, что такая система питания эффективно противостоит деменции, причем наибольшую пользу она приносит людям с высоким генетическим риском болезни Альцгеймера. О том, как внедрить принципы средиземноморской диеты в российские реалии, KP.RU рассказала врач-диетолог, кандидат медицинских наук Татьяна Солнцева (ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»).
Ученые из Гарварда и 23 университетов Испании в течение шести лет наблюдали за почти 5000 участников в возрасте от 55 до 75 лет. У них был лишний вес и метаболический синдром (предшественник диабета).
Участников разделили на две группы. Первая придерживалась классической средиземноморской диеты без ограничений. Вторая группа следовала усиленному протоколу: их рацион также был основан на принципах средиземноморской диеты, но с сокращением калорийности на 600 ккал в день, плюс – добавка умеренной физической активности (быстрая ходьба, аэробные упражнения).
Группа, которая работала комплексно, показала на 31% меньший риск развития диабета 2-го типа. Кроме того, ее участники потеряли в среднем 3,3 кг и хорошенько уменьшились в объеме талии, постройнели, что является важным показателем улучшения метаболического здоровья.
Во втором исследовании, опубликованном недавно в Nature Medicine, ученые из Гарварда и Массачусетского технологического института проанализировали данные тысяч медицинских работников, которые собирали десятилетиями.
Оказалось, что приверженность средиземноморской диете была связана с более медленным снижением когнитивных функций (мышление, память, речь, внимание) и меньшим риском деменции.
! Самое важное открытие: диета была наиболее эффективна для носителей двух копий гена APOE4, которые имеют 12-кратный риск развития болезни Альцгеймера. Это доказывает, что правильное питание может в буквальном смысле «перевесить» плохую генетику.
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна Солнцева, врач-диетолог, терапевт, кандидат медицинских наук (ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»):
- Я не считаю Средиземноморский рацион диетой в строгом смысле. Это скорее стиль питания, сложившийся традиционно в странах Средиземноморья. Его польза была подтверждена и другими масштабными исследованиями, которые показали, что такой рацион связан со значительно более низким риском инфарктов и инсультов.
Суть этого стиля проста:
* Основа рациона: цельнозерновые продукты, овощи, зелень, фрукты, бобовые, рыба, морепродукты и полезные растительные жиры (оливковое масло, орехи).
* Редко: красное мясо.
* Очень редко: переработанные мясные продукты (колбасы, сосиски).
- Мы вполне можем придерживаться этих принципов в России, используя наши местные продукты. Дорогую форель заменит сельдь или скумбрия (желательно свежемороженные, а не солено-копченые). Их лучше всего запечь в духовке. Наши традиционные крупы (гречка, овес), овощи (свекла, морковь, капуста), ягоды и цельнозерновая мука ничуть не хуже. Просто нужно сделать акцент на натуральных, минимально обработанных продуктах и свести к минимуму фастфуд, колбасы и кондитерские изделия, - напоминает врач.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ученые доказали: ЗОЖ способен изменить и переписать гены ожирения
Коварная картошка: фри повышает риск диабета, зато пюре - полезно
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ