Общество22 июля 2021 6:57

Чем современные дети отличаются от школьников 80-х

10 пунктов учителя истории
У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо.

У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 год. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушел из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века, и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутевую школьную жизнь, со всеми ее плюсами и недостатками.

У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников - тех, прошлых, и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!

Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слезы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?

1

Что бросается в глаза в современной школе - много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр.

Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи скакалочки, резиночки, а мальчики гоняли мячик. Никаких казаков-разбойников и салочек! В лучшем случае - бессмысленная возня и толкотня.

Сейчас подростки почти не двигаются на переменках. Гляньте на эту счастливую парочку: у девочки в руках мобильник. Фото: Елена СИКОРСКАЯ/GLOBAL LOOK PRESS

Сейчас подростки почти не двигаются на переменках. Гляньте на эту счастливую парочку: у девочки в руках мобильник. Фото: Елена СИКОРСКАЯ/GLOBAL LOOK PRESS

Но чаще всего - Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая все на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком в экран. Они играют на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока для детей всегда мука - ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

2

Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я еще помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ерзает, руки бегают по парте, ребенок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит ее на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?» Смущенно улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» - полкласса.

3

Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и, уж конечно, не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоуменно хлопают глазами.

В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока - на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда - они «мир спасают»!

Раньше вокруг учителя всегда собирались любопытствующие. Фото: Фотохроника ТАСС

Раньше вокруг учителя всегда собирались любопытствующие. Фото: Фотохроника ТАСС

4

Дети не читают, т. е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг… И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д'Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоуменные глаза детей!

Оказывается, из четырех средних классов роман «Три мушкетера» читали лишь ТРИ человека!!! Но я такой старый, что еще помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно - значит, читающий ребенок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…

5

Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезенных из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами…

Теперь же попытка предъявить мою коллекцию ученикам вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). Сегодня это им НЕИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века многие, даже не рассматривая, передавали дальше.

Я привык, что после урока обязательно собирается стайка любознательных чудаков. Сегодня это невозможно.

6

В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая свое мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие свое собственное мнение.

В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО ПО ПРИКОЛУ! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребенок с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому - просто дерзит.

7

У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо. Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась…

Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики

НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах.

Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что все в жизни к ним как-то придет и сложится само собой. Может быть, дело в этих стереотипах сознания?

Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву. Живет некий мальчик (девочка) - откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришел в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным, волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает все - славу, почет, любовь, дружбу и успех!

Заметим, это в старом, «совковом» кино герой, чтобы обрести себя, должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой, как правило, приобретает свои способности просто так, по волшебству, или, на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика). Может быть, в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом, и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?

Конечно, в школе и сейчас есть кружки по интересам. Просто интересы сильно поменялись. Фото: Юрий ДЬЯКОНОВ/Фотохроника ТАСС

Конечно, в школе и сейчас есть кружки по интересам. Просто интересы сильно поменялись. Фото: Юрий ДЬЯКОНОВ/Фотохроника ТАСС

8

Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребенка». Если бы они так же хорошо помнили о своих обязанностях…

9

Я был потрясен практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят…

Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я - старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил ее… Может, так и надо. Ну ее, эту брезгливость…

10

Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта. Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот Высокая Мечта.

В заключение хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей - всеми силами помогать им. Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать - уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только кто же даст…

Игорь Гусев

Со странички «Москва, я люблю тебя»

www.facebook.com.