Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

продажа фермерских продуктов

Фермерство для России — относительно новый вид деятельности, ему около тридцати лет. Популярность экологически чистых продуктов у нас еще не так высока, как за рубежом. Однако это явно вопрос времени. Растительные фермерские продукты выращиваются без применения агрессивных химических удобрений, мясные и молочные животные откармливаются экологически чистыми кормами, выращенными в той же местности. Гастрономическая продукция рассчитана на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.

Фермерские продукты и политика

Импортная сельскохозяйственная продукция в советские времена была труднодоступной и автоматически считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Экспресс-исследование фирмы «Инкомаркет», проведенное в Москве в конце 1999 года, выявило следующую структуру предпочтений. Отечественным продуктам питания отдавало предпочтение 75,3% респондентов, импортным — 3,1%, безразличными к происхождению продуктов остались 21,6%. Отечественную мясную продукцию сочли лучшей 100% опрошенных, молочную — 93,8%, овощи — 70,6%, фрукты — 34,8%. Данные 1999 года показательны тем, что на тот момент в них не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Сейчас около 20% респондентов на вопрос, почему они выбирают отечественные продукты, мотивируют свой выбор патриотизмом.

А что же с качеством? К сожалению, российские производители продуктов питания, все больше стремясь к снижению затрат, стали переходить на более дешевое, а, следовательно, менее качественное сырье, как правило — импортное. Так, постепенно многие отечественные продукты стали подобием импортных: красивая упаковка, долгий срок хранения и… отсутствие вкуса и пользы.

Таблица. Качество российских и импортных товаров, % от количества отобранных проб продуктов питания (по данным Росстата)

Наименование
продуктов
питания
Некачественные и опасные для здоровья п
родукты питания
2000 г. 2005 г. 2009 г.
Рос. Имп. Рос. Имп. Рос. Имп.
Мясо и птица 8,2 53,5 14,1 9,5 2,8 8,4
в том числе мясо птицы 31,0 25,8 10,6 4,7 2,7 6,5
Колбасные изделия 14,8 57,5 5,7 3,6 2,9 2,2
Рыбная продукция
(без консервов)
28,5 36,2 3,8 44,1 10,9 21,7
Консервы мясные и мясорастительные 62,1 71,9 8,8 3,1 0,4 17,1
Масло животное 23,9 13,7 2,0 4,8 6,1 4,1
Цельномолочная продукция 18,8 36,4 4,4 5,3 7,8 5,4
Сыры 21,9 27,1 1,8 5,6 5,3 4,6

Как видно из таблицы 1, к 2009 году особенно остро встал вопрос качества отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт питания в целом в это время превышал 50%, а по некоторым видам достигал 80%. В январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Она предполагает, что производство сельскохозяйственной продукции к 2020 году на отечественном рынке по мясу должно составлять 85%, по молочным продуктам — 90%, а в целом доля отечественных продуктов питания — 80%.

Однако импортозамещение — процесс небыстрый, и пока еще полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российской продукции. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Так, в 2015 году на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств государство выделило более 3,4 млрд рублей.

Продукты с фермы как тренд

Итак, фермерская продукция интересует две основных категории потребителей: тех, кто следит за своим здоровьем и здоровьем своей семьи, и тех, кому небезразличны вопросы экологии. Отличительные качества фермерских продуктов — это:

  • Персональная ответственность производителя.
  • Частые поставки небольшими партиями, гарантирующие свежесть продукции.
  • Сезонность.
  • Натуральный внешний вид из-за отсутствия красителей.
Кстати

Современные покупатели настолько привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркета, что порой фермерам приходится убеждать их просто попробовать «неказистые» фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Если это все же удается сделать, критерии здорового выбора становятся очевидными.

По данным Союза органического земледелия, 21% населения России хорошо знает, что такое органические и экологически чистые продукты питания и стремится покупать именно их. Из них 45% — молодые мамы, 30% — приверженцы здорового образа жизни, 10% — те, кто по состоянию здоровья вынужден тщательно следить за качеством пищи, 10% — люди с высоким доходом, 5% — приверженцы модных трендов во всех сферах жизни.

Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть синонимами, не все так просто. В России пока нет законодательных норм, которые диктовали бы, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без применения вредных для здоровья веществ и технологий. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который фактически торгует organic food, но не завышает цены. Но бывает и наоборот: наклейка organic food ставится безо всяких оснований, продукцию никто не проверял, а цены повышаются на 50 и более процентов. Поэтому вопрос, где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, каждый решает для себя индивидуально, единого рецепта здесь пока нет.

Где можно купить фермерскую продукцию в розницу

Возможностей приобрести «настоящие» продукты для личного потребления в Москве довольно много, но ни одна из них не стабильна. Поэтому заинтересованный покупатель обычно держит в голове несколько вариантов, которые находятся рядом с его домом или работой.

  • Ярмарки фермерской продукции (ярмарки выходного дня). В 2016 году в Москве ярмарки выходного дня начали работать с 1 апреля. Самые крупные площадки — в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места). Всего по Москве открыто 102 площадки, полный официальный перечень опубликован на сайте Департамента торговли и услуг города Москвы. В основном здесь торгуют фермерскими товарами. Можно найти разнообразные товары народного потребления из 50-ти регионов России. Плюс таких ярмарок — умеренные цены, возможность заказать продукцию к следующим выходным. Минус — сезонность. К тому же сам ярмарочный формат отличается от обычного магазинного. Не всегда можно застать продавцов на месте в часы работы ярмарки, а если товар распродан, придется ждать следующих выходных.
  • Рынок сельхозпродукции. Раньше в Москве было много разнообразных продуктовых рынков, но далеко не все они соблюдали санитарные нормы, и многие давно закрылись. Однако есть настоящие солидные бренды — например, Даниловский и Дорогомиловский рынки. Делать там покупки считалось хорошим тоном еще в советские времена. Однако и цены нельзя назвать демократичными. Из более молодых, но популярных и доступных по ценам можно назвать фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Плюсом этого формата является продуктовая направленность, ежедневная работа, всесезонность. Минус — большие площади, на которых бывает сложно сориентироваться.
К сведению

По данным газеты «Известия», в 2016 году в России обеспеченность населения местами на рынках по продаже овощей и фруктов составляет 1,3 места на 1000 человек против 2,1 места на 1000 человек в 2010 году. Норма при этом — 4–6,5 торговых мест, и она выполняется только в 23-х субъектах РФ. Ярмарки и рынки часто являются единственным каналом сбыта фермерской продукции, поскольку торговые сети склонны ограничиваться ходовыми позициями с длительным сроком хранения.
  • Универсальный рынок. Многих привлекает этот формат как возможность сделать самые разнообразные покупки для всей семьи. Минусом здесь является не самый большой выбор продуктов. Как правило, их производитель неизвестен и проверить информацию сложно. Известные рынки — Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод».
  • Специализированный магазин фермерских продуктов. В спальных районах можно найти небольшие магазины такого формата, они обычно пользуются значительной популярностью, что отражается в очередях. Минус состоит в том, что подобные торговые точки имеют свойство неожиданно исчезать. Более устойчива интернет-торговля фермерскими продуктами, но здесь придется выбирать товар по картинкам и отзывам. Один из важных плюсов интернет-торговли — возможность оплаты банковскими картами — в фермерских магазинах реализован пока не повсеместно, но это характерно не только для России. При интернет-торговле теряется такая важная часть фермерского бизнеса, как личный доверительный контакт с клиентом. Частично этот недостаток можно восполнить ведением страниц в соцсетях.

Хотя система торговли фермерскими продуктами в столице пока не отлажена полностью, интерес к экологически чистым продуктам постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Где купить фермерские продукты оптом

В оптовых партиях фермерских продуктов заинтересованы представители ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частные санатории и реабилитационные центры. Закупки можно осуществлять следующим образом:

  • Напрямую у фермера. Это делается по личной договоренности или на оптовом рынке — например, в таких известных местах, как оптово-продовольственный центр «FOOD-СИТИ», оптово-продовольственный рынок «Отрадное». Наиболее гибкий и универсальный вариант, требующий, однако, тщательной предварительной проработки.
  • У перекупщиков. Перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но это стоит дополнительных денег, а фактический объем услуг как правило минимален. Этот вариант можно иметь в виду как запасной.
  • Через потребкооператив. Сбытовые (торговые) сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, они выполняют значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. Через потребкооператив удобно осуществлять закупки ритейловым компаниям, которые могут сразу отправить продукцию на прилавки. Для менее крупных закупщиков такой вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  • На электронной площадке сбыта сельхозпродукции. Это каналы сбыта, которые создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства» создал портал «РОСАГРОТОРГ.РФ», который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечить безопасность взаиморасчетов, организовать грузоперевозки. На портале возможна организация собственного бесплатного виртуального магазина. Есть поиск по продуктам и регионам. Недостаток портала — минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

В целом, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас затруднительно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Представление о цивилизованном бизнесе у российского фермера есть, вести подобную деятельность без любви к своему делу и уважения к потребителю практически невозможно. Качество товаров и услуг, как правило, на высоте. В отличие от крупных корпораций, фермер не имеет возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, в основном все держится на личных контактах.