Как открыть магазин продуктовОснащение баров, ресторанов, кафеРестораны и кафе под ключОборудованиеПосуда и столовые приборыИнвентарьМебельУслуги
Как открыть магазин продуктовТовары для домаУслугиМебельКленОборудованиеМебельИнвентарь

Как открыть магазин продуктов, или Грамотный бизнес-план — залог успеха

Продукты питания по праву считаются самыми потребляемыми товарами, поэтому их продажа может стать прибыльным делом. Но, прежде чем открыть магазин продуктов, нужно продумать концепцию будущей торговой точки, выбрать место ее расположения и найти необходимые денежные средства.

Выгодно ли открыть магазин продуктов

Человек, который хотел бы заняться торговлей, задается вопросом о том, сколько стоит открыть продуктовый магазин с нуля и является ли данное начинание прибыльным. Будущему предпринимателю на первом этапе подготовки к открытию дела следует определиться с форматом и размером заведения.

Идеи для бизнеса

Наиболее доходной формой предприятия торговли считается супермаркет. Его преимущества для покупателя заключаются в широком ассортименте в различных ценовых категориях, а также в возможности посмотреть интересующую информацию о товаре и только потом его оплатить. Главное преимущество для владельца — прибыльность до 40–60% при правильной организации. Однако открытие такой торговой точки требует серьезных денежных вложений. Кроме того, в данном сегменте отмечается очень высокая конкуренция.

Одним из наименее затратных вариантов является торговля через интернет. Однако и в этом случае собственник не будет избавлен от затрат на помещения для хранения товара, а также от регистрационной бюрократии и работы с поставщиками. Кроме того, круг потенциальных покупателей будет ограничен (основная категория клиентов — люди с дефицитом времени).

Если супермаркет — это торговая точка, в которую покупатели отправляются в выходные за широким ассортиментом, то в маленький магазин возле дома клиенты заходят после работы, чтобы купить хлеб и молоко к ужину. В такие торговые точки нередко также отправляются молодые мамы и пенсионеры. Важные преимущества заведений типа «продавец за прилавком», расположенных в спальных районах, — шаговая доступность и возможность посоветоваться с продавцом при выборе продукции.

Еще одно перспективное и выгодное решение для начинающего предпринимателя — например, открыть специализированное заведение, реализующее фермерскую продукцию. Возрастающая популярность экологически чистых, высококачественных продуктов обеспечивает таким предприятиям стабильную прибыль.

Другой возможный вариант — открыть продовольственный магазин с нуля, воспользовавшись франшизой. Проверенная на практике бизнес-модель существенно облегчит вхождение в эту сферу коммерческой деятельности, но потребует уплаты паушального взноса и роялти за пользование брендом и комплексом услуг франчайзера.

Представляется, что оптимальным вариантом для новичка может стать открытие некрупного заведения в городе, коттеджном поселке или поселении городского типа, что предусматривает относительно небольшие денежные вложения, невысокий уровень конкуренции и стабильный доход.

На заметку

Перед тем как открыть магазин продуктов с нуля, следует определить его предполагаемую доходность. Для этого нужно посчитать прогнозируемую чистую прибыль (которая останется после внесения арендных, социальных, налоговых и других выплат), разделить абсолютную величину прибыли на размер выручки и умножить полученную цифру на 100%.

Сколько стоит открыть магазин продуктов

Понять, сколько надо денег, чтобы открыть продуктовый магазин, помогут несложные расчеты. Прежде всего нужно будет приобрести или арендовать помещение. Купить павильон из сэндвич-панелей от завода можно примерно за 600 000 рублей, а вот арендовать — от 100 000 рублей в столице и от 40 000–50 000 рублей в провинциальных городах.

На закупку оборудования (холодильников, витрин, стеллажей, кассового оборудования, шкафов, столов и другого) понадобится 200 000–500 000 рублей, на приобретение товаров — 180 000–500 000 рублей. На зарплату продавцов будет уходить не менее 80 000 рублей в месяц (сумма может меняться в зависимости от количества работников).

К дополнительным статьям расходов можно отнести зарплату уборщицы, пожарную сигнализацию, охрану, а также получение лицензий на торговлю алкоголем и табачными изделиями. Соответственно, затраты на открытие продуктовой точки составят никак не менее 900 000–1 500 000 рублей.

Но как организовать свой небольшой продуктовый магазин, если у начинающего бизнесмена нет необходимой суммы денег? У него есть три выхода:

  • Привлечь профессионального инвестора, который не только предоставит необходимую сумму, но и поможет повысить эффективность замысла. Недостаток этого варианта — необходимость отчислять инвестору процент от доходов.
  • Взять банковский кредит. Однако кредиты сегодня выдаются под высокие проценты и только при соблюдении определенных условий. В частности, предыдущая трудовая деятельность заемщика должна быть связана с организаторскими функциями. Также он должен иметь безупречную кредитную историю, обязан предоставить целый пакет документов (в том числе бизнес-план) и заложить имущество.
  • Воспользоваться государственной субсидией. Она предоставляется лицам, которые находились на учете в центре занятости в течение года и не были трудоустроены. Главное преимущества такой помощи — безвозмездное предоставление (деньги не нужно возвращать), основной недостаток — маленькая сумма выплаты (59 000 рублей).

Отдавать предпочтение тому или иному варианту следует в зависимости от размеров собственного капитала и формата будущего торгового предприятия.

Как открыть продуктовый магазин с нуля

Что нужно, чтобы открыть продуктовый магазин (кроме денег)? Прежде всего бизнес-план. Грамотное составление этого документа позволяет правильно организовать работу предприятия и сделать адекватные прогнозы его развития. Бизнес-план представляет собой пошаговую инструкцию открытия продуктового магазина и ведения бизнеса на первых порах. В нем описываются принципы работы торговой точки, ее формат, ассортимент, рабочий график и так далее.

Открыть продуктовый магазин с нуля

Кстати

Если вы намерены открыть продуктовый магазин, но не уверены в своих знаниях бизнеса, то можете заказать план у специалиста. Составляет его финансовый консультант. Такие специалисты работают в аудиторских, консалтинговых и юридических организациях. Также можно купить готовый бизнес-план, но только если он был составлен для предприятия, максимально близкого по своим параметрам к вашему заведению.

Первые шаги: с чего начать

Перед началом разработки плана следует тщательно продумать концепцию заведения, особенности его работы, провести маркетинговое исследование и анализ рынка. Необходимо изучить ближайших конкурентов, выделив их преимущества и недостатки. Подробный анализ поможет определиться со стратегией выхода на рынок.

Также необходимо составить портрет потенциального клиента. Для небольшого городского магазина это может быть, например, человек, приобретающий товары первой необходимости (молочные продукты, хлеб, бакалею, кондитерские изделия) на сумму до 500 рублей. За подобной покупкой нецелесообразно отправляться в супермаркет, находящийся на значительном расстоянии от дома.

Создание и налаживание производственных процессов

Если вы уже определились, что нужно, чтобы открыть магазин продуктов, то можно переходить к делу. Прежде всего, следует выбрать помещение. От правильности расположения торговой точки зависит до 50% дохода. Чтобы не ошибиться с выбором, следует проанализировать «зоны предпочтения» и открывать предприятие именно там.

Рекомендуется размещать небольшую торговую точку на расстоянии не менее 100–500 метров от ближайшего крупного супермаркета, желательно рядом с многоэтажками или во дворах. Потенциально прибыльным является заведение, находящееся не дальше 100–150 метров от четырех многоэтажек (в которых проживает порядка 1500 человек).

Для предприятия шаговой доступности понадобится помещение размером 30–50 м2 (для супермаркета — 150–300 м2). Его можно взять в аренду (обычно под предприятия торговли сдаются помещения на первых этажах многоэтажек, а также отдельно стоящие здания) или приобрести. Преимущество готовых модульных конструкций заключается в возможности установки в любом подходящем месте.

А как открыть интернет-магазин продуктов, который будет действительно приносить прибыль? В первую очередь особенно внимательно нужно подойти к подбору персонала. Для небольшой онлайн-компании будет достаточно двух–четырех продавцов-консультантов. Выполняемая ими работа обычно не требует особой квалификации, но культура общения с покупателями должна быть высокой. Для того чтобы мотивировать персонал качественно выполнять свою работу, можно ввести сдельно-премиальную форму оплаты труда. Кроме продавцов нужны будут уборщица, охранник, один или два грузчика и два–четыре курьера.

На вопрос о том, как открыть продуктовый магазин с нуля, невозможно ответить, не упомянув о разрешительной документации, которую придется получить начинающему предпринимателю от регистрирующих и контролирующих органов. Список бумаг включает:

  • Разрешение на открытие торговой точки (для его получения нужно внести свои данные в общий торговый реестр).
  • Документы о субъекте предпринимательства: учредительный договор и устав предприятия, свидетельство о постановке предпринимателя на налоговый учет, регистрационное свидетельство, коды Госкомстата.
  • Документацию, касающуюся торгового помещения: договор аренды или копия свидетельства о праве собственности, план БТИ, контракты на пожарную сигнализацию и проведение дезинсекции, заключения Госпожнадзора и Роспотребнадзора, договор на вывоз отходов, аттестат рабочих мест (в соответствии с СП 2.3.6.1066-01).
  • Паспорт контрольно-кассового аппарата и свидетельство, подтверждающее проверку измерительных приборов. С 2017 года обязательно наличие онлайн-касс.
  • Лицензию на продажу определенных видов товаров (алкоголь, табак и так далее).
  • Журнал кассира, выполняющего денежные операции.
  • Санитарные книжки сотрудников магазина.

В торговом зале предприятия (в уголке потребителя) должна находиться книга жалоб и предложений, а также текст Закона о защите потребительских прав. Все работники обязаны иметь медицинские книжки.

На следующем этапе необходимо определиться с ассортиментом для продажи. Оптимальный набор для маленькой торговой точки: товары первой необходимости, молочные продукты, колбасы и сыры, крупы, макаронные и кондитерские изделия, консервированные продукты, табачные изделия, алкоголь и канцелярские товары.

Особое внимание нужно уделить поиску поставщиков. Оптимальным вариантом является доставка продукции с крупных оптовых баз по цикличному графику — она может осуществляться собственными силами. Перспективный вариант — закупка сельскохозяйственных товаров напрямую у фермерских хозяйств. Подобное решение позволит сэкономить на услугах посредников и обеспечить покупателей свежей и качественной продукцией.

Разработка маркетингового плана

Пошаговая инструкция того, как открыть продовольственный магазин, должна включать и такой важный момент, как реклама заведения. Наиболее значимыми в этом плане являются первые месяцы его работы, ведь именно в это время потенциальные клиенты знакомятся с новой торговой точкой. Поэтому необходимо произвести позитивное впечатление на будущих покупателей.

Важно правильно организовать открытие. Для наращивания клиентуры в этот день можно устроить праздник: украсить вход шарами, провести интересные мероприятия, например вручать подарки за совершение покупок или устроить конкурс, по результатам которого покупатели смогут выиграть мелкую бытовую технику. В дальнейшем также рекомендуется проводить рекламные акции, продумать систему скидок и выдавать постоянным клиентам дисконтные карты.

Финансовая концепция

Предпринимателю, желающему понять, сколько нужно денег, чтобы открыть продуктовый магазин, и каким будет уровень рентабельности, необходимо составить универсальную смету, включающую все планируемые доходы и расходы. Следует учитывать не только затраты на открытие, но и текущие ежемесячные расходы.

В начальные издержки можно записать аренду или покупку помещения (около 100 000–500 000 рублей), приобретение оборудования (~300 000 рублей) и камер видеонаблюдения (~20 000 рублей), создание товарного запаса (~250 000 рублей), а также всевозможные дополнительные траты (~30 000 рублей). Текущие расходы включают заработную плату сотрудников (порядка 20 000 рублей на человека, что при штате в четыре–пять человек составляет 80 000–100 000 рублей), коммунальные платежи и налоги (~40 000 рублей). Соответственно, первоначальные затраты составят порядка 700 000–1 000 000 рублей, а текущие — около 140 000 рублей ежемесячно.

Если наценка на продукты питания и бытовую химию будет в пределах 35–45%, рентабельность предприятия составит на начальном этапе порядка 12–13%. При наиболее благоприятном раскладе бизнес может окупиться за восемь–девять месяцев.

Итак, если вы хотите открыть магазин продуктов, но не знаете, с чего начать, прежде всего определитесь с местоположением и концепцией предприятия, рассчитайте переменные и постоянные издержки, возможную прибыль, составьте бизнес-план, найдите инвесторов и поставщиков. При правильной организации бизнеса можно получить прибыль уже с первых дней работы торговой точки, тогда затраты окупятся в срок менее года. В некоторых случаях под продуктовый магазин выгодно будет переделать точку общепита — кафе либо пиццерию, которая перестала приносить прибыль. Подобная реконструкция бизнеса особенно актуальна при изменении конъюнктуры рынка.

Готовое решение в условиях пандемии — куда можно обратиться?

С вопросом о том, как переориентировать бизнес и открыть магазин продуктов в сжатые сроки, мы обратились к профессионалам. Рассказывает представитель московской компании «КЛЕН», более чем 25 лет занимающейся поставками оборудования для сферы общепита и продуктовых магазинов по всей России:

«Многие владельцы точек общепита, которые понесли серьезный ущерб от пандемии и карантинных мер, планируют переориентировать бизнес и открыть магазин продуктов. Исходя из анализа рынка, можно сказать, что на сегодняшний день востребованы самые разные форматы: это не только гастроном или мини-маркет, но и магазин-кулинария, мясной магазин, магазин-кафе и небольшие магазины у дома.

Каждое из этих торговых предприятий имеет свои особенности, в том числе требует наличия профессионального оборудования и его правильной расстановки. Сэкономить время и средства можно, обратившись в компанию «КЛЕН». Наши эксперты проконсультируют по вопросам реконструкции бизнеса и ответят на интересующие вопросы. Во многих случаях на рассмотрение клиента мы предлагаем готовые бизнес-решения от партнеров «КЛЕН» (франшизы) и помощь в получении кредита на выгодных условиях от одного из наших банков-партнеров.

У нас можно заказать полный комплекс услуг по переделке точки общепита в продуктовый магазин, что позволит владельцу в короткие сроки открыть торговое предприятие. Имея собственный штат профессиональных проектировщиков, мы можем предложить низкие цены на проектирование при оснащении магазина под ключ.

Опытные технологи могут составить технологический проект, подобрать необходимый комплект оборудования под задачи заказчика и разработать оптимальную схему его расстановки в торговом помещении. Наш отдел проектирования выполняет планы привязки оборудования ко всем сетям: электротехническим, водоснабжения, канализации, вентиляции. Документы, необходимые для согласования проекта в службах Роспотребнадзора, мы подготавливаем тщательно и в срок.

В компании «КЛЕН» можно приобрести все необходимое оборудование и торговую мебель для залов и складских помещений: витрины, лари и морозильные шкафы, грили для приготовления кур, различные торговые стеллажи, а также онлайн-кассы, кассовые боксы и многое другое. Мы занимаемся скупкой, продажей, trade-in и комиссией б/у оборудования и можем предложить большой выбор комиссионного торгового оборудования в отличном состоянии. Вы можете сдать свое старое оборудование в счет оплаты нового, предназначенного для продуктового магазина. В рамках франшиз мы рассматриваем вариант бизнес-кредита и лизинга оборудования.

При решении вопросов дизайна и стилистического оформления наши специалисты отталкиваются от долгосрочных трендов, что позволяет создавать интерьеры, актуальность которых не теряется со временем».

P. S. Дополнительную информацию об услугах, акциях и специальных предложениях можно найти на официальном сайте компании «КЛЕН».

* Материал не является публичной офертой. Цены приведены для ознакомления и актуальны на сентябрь 2020 года.