Как выбрать страховую компанию?

Выбор страховой компании — ответственное решение, принятие которого требует определенных навыков и знаний. Разбили ли вы машину, потеряли имущество, попали в больницу в экзотической стране — помочь в решении всех этих проблем может страховая компания. Как выбрать фирму, которая в сложной жизненной ситуации будет способна оказать вам поддержку, мы расскажем в данной статье.

Главный критерий при выборе страховой компании — это ее надежность. Однако ориентируйтесь не только на отзывы клиентов (они, к сожалению, не всегда бывают объективными) или на известность бренда, но и на вполне конкретные показатели: рейтинги надежности, финансовую устойчивость и тарифы.

Важно знать!
  • Если компания небольшая и не очень известная, проверьте для начала, есть ли у нее лицензия на ведение страховой деятельности. С реестром страховщиков вы можете ознакомиться на сайте Службы Банка России по финансовым рынкам.
  • Обратите внимание, где зарегистрирована компания. Не доверяйте тем страховщикам, которые зарегистрированы на территории другой страны.
  • Большего доверия заслуживают компании, работающие на рынке более 10 лет.

Оценка надежности страховой компании и гарантии выплат

Рейтинги надежности, возможно, не дают полную картину стабильности страховых компаний, однако на них все-таки стоит ориентироваться. Все компании в рейтинге могут попасть в одну из пяти категорий: класс А (высокий уровень надежности), класс В (приемлемый или удовлетворительный уровень), класс С (низкий уровень), класс D (банкротство) и класс Е (отзыв лицензии). Конечно же, ориентироваться лучше на те компании, которые относятся к классу А. Кстати, здесь есть деление еще на три группы: «высокий уровень надежности», «очень высокий уровень» и «исключительно высокий».

В рейтингах надежности вы также можете ознакомиться с прогнозом: будет ли компания и дальше занимать свои позиции или ее рейтинг будет повышаться/понижаться.

Важно знать!
  • Оценка надежности страховой компании — обычно платная процедура, поэтому не все компании попадают в рейтинг. Отсутствие фирмы в списке вовсе не означает, что ей не стоит доверять.
  • Для получения более полной картины можно ознакомиться также с «народными» рейтингами надежности, почитав отзывы и мнения потребителей.
  • Большего доверия заслуживают рейтинги, которые оценивают не только количественные, но и качественные показатели деятельности.
  • Анализируйте не один рейтинг, а сразу несколько — и за продолжительный период. Это поможет вам составить более полное и адекватное мнение.

Финансовая устойчивость

Не поленитесь также оценить финансовую устойчивость компании. Делается это, на самом деле, проще, чем может показаться на первый взгляд, — даже если вы не имеете экономического образования.

Финансовая устойчивость страховщика — это его способность выполнить взятые на себя обязательства, независимо от изменения экономической ситуации. Причем, если вы собираетесь заключать с компанией договор на длительный срок (например, в случае страхования жизни), то важно проанализировать и спрогнозировать наиболее вероятное развитие компании в течение времени действия договора.

Итак, на что нужно обратить внимание:

  • Уставной капитал. Он должен превышать минимум, установленный законом (не менее 240 млн рублей для страхования жизни и не менее 120 млн для страховщиков общего страхования).
  • Активы. Это средства предприятия, куда могут входить: финансовые вложения, имущество, материальные ценности и т.д. Прирост активов может положительно характеризовать деятельность компании, особенно, если он происходит за счет собранной премии. Стоит также понимать, что чем больше в компании свободных активов, тем более она платежеспособна и финансово устойчива.
  • Страховой портфель организации. Это общее количество заключенных договоров, то есть принятых на себя финансовых обязательств. Оно должно быть адекватно финансовым возможностям компании.
  • Страховые резервы. Обычно они не превышают инфляцию. Снижение страховых резервов — плохой показатель, поскольку именно эти средства идут на страховые выплаты.
  • Сборы и выплаты. Некоторые компании стараются найти возможность, чтобы не выплачивать деньги клиентам, поэтому стоит заранее ознакомиться и с уровнем выплат. Правда, если он слишком высокий, то это также должно насторожить.
  • Перестраховочная защита. Стоит выяснить, кому, и в каком объеме компания передает крупные риски. Оптимальный вариант — доверять такие риски крупным западным фирмам в объеме 5-50% от валового показателя страховых платежей.

Большая часть данных есть в открытом доступе (например, на официальном сайте страховщика). Информацию по сборам и выплатам вы можете найти на сайте Службы Банка России по финансовым рынкам и в рейтингах страховых компаний.

Отзывы клиентов

Отзывы клиентов — достаточно спорный показатель надежности компании, но все-таки ознакомиться с ними стоит. Учтите, что каждый страховой случай индивидуален и нередко за негативным отзывом стоит недостаточная осведомленность клиента об условиях выплат, а за положительным — скрытая реклама.

Важно знать!
  • Лучше доверять реальным людям — знакомым, друзьям, родным, которым приходилось пользоваться услугами страховой компании и требовать выплат.
  • Если есть возможность, свяжитесь с участником интернет-форума, который оставил отзыв (особенно, если отзыв содержит фактическую информацию, а не только эмоции), выясните подробности ситуации.
  • Насторожитесь, если в Сети слишком много негативных отзывов, касающихся именно проблем с выплатами (занижение выплат и несоблюдение сроков). Постарайтесь оценивать такие мнения объективно, ведь вы не знаете, на каких условиях был заключен договор. Впрочем, если клиенту на момент подписания договора не разъяснили всех тонкостей и особенностей выплат, утаили какие-то важные детали, это также говорит не в пользу страховой компании.

Тарифы, бонусы и программы лояльности

Тарифы — еще один важный момент, на который стоит обратить внимание при выборе страховой фирмы. Слишком низкие цены должны насторожить: обычно демпингом занимаются новые или небольшие компании, старающиеся привлечь больше клиентов. На начальном этапе такая стратегия может себя оправдать, однако в перспективе компании, скорее всего, грозит банкротство.

Поэтому здесь в первую очередь действует правило: не гонитесь за дешевизной!

Но, безусловно, положительным критерием будет наличие бонусов и различных программ лояльности. Узнайте, предоставляются ли скидки постоянным клиентам или бонусы при приобретении дополнительных услуг. Крупные и надежные фирмы могут себе позволить снижать цены для лояльных клиентов: для компании это — дополнительная забота о клиенте и формирование положительного имиджа, для вас — возможность сэкономить.

Сравнение страховых компаний

Еще до того, как вы примите окончательное решение, посетите офисы нескольких выбранных компаний. Обратите внимание на уровень обслуживания, на желание специалистов подробно отвечать на ваши вопросы, даже на сам офис и обстановку в нем.

Что еще нужно сделать до того, как принять окончательное решение:
  • Запросить расчеты в разных компаниях, сравнить их;
  • Внимательно изучить условия договора и разъяснить для себя все непонятные или спорные моменты.

Цените те компании, в которых хороший сервис, где специалисты вежливы, готовы идти вам навстречу и заранее предупреждают об условиях выплат, стараются подобрать индивидуальный тариф, отвечающий вашим запросам, буквально «разжевывают» все нюансы. Это повышает вероятность того, что такое повышенное внимание к клиенту останется и при возникновении страхового случая.