Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра

Транспорт — одна из важнейших сфер в экономике любого государства. Эта система обеспечивает производственные связи и является индикатором состояния мировой торговли. Начиная с 2015 года, статистические данные напрямую указывают на снижение объемов международных грузоперевозок. Транспортные компании ощутили собственный кризис как следствие уменьшения оборотов промышленности, строительства, спада на рынке потребительских товаров.

Современные условия диктуют жесткие требования. Предложения лишь непосредственно услуг по перевозкам часто оказывается недостаточно. Тренд — на комплексные логистические решения и сотрудничество с профессиональными операторами, которые способны взять на себя решение всех проблем грузоперевозки. Рассмотрим подробнее нюансы 4PL-схемы, а также текущее состояние рынка международных перевозок, его проблемы и перспективы.

Рынок услуг международных грузоперевозок: камо грядеши?

Глобальная напряженность в экономике, которая сохраняется на протяжении двух лет, на все сферы бизнеса влияет напрямую. В том числе и на состояние рынка международных грузоперевозок. Впрочем, государства-лидеры сектора продолжают демонстрировать рост. Так, показатели Китая возросли на 8%, США — на 2%. Ситуация в России выглядит менее оптимистично. Несмотря на высказывания многочисленных экспертов о преодолении пика кризиса, объемы перевозок сокращаются. Темпы роста экспортного потока снизились на 1,5%, импортного — более чем на 2%.

В целом международная логистика включает четыре вида транспорта:

  • железнодорожный;
  • автомобильный;
  • морской и речной;
  • воздушный.

Соотношение видов международных грузоперевозок в регионах и отдельных странах различно. В промышленных государствах транспортная система представлена всеми видами транспорта. Особенно развитой является инфраструктура в Японии, США, Германии, Франции, Великобритании и некоторых других странах Европы. На их долю приходится до 85% мирового грузооборота. В западноевропейских странах по объемам грузоперевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), следом идет железнодорожный (25%). Остальное приходится на морской, внутренний водный.

В Северной Америке автомобильные и железнодорожные перевозки практически равны по объемам. В странах СНГ и Восточной Европы преобладает ж/д-транспорт, однако роль автомобильного транспорта постепенно растет. Международные грузоперевозки морем практикуют преимущественно «морские» государства: Греция, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Япония.

Что касается авиаперевозок и интенсивности движения, то здесь эксперты традиционно выделяют три региона: Западная Европа, Дальний Восток и США. На них приходится 2/3 мирового грузооборота по воздуху. Еще один крупный регион расположен в Азии — это КНР, Сингапур, Таиланд, Япония. Они забирают 1/5 объемов. Значительная часть грузов проходят транзитом через российскую территорию.

В России, как следует из отчетов Аналитического центра при Правительстве РФ, по тоннажу лидирует автомобильный транспорт. Он занимает до 68% в структуре всех перевезенных грузов. В тройку входят железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%). При этом автомобильные грузоперевозчики постепенно теряют свою долю рынка с точки зрения тоннажа, но компенсируют это стоимостью и качеством услуг. Возрастает сегмент морских и железнодорожных перевозок. С наступлением кризисного периода существенно сократились экспорт и импорт большинства потребительских товаров, которые чаще всего и везли автотранспортом. Европейские санкции заметно снизили импорт продовольствия, бытовой химии, техники. В то же время низкий курс рубля привел к росту экспорта биржевых товаров: нефть, газ, зерно, металл. Для доставки используют трубопроводный и морской виды транспорта. По этим же причинам многие автоперевозчики были вынуждены уйти с рынка.

К сведению
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, по состоянию на 2016 год иностранные компании контролируют до 60 % российского рынка международных перевозок автотранспортом.

К середине 2016 года спад в секторе автомобильных грузоперевозок замедлился. Операторы направили усилия на поиск новых международных партнеров, стали заключать контракты с государствами, которых не коснулись ограничения. В результате ситуация несколько выправилась.

Международная логистика: цифры и факты

Кризисные явления в мировой экономике одни страны погрузили в глубокую стагнацию, другие, напротив, вывели на новый этап развития. К примеру, в США существенно снизились объемы трансатлантических перевозок. Этот сегмент рынка активно осваивают азиатские компании. В первую очередь Китай, чья мощная экономика одной из первых перешагнула кризисную черту. Те или иные изменения произошли в каждом секторе рынка международной логистики. Каждый вид перевозок по-своему реагирует на влияние извне.

Международные железнодорожные грузоперевозки

Популярность железнодорожного транспорта объясняется выгодными тарифами, низкой стоимостью транспортировки из расчета 1 тонна на 1 км и возможностью применения мультимодальных схем (например, груз доставляют по морю, а затем перемещают в железнодорожный контейнер). Общая протяженность железных дорог в мире — 1,2 млн км. Из них 240 тыс. км пролегают по территории США и 90 тыс. км — Канады. В России цифра меньше — 86 тыс. км. При этом густота сети высокая только в европейской части страны. В Сибири фактически используется только Транссибирская магистраль. Абсолютные лидеры среди грузов — уголь и строительные материалы. Для владельцев небольших партий этот тип перевозки остается невыгодным: невозможна доставка «от двери до двери», трудно планировать из-за больших сроков, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку товара при мультимодальных перевозках.

Международные морские грузоперевозки

Это наиболее дешевый вид транспорта. Он обеспечивает в среднем 75% перевозок между государствами. Лидеры мирового торгового флота — Япония, Греция, Кипр, Китай, США. Активно используются так называемые суда под дешевыми флагами, принадлежащие Либерии, Панаме, Сингапуру и т.п. Себестоимость перевозки там в 3 раза ниже, чем на европейских судах, в том числе за счет налоговых льгот. Первое место в международных морских грузоперевозках занимают нефть и нефтепродукты. Крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе по направлению к Европе, Японии и США. Значительны перевозки угля и железной руды. Большую долю занимает доставка зерновых культур. Что касается России, то в нашей стране морские перевозки используются главным образом для экспорта. Так, за первое полугодие 2016 года, по данным аналитического ресурса «Евростатика», по морю из Европы было ввезено 2 млн тонн груза, а вывезено — почти 120 млн тонн.

Авиаперевозки

Наиболее развиты там, где сложилась густая сеть авиалиний. Парк судов наиболее значителен в США, Канаде, Франции, Германии, Австралии. Схема грузооборота объединяет свыше 1 тыс. аэропортов по всему миру. Тем не менее на долю авиа приходится очень незначительная часть грузов. По всему миру не более 1–2%. Связано это с высокой стоимостью пересылок и большим количеством ограничений. Авиационный транспорт используют в основном для перевозки скоропортящихся и уникальных товаров. Неоспоримое преимущество — скорость. Это единственный способ быстро переправить груз на большое расстояние.

С начала 2016 года из европейских государств в Россию по воздуху было ввезено 39 тыс. тонн грузов, а вывезено — всего 4 тыс. тонн. На фоне снижающегося спроса продолжается рост издержек. Увеличиваются цены на топливо и затраты на обслуживание самолетов. После ухода с рынка авиационного гиганта «Трансаэро» многие направления остались незакрытыми.

Автоперевозки

Общая длина дорожной сети мира превышает 23 млн км. Треть дорог сосредоточены в Северной Америке, четверть — в Западной Европе. Ключевую роль играют трансконтинентальные магистрали. Это, например, шоссе через пустыню Сахара в Африке, дорога от Атлантического до Тихого океана через всю территорию США, Панамериканское шоссе, соединяющее Северную и Южную Америку, и ряд других.

Международные перевозки автомобильным транспортом высоко мобильны. Они позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Авто успешно комбинируют с другими видами транспорта. Между тем, внутри России автомобиль остается транспортом ближнего действия. По статистике, средняя дальность перевозки 1 тонны — менее 50 км. В основном, это доставка из морских портов или железнодорожных станций. Транспортировать на большие расстояния невыгодно в силу высоких издержек и ограниченности грузового места.

Вид автотранспорта во многом влияет на стоимость доставки грузов. Конкуренция существует не только между сферами, но и конкретными фирмами. Поэтому система тарифов, применяемая перевозчиками, очень гибкая. И позволяет к каждому клиенту подходить индивидуально. Тарифные ставки включают в себя как конкретные характеристики груза, так и общую заинтересованность государств в поддержании конкретного грузопотока.

Цена имеет значение

Итак, наиболее дорогими считаются авиаперевозки, наиболее доступными по цене — перевозки по морю. Имеет значение и тип судна, расстояние между пунктами отправки и прибытия, сроки. Влияет и количество транзитных стран, которые предстоит преодолеть по пути следования в конечную точку, платежи по транзиту, условия оплаты и т.д. Можно выделить основные группы параметров:

  • при организации перевозки: габариты груза, свойства, ценность, дальность доставки, экспедиторские и страховые услуги и т.д.;
  • при подготовке документов: количество таможенных кодов, необходимость оформления сертификатов и т.д.;
  • при хранении на складе: объем груза, условия хранения, сроки и т.д.

Рассмотрим некоторые примеры стоимости услуг по международной перевозке грузов. Допустим, требуется отправить груз весом в 21 тонну из Европы и клиент выбрал автомобильный транспорт. Ориентировочные затраты на автодоставку указаны в таблице 1.

Таблица 1. Примерные расценки на доставку грузов из Европы автотранспортом

Страна отправления Пункт прибытия Стоимость, евро
Германия Москва 2700
Германия Екатеринбург 3900
Италия Москва 3800
Италия Екатеринбург 4800
Нидерланды Москва 2800
Нидерланды Екатеринбург 3900
Польша Москва 2000
Польша Екатеринбург 3500

В случае если груз необходимо переправить из Юго-Восточной Азии, целесообразно выбирать мультимодальный способ доставки. В этом случае большую часть пути контейнер пойдет по морю, а затем от порта до места назначения — по железной или автомобильной дороге. Допустим, есть груз весом 20 тонн, который требуется переправить из Азии в Москву. До порта Котка (Финляндия) его доставят морским транспортом, далее — автомобильным. Срок хранения в порту — 7 суток. Примерный итог расчета представлен в таблице 2.

Таблица 2. Ориентировочные расценки на мультимодальную доставку грузов из Азии

Пункт отправления Пункт прибытия Стоимость, доллар
Вьетнам, Хошимин Москва 4200
Индонезия, Джакарта Москва 4300
Китай, Гонконг Москва 4200
Китай, Шанхай Москва 4200
Южная Корея, Пусан Москва 4100

Очевидно, что при прочих равных условиях стоимость морских или комбинированных перевозок оказывается ниже сухопутных. Более точно стоимость доставки рассчитывают при приемке заказа. Для того чтобы перевозка стала возможной, требуется оформить пакет документов, среди которых разрешение на пересечение границы конкретным транспортным средством с конкретным грузом. В своих действиях таможенные органы четко придерживаются законодательства.

В условиях экономической нестабильности эксперты предпочитают избегать прогнозов, отмечая лишь, что тарифы на международные перевозки грузов достаточно стабильны. В железнодорожном транспорте их меняют, как правило, один раз в год. На судоходных линиях — раз в 3–5 лет. Любые изменения связаны преимущественно с колебаниями валютных курсов.

Оглядываясь назад, можно отметить, что рынок автоперевозок в 2015 году столкнулся с целым рядом проблем. Расходы на транспортное обслуживание возросли, подорожало топливо, увеличились тарифы на ОСАГО и КАСКО. Была введена в действие система «Платон». С каждого большегруза массой свыше 12 тонн стали взимать по 1,5 рубля за километр пути по федеральным трассам. При этом транспортные компании не переложили полностью дополнительные суммы на плечи своих клиентов. По данным Росстата, тарифы на автомобильную доставку грузов возросли всего на 6%, в то время как общая средняя стоимость международных перевозок с учетом всех факторов увеличилась на 11,5%. При всем этом очевидно, что резкого падения спроса на услуги грузоперевозчиков не произойдет. Обострится конкуренция внутри сектора. Выигрывать будут те, кто способен обеспечить высокий уровень сервиса даже в условиях кризиса.

Что в выборе тебе моем, или Какой вид международных грузоперевозок предпочесть

Стремясь оптимизировать логистику, многие компании предлагают клиентам разные типы и виды перевозки. В дополнение к классическому варианту — 20- или 40-футовому контейнеру — существует такая форма, как сборный груз. В этом случае клиент платит не за весь контейнер, а только за то пространство, которое занимает его товар. Перевозка обходится в минимально возможную стоимость, поэтому международная отправка сборных грузов особенно востребована представителями малого и среднего бизнеса. В состав сборного груза могут включить практически любой товар, за исключением сыпучих, наливных и горючих продуктов.

Некоторые компании работают по схеме доставки карго. Используется она в основном для пересылок грузов из Китая и стран Ближнего Востока. Компания сочетает в себе функции перевозчика и таможенного брокера, часто заключая сделки под собственный контракт. По заказу клиента ее представители подбирают необходимый товар, приобретают его, доставляют и декларируют. С точки зрения простоты и скорости это, безусловно, удобно. Однако действия посредника зачастую полулегальны, а клиент полностью зависит от его действий, рискуя остаться без денег и вовсе не с тем грузом, который был запланирован.

Какой вид транспорта выбрать — во многом зависит от типа груза, места назначения и желаемых сроков доставки.

Для перевозок внутри одного континента на небольшие расстояния идеально подойдет автотранспорт. Он дороже железнодорожного, но быстрее. Кроме того, практически не зависит от климатических условий. Хорошо подходит для контейнерных перевозок, пригоден в том числе и для опасных грузов.

Международные железнодорожные перевозки грузов на 30–40% дешевле автомобильных. Их применение аналогично, разница обычно в расстоянии. Перевозки по железной дороге востребованы, когда речь идет о длинных дистанциях.

Авиационный транспорт самый дорогой, зависим от погоды и ограничен по вместимости. Однако позволяет переместить груз в любую точку планеты в течение 3–5 дней, поэтому наилучшим образом подходит для скоропортящихся грузов, срочных и дорогих заказов.

Морской транспорт выбирают те, кто не сильно ограничен во времени. Путь контейнера может растянуться на 35–45 дней. Процесс доставки нередко задерживает шторм или ураган. Однако именно по морю доставляют подавляющее большинство строительных материалов, сырья и полезных ископаемых: железную руду, уголь, нефть, зерно и т.д.

Организация международных грузоперевозок предусматривает не просто доставку товара в конечный пункт. Надежные и профессиональные компании берут на себя страховку, маркировку, упаковку груза. Они заполняют накладные, готовят документы и декларации. По желанию клиента компания может взять на себя и процедуру таможенной очистки.