Мерчендайзинг и витринистика: как и где обучиться профессии?

Многие молодые люди, еще не определившиеся со сферой деятельности, чувствуют в себе творческий потенциал, но не знают, где его применить. В этой статье мы расскажем вам о новых профессиях, без которых не обойтись в сегодняшнем мире моды. Возможно, это поможет вам найти себя.

«Серые кардиналы» в мире моды

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни модные коллекции одежды расходятся «на ура», а другие еще долгое время не распродаются, хотя по качеству и дизайнерским решениям могут быть даже лучше? Секрет прост: успех продаж во многом зависит от профессионализма мерчендайзеров и витринистов. Зачастую благодаря их работе вы бессознательно отдаете предпочтению именно тому или иному платью и брюкам, ведь они так стильно смотрелись на манекене. Разве можно было не купить?

Кто же они, эти «серые кардиналы» моды, которые делают обычные вещи «лакомыми кусочками» для любительниц шопинга? Это визуальные мерчендайзеры – оформители витрин, своего рода художники, создающие уникальные образы. Их задача – разместить товар так, чтобы он был визуально привлекательным. Они «наряжают» манекены, меняют декорации в витринах, оформляют презентационные зоны в торговых залах, привлекая наше внимание ко всему красивому, новому, стильному или к тому, что должно казаться таковым.

Перспективная профессия

С появлением множества новых бутиков, магазинов и торговых центров профессия оформителя витрин стала чрезвычайно востребованной. Наберите на любом сайте, предоставляющем услуги по поиску работы, в разделе вакансий слова «витринист» или «менеджер по мерчендайзингу», результаты вас приятно удивят. В этих специалистах нуждаются крупные торговые центры, брендовые магазины одежды, обуви, нижнего белья, косметики, их ждут в эксклюзивных бутиках и торговых холдингах.

Уровень зарплаты профессионального витриниста – гораздо выше среднего.

Кроме того, овладев этой специальностью и приобретя необходимые практические навыки, можно стать успешным профессионалом и постепенно подниматься по карьерной лестнице. Например, сначала возглавить отдел, потом стать специалистом по визуальному мерчендайзингу в группе магазинов, а после – региональным визуальным мерчендайзером. А если со временем вы захотите обзавестись собственным магазином, то кто, кроме вас, сможет вдохнуть в него неповторимый шарм и индивидуальность?

Специфика обучения визуальному мерчендайзингу

Под словом «мерчендайзинг» (от английского merchandising) подразумевается термин близкий по значению к «искусству торговать». Визуальный значит «зрительный». Соответственно, чтобы овладеть искусством продавать, создавая зрительные образы, нужно изучить несколько специфических дисциплин. Прежде всего, это правила мерчендайзинга, основные из которых касаются эффективного расположения товара и его презентации. Кроме того, специалист по оформлению витрин должен знать методологию своей будущей профессии: основы дизайна и маркетинга, психологию покупателя, принципы грамотного оформления магазинов, виды и назначение торгового оборудования. Для того чтобы визуальный мерчендайзинг способствовал достижению ожидаемого результата, витринист должен быть посвящен во многие профессиональные секреты. Например, он должен знать, как цвет передает информацию и воздействует на эмоциональное состояние покупателя, какие бывают виды освещения витрин, почему одни принципы оформления витрин эффективны в магазинах премиум-класса, но совершенно безрезультатны в бюджетных и наоборот. И конечно, при овладении искусством оформления витрин и интерьера магазина очень важны практические занятия и мастер-классы с профессионалами.

Формат и сроки обучения

В России обучение по специальности «мерчендайзер» или «витринист» в рамках первого высшего образования не предусмотрено. Но стать профессионалом в этой области в нашей стране возможно. Для этого существуют следующие формы обучения.

Курсы по мерчендайзингу и витринистике

Этот вид образовательных услуг предусматривает обучение в течение нескольких месяцев. Система получения знаний на курсах по форме очень напоминает учебу в высших учебных заведениях: учащиеся посещают лекции, семинары, практические занятия, сдают зачеты, пишут аттестационную работу, основанную на полученных знаниях и являющуюся, по сути, собственным исследованием. Занятия на таких курсах проводятся 3-5 раз в неделю. Продолжительность обучения в зависимости от плотности графика 4-7 месяцев. Однако бывают и интенсив-курсы, рассчитанные на полтора-два месяца. Возможны дневная, вечерняя или дистанционная формы обучения. По окончании курса студенты получают сертификат или диплом.

Занятия на курсах, особенно на долгосрочных, хороши тем, что дают широкое представление о специальности. Студенты получают возможность за время обучения погрузиться в профессию, попробовать свои силы на практике, получить максимум необходимых знаний и навыков.

Тренинги и семинары

Существуют также и другие формы получения знаний по витринистике. Они имеют свою специфику. Например, тренинги по мерчендайзингу, как правило, рассчитаны на людей, которые уже работают в этой сфере и нуждаются в углублении своих знаний. Тренинги носят разовый характер и посвящены конкретной теме: оформлению витрин и магазинов к празднику, дизайнерским решениям сезонных распродаж, новейшим технологиям в работе и многим другим секретам витринистики. Обучение проводится в течение 1-2 дней.

Семинары по мерчендайзингу во многом напоминают тренинги, но при этом могут быть как однодневными, так и многодневными. Более того, семинары могут быть выездными и проводиться в одной из мировых столиц моды, например, в Милане. Весь день обучающегося на таком семинаре расписан по минутам: лекции, практические занятия, посещения торговых домов, встречи с именитыми кутюрье. Длится интенсив обычно в течение 1-2 недель. По окончании семинара студенты получают сертификат о повышении квалификации. Подобная форма обучения хороша для тех, кто уже имеет представление о профессии или хочет с пользой провести время путешествия в другую страну. Однако считать такой краткосрочный курс основательным изучением профессии было бы неправильно.

Стоимость обучения

Как мы убедились, каждая форма обучения мерчендайзингу товаров и витрин имеет свою специфику и рассчитана на определенное время. Исходя из этого и складывается стоимость обучения. Так, учеба на длительных курсах витринистики в Москве стоит в среднем 9 000-11 000 рублей в месяц, на краткосрочных – 10 000-12 000 рублей. В ценах на тренинги и семинары наблюдается большой разброс. Один день тематического тренинга или семинара может стоить 1 000-9 000 рублей. Что касается выездных семинаров, проводимых в мировых столицах моды, то стоимость бюджетного варианта в среднем 120-180 евро в день, не считая перелета.