Производство пластиковой упаковки в России: импортозамещение в действии

Пластиковая тара

Сегодня трудно представить процесс упаковывания пищевых продуктов без использования материалов из пластика. Потребитель давно привык к такой упаковке, что неудивительно — она легкая, удобная, безопасная. Но как обстоит дело с производством пластиковой упаковки в стране в связи с изменившейся экономической обстановкой? Давайте в этом разберемся.


Кризисы нам не страшны, или Производство пластиковой тары в России

Данные исследовательской компании Intesco Research Group говорят о том, что спрос на пластиковую тару ежегодно возрастает — она практична, стоит недорого и позволяет сохранить потребительские свойства товара. Сегодня основными заказчиками упаковки из пластика являются компании, производящие молочные и кисломолочные продукты, кондитерские изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, холодные закуски для розничной реализации.

Рынок пластиковой упаковки сегодня

Развитие рынка тары из пластика в России имеет положительную динамику. Так, по данным доклада, представленного на Международном форуме «Издательско-полиграфическая отрасль таможенного союза в условиях ВТО. Рынок бумаг и картонов», в 2013 году было выпущено более 1 100 тыс. тонн гибких упаковочных материалов. Для иллюстрации масштабов рынка приведем такой пример: только компанией-производителем упаковки «Алькор» ежемесячно выпускается 35 млн штук стаканов под молочную продукцию — и это лишь один сегмент пластиковой упаковки.

Ежегодно показатели роста рынка пластиковой упаковки увеличиваются в среднем на 5–10%. Очевидно, что пластиковая тара постепенно вытесняет традиционную, картонную и стеклянную, и это особенно заметно на примере упаковки для наиболее употребляемых продуктов питания. Пластик занимает более трети рынка тары, лишь немного уступая упаковкам из бумаги и картона. По данным портала tara.unipack.ru, на российском рынке действует более ста производителей пластиковой упаковки. Среди них — около 10-ти крупнейших производителей, остальные — предприятия малого и среднего бизнеса.

Конкурентная среда с каждым годом растет за счет выхода на рынок новых производителей и увеличения спроса на пластиковую упаковку.

Для справки
Первые успешные опыты по производству упаковки из пластических масс были проведены в середине прошлого века. Уже в 1957 году в Италии стартовал промышленный выпуск полипропилена. Это и стало началом новой эпохи в упаковочной отрасли. Сначала пластиковая тара была громоздкой и не столь легкой, но постепенно она совершенствовалась и обретала привычный для нас вид.

Следуя вектору импортозамещения

До недавнего времени значительную долю на рынке пластмассовой тары занимали импортные упаковки — из Польши, Финляндии и других стран Европы. Так, в Россию импортировалось около 50% от общего объема малогабаритных контейнеров.

С изменением геополитической и экономической ситуации в стране основные игроки рынка упаковки озадачились вопросами дальнейшего развития своего бизнеса. Выяснилось, что на данный момент в России практически не выпускается оборудование для производства упаковки. Однако решения нашлось: Китай предложил производителям свою технику. Как утверждают эксперты, китайское оборудование является весьма качественным, а его закупочная цена вполне приемлема.

Из прогнозов на ближайшее будущее — намечается тотальное импортозамещение в сегменте табачной упаковки, а также в сфере сложных пленок для кондитерских изделий. Что касается БОПП-пленок, то еще в начале 2015 года около 70% зарубежных поставок приходилось на Египет, Индию и Китай (по данным докладов Международной конференции «Полимеры в упаковке 2015»). Этот показатель постепенно снижается. Кроме того, наблюдается уменьшение доли импорта в сферах напечатанной пленки и пленок без печати, а также полное замещение в сегменте этикеточной пленки.

Проблемы и перспективы

По мнению специалистов, с осложнением экономической ситуации дифференциация (наделение особыми свойствами) и кастомизация (персонифицированность под конкретного потребителя) товара отошли на второй план. Приоритетами стали цена материалов и издержки на промышленное производство. Кроме того, существует ряд факторов, сдерживающих рост рынка: это и невозможность заменить все импортные продукты российскими аналогами, и сложности с привлечением инвестиций, и ожидание роста цен на сырье.

Еще одна важная проблема российского рынка полимерной упаковки — утилизация отходов. Долгое время этот вопрос оставался в тени. Теперь же он регулируется государством. С 1 января 2015 года вступил в силу закон о введении расширенной ответственности производителя, предусматривающий новые серьезные налоги. Как считают участники рынка производителей упаковки, этот закон требует серьезной доработки и введения ряда подзаконных актов, где был бы указан перечень продукции, подлежащей утилизации, нормативы ее утилизации и ставки экосбора.

Впрочем, на данный момент рынок пластиковой тары находится в стадии устойчивого развития, и, по прогнозам, положительная динамика его развития сохранится. Несмотря на многие сложности, серьезные производители не выходят из игры. О них мы и поговорим дальше.

Ключевые отечественные производители пластиковой пищевой упаковки

Итак, давайте рассмотрим деятельность наиболее успешных компаний отечественного рынка, чья продукция широко используется производителями продуктов питания и представлена на прилавках магазинов, а значит — является высококачественной и конкурентноспособной.

«Алькор» — инновационная упаковка

Магнитогорский завод пластиковой упаковки с центральным представительством в Москве — «Алькор Центр» — успешно начал свою деятельность в 2001 году. На предприятии установлено и функционирует высокотехнологичное производственное и печатное оборудование от ведущих европейских производителей, позволяющее выпускать уникальную по своим характеристикам продукцию. Взяв за основу полипропилен (РР), признанный одним из самых экологически чистых и безвредных материалов среди полимеров, применяемых в производстве упаковки для пищевых продуктов, компания «Алькор» смогла завоевать ведущее место на рынке одноразовой посуды и полимерной упаковки России.

На сегодняшний день компания «Алькор» — это единственное предприятие в России, имеющее собственное экструзионное производство многослойной жесткой пленки с внутренним высокобарьерным EVOH-слоем и серийно выпускающее из нее термоформованные изделия различной конфигурации. Контейнеры и стаканы с барьерным слоем EVOH позволяют увеличить срок хранения упакованного продукта в 2–3 раза при условии использования газомодифицированной среды и верхней барьерной пленки. В ассортимент продукции «Алькор» входят пластиковые контейнеры, стаканчики для молочной продукции с нанесением боковой печати, одноразовая посуда, промышленная упаковка, сотовый полипропилен. Компания имеет официальное представительство в Москве, представительство и производственную площадку в Ростове-на-Дону, региональные представительства в Бердске (Сибирь), Белоруссии, Казахстане, а также обширную сеть оптовых покупателей во всех регионах России и странах ближнего зарубежья. «Алькор» организует клиентам отгрузку продукции как напрямую из Магнитогорска, так и со складов представительств. Кроме того, возможна доставка товара небольшими партиями собственным грузовым транспортом представительств компании.

«Пластимекс» — упаковка по собственным технологиям

Фирма была организована в 1995 году как малое предприятие по внедрению передовых технологий. Через два года компания наладила собственное производство упаковки. За годы своей деятельности фирма разработала и внедрила около 100 видов упаковочных контейнеров из прозрачной жесткой полимерной пленки. Производство продукции здесь ведется на технологическом оснащении и по технической документации, разработанной специалистами ООО «Пластимекс». Компания наладила производство пластиковой упаковки в Москве, Московской области и в Санкт-Петербурге. Фирма успешно сотрудничает со многими российскими компаниями и с компаниями стран ближнего зарубежья.

«Альянсупак» — банки и ведра любых размеров

Этот производитель действует на рынке с 1998 года. Компания специализируется на производстве пластиковых банок и ведер разной емкости. Также «Альянсупак» производит упаковку по чертежам заказчика. Кроме того, в процессе производства, по желанию заказчика, на упаковку можно нанести этикетки методом «ИНМОЛД». Офис и склад расположены на одной территории — в подмосковных Мытищах. При необходимости возможна доставка продукции заказчику на автотранспорте компании. Фирма активно сотрудничает с разными регионами России.
«Комус-упаковка» — упаковка европейского качества

Компания появилась на рынке 20 лет назад. На сегодняшний день фирма имеет уникальную систему производственно-логистических модулей, размещенных в разных регионах. Кубанская, Одинцовская, Малоярославецкая, Уральская и Сибирская фабрики работают по единым принципам производства и продаж. «Комус-упаковка» прошла сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 22000. Основная продукция компании: упаковка для полуфабрикатов, салатов, мороженого, фастфуда, суши, тортов и других кондитерских изделий, а также лотки, пленка ПВХ, контейнеры из полипропилена. Фирма поставляет упаковку пищевым предприятиям разных регионов России и стран СНГ.

«ПРОТЭК» — масштабность предприятия и широта ассортимента

Компания основана в 1996 году. Сегодня «ПРОТЭК» — это 8 производственных комплексов, 18 филиалов в России и странах СНГ, около 1500 сотрудников. Компания имеет региональные представительства в Красноярске, Симферополе, Челябинске, Казани, Киеве, Астане и в других городах. Предприятия работают по принципу безотходного производства. Фирма производит лотки и подложки, емкости для овощей, ягод, грибов, фруктов, пищевые и бутылочные сетки, влаговпитывающие вкладыши, вакуумные пакеты, экопосуду, а также некоторое оборудование и запчасти для производства упаковки. При желании заказчика возможно нанесение логотипа на упаковку.

«Георг Полимер» — все для термоформования

Расположенное в Подмосковье (Подольский район) молодое предприятие возникло в 2007 году. Специализация — термоформование. Фирма предлагает элементы для герметичной комплексной упаковки свежих полуфабрикатов из мяса и рыбы. Это
контейнеры, вклеенная или отдельная влаговпитывающая салфетка и универсальная пленка для запайки. Также «Георг Полимер» предлагает ленту для автоматических формовочных линий, одноразовые гастроемкости, настольное оборудование для запайки пленки. Фирма способна поставлять продукцию в промышленных масштабах.

«ЮМТ-Индастри» — поиск индивидуальных решений

Активно действует на рынке упаковки с 2008 года. Фирма находится в подмосковном Дедовске и предлагает различные виды лотков под запайку и контейнеров с крышкой, а также предоставляет сопутствующие материалы (влаговпитывающие салфетки, пленки для запайки) и услуги (наклеивание салфеток и этикеток). Кроме того, «ЮМТ-Индастри» дает возможность приобрести оборудование для запуска пилотных проектов или небольших объемов переработки (ручные и полуавтоматические запайщики). Но главное — эта компания поможет каждому заказчику воплотить в жизнь индивидуальное решение в создании упаковки. Основная продукция: контейнеры с крышкой, контейнеры и лотки под запайку, пленка для запайки, влаговпитывающие салфетки.

«Стандарт Пластик Групп» — упаковка и не только

Компания возникла в 2000 году. Заводы этой фирмы, осуществляющие объемное производство, размещены в Белгороде, а офисные и складские помещения — в Воронеже, Новосибирске, Москве и Краснодаре. «Стандарт Пластик Групп» предлагает более 500 наименований продукции самого разного назначения. Это пластиковая садовая и детская мебель, емкости для мусора, предметы для ванной и туалетной комнат, кухонная утварь (разделочные доски, банки, дуршлаги, кувшины и т.д.), одноразовая посуда, пищевые контейнеры, пленки и многое другое. Изготовление пресс-форм и литье пластмасс происходит на собственном заводе в Белгороде.


Таким образом, мы видим, что производство пластиковой тары в России представлено достаточно широко. На этом рынке существуют предприятия, специализирующиеся на самых разных изделиях. В изменившихся экономических условиях сфера производства пластиковой тары по-прежнему продолжает успешно функционировать и развиваться. Активное импортозамещение, изменение структуры рынка и появление новых участников на нем — открывают перспективы для развития отрасли в целом.