Стоимость перевозки грузов из Китая: каким способом выгоднее всего доставить товар в Россию

Китай, пожалуй, самый привлекательный торговый партнер для российского бизнеса. Где, как не в Поднебесной, можно купить… абсолютно все, в любом объеме и по соблазнительным ценам! Но первый опыт ВЭД может оказаться негативным из-за неумения работать с таможней и неотлаженной транспортной логистики. Как, куда, каким транспортом, через какую таможню организовать канал доставки лучшим способом и сколько это будет стоить? В нашем обзоре попробуем разобраться в нюансах транспортировки грузов из Китая.


Особенности логистики Поднебесной: не шелковый путь из Китая в Россию

Путь товаров из Поднебесной в Россию зачастую бывает весьма тернист. Основной объем грузов идет в нашу страну двумя путями: по железной дороге и морем в приграничные регионы (см. рис. 1).

Востребованность грузоперевозок между Россией и Китаем

Рис. 1. Востребованность грузоперевозок между Россией и Китаем

Несмотря на то, что Китай — крупнейший в мире производитель и поставщик различных товаров, страна со стремительно развивающейся экономикой, логистические услуги здесь отличаются некоторым своеобразием. В индексе эффективности логистики (Logistics Perfomance Index) Всемирного банка на 2016 год Китай занимает только 27-е место. Кстати, Гонконг, являющийся частью Китая, в том же рейтинге находится на 9-й позиции!

В чем же причины столь медленного развития логистики в столь бурно развивающейся стране? Специальное исследование гонконгского центра Li & Fung Research Centre выявило целый комплекс проблем, с которыми Китаю следует вести непримиримую борьбу, если он планирует занять лидирующее место в мировых грузоперевозках. А тем, кто собирается пользоваться услугами операторов логистики из Китая в Россию, знание ее проблем будет совсем не лишним, поскольку для русских китайская логистика в чем-то сродни китайской грамоте.

Налицо пять главных угнетающих факторов:

  1. Неравномерность развития инфраструктуры. Самым логистически продвинутым является восточное побережье страны. В материковом же Китае, несмотря на наличие государственных программ по модернизации, транспортная и складская системы все еще находятся в зачаточном состоянии. Отчасти это объясняется тем, что в целом ряде районов реальная власть принадлежит местным землевладельцам. Они полностью контролируют транспорт и недвижимость в своем отдельно взятом регионе, не желая взаимодействовать с себе подобными. Отсюда плачевное состояние складских помещений и качества оказываемых складами услуг:
    • недостаток погрузочных площадок для транспорта;
    • низкий уровень механизации и управления складами;
    • отсутствие системы отслеживания передвижения грузов.
  2. Особенности китайских автогрузоперевозок. Местные власти не церемонятся с грузовыми компаниями и облагают их высокими налогами и арендной платой. Чтобы хоть как-то окупить все эти затраты и не разориться окончательно, транспортники прибегают к хитрости, загружая свои машины по максимуму, а иногда и сверх того. Фура может стоять на погрузке несколько недель, дожидаясь заполнения. На нарушение сроков поставок при этом внимания перевозчик не обращает. К тому же такие перегрузы приводят к увеличению количества аварий, вызывающих те же срывы сроков и порчу товара. Но нужно заметить, что все вышесказанное характерно только для автоперевозок. Железнодорожный, авиационный и морской транспорт в Китае такими проблемами не страдает, но ведь до вагона или корабля товар чаще всего добирается на грузовом автомобиле…
  3. Квалификация персонала. Уровень образования в Поднебесной растет также быстро, как и ее экономика, но кадров для логистических компаний все равно не хватает. Спрос до сих пор значительно превышает предложение, что неизбежно вызывает текучку на предприятиях и снижение качества услуг. Логистические компании вынуждены набирать сотрудников без опыта, при этом экономя и на повышении квалификации. Еще одна серьезная проблема провинциальных компаний — незнание иностранных языков.
  4. Законы и власть. Несовершенство китайской логистики во многом порождено совершенством китайской бюрократии. Практически отсутствует координация между многими департаментами и органами власти. Например, Министерство железных дорог Китая почему-то не входит в Министерство транспорта, что невероятно осложняет развитие интермодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта.
    Для оказания комплексных логистических услуг по всей стране и за рубежом компания по закону обязана пройти единое лицензирование. Однако на деле получение лицензии оказывается процедурой очень сложной, требующей выдачи разрешений от разных ведомств. И каждому ведомству надо еще заплатить соответствующий сбор или налог.
    А замечательный на первый взгляд закон о всеобщем повышении заработной платы на 10% привел к тому, что транспортным компаниям приходится идти на нарушения норм и правил перевозок, чтобы хоть как-то существовать.
  5. Локальный характер логистики. В рамках одного района или округа может работать несколько фирм, оказывающих услуги грузоперевозок. И услуги эти чаще всего оказываются весьма качественными. Но только в определенных границах. Выходить за них фирмы не готовы, да чаще всего и не хотят, довольствуясь «синицей в руках». Чтобы найти самый быстрый способ перевозки грузов из Китая как в Россию, так и в другие страны нередко приходится выстраивать сложные логистические схемы с участием нескольких фирм-перевозчиков. Такая громоздкая конструкция не может не оказывать влияния на цену, качество и время доставки.

Но несмотря на недостатки, китайский рынок логистических услуг стремительно развивается. Товарооборот с Россией за 5 последних лет вырос более чем в 2 раза, лишь в 2015 году по известным причинам произошло сокращение.

Востребованность грузоперевозок между Россией и Китаем

Растет объем ж/д перевозок из Китая в Россию через пропускные пункты «Гродеково–Суйфэньхэ» и «Забайкальск–Маньчжурия». Предпринимаются попытки создания международного «шелкового авиапути» с участием России. Интенсивно строятся современные погрузочные терминалы вдоль границы двух государств.

Цены на доставку грузов разными способами

Из чего складывается цена на доставку? Как дешевле доставить груз из Китая без нарушения сроков и потери товарного вида?

Стоимость доставки складывается из нескольких составляющих:

  • вид транспорта — железнодорожный, морской, авиатранспорт или автомобиль;
  • расстояние от пункта загрузки до пункта назначения;
  • характеристика груза;
  • срочность доставки;
  • потребность в экспедировании;
  • страхование.

Важно!

Наиболее существенное влияние на формирование цены оказывает вид выбранного транспорта. Именно от того, поедет ли груз морским или авиатранспортом, зависит, сколько заплатит заказчик за свой товар.


Ж/д перевозки из Китая в Россию

Это, пожалуй, самый востребованный способ доставки. Чаще всего он используется как звено в мультимодальной перевозке, когда груз морем отправляется в один из российских портов, а затем уже по железной дороге следует к месту назначения. Тем не менее существуют и самостоятельные пути ж/д-доставки из Китая. Груз в этом случае доставляется способами:

  • непосредственно до границы России и далее по Транссибирской магистрали. Погранпереходы расположены только на Дальнем Востоке и в Забайкальском крае;
  • к границам России через Казахстан или Монголию.

При доставке по железной дороге контейнер претерпит несколько перегрузок. Во-первых, железные дороги в Китае все еще есть не везде. Поэтому от производителя до ближайшей станции товар все равно поедет на фуре. А во-вторых, размер китайской колеи не совпадает с российской. И при ж/д-перевозке грузов из Китая на границе вагоны с товаром ожидает перестановка на другие вагонные тележки. Такие сложности полностью оправдывают себя только при перевозке крупных партий товара, не боящегося повреждений, например, стройматериалов, леса.

Сроки доставки в Россию зависят от точек отправки груза в Китае, от места его перегрузки в России и конечного пункта назначения товара. Чаще всего ж/д-путь прокладывается от крупных портов Китая к Забайкальску, а от него после всех таможенных и транспортных процедур поезд направляется к Иркутску, Новосибирску и далее — к Москве (см. табл. 1).

Таблица 1. Сроки доставки груза из Китая в Россию ж\д-транспортом

Порты отгрузки

Путь следования

Забайкальск

Иркутск

Новосибирск

Москва

Чистое время в пути, включая доставку до склада клиента (дни)

Шанхай (Shanghai), пров. Чжэцзян

8 / 18

11 / 21

17 / 27

22 / 32

Нинбо (Ningbo),
пров. Чжэцзян

8 / 18

11 / 21

17 / 27

22 / 32

Тяньцзинь/ Синьган (Tianjing /Xingang), пров. Хэбэй

7 /17

10 / 20

16 / 26

21 / 31

Шэньчжэнь (Shenzhen),
пров. Гуандун

14 / 24

17 / 27

23 / 33

28 / 38


Как можно увидеть из таблицы, время, требующееся на перегрузку «Манчжурия–Забайкальск», на таможенное оформление в Забайкальске, на оформление поезда и вывоз груза с ж/д-станции до склада клиента в черте города, не зависит от расстояния и срока следования поезда и составляет примерно 10 дней.

Стоимость контейнерной перевозки из Китая ж/д-способом зависит от размера контейнера. Они бывают двух видов: малый двадцатифутовый и большой сорокафутовый. Например, доставка от порта Тяньцзинь (Синьган) до Забайкальска составит для 20-футового контейнера 2300 долларов, для 40-футового — 5500 долларов. От Забайкальска до Москвы придется заплатить еще примерно 135 000 рублей и 290 000 рублей соответственно.

Стоимость транспортировки сборных грузов напрямую зависит от веса и варьируется от 180 долларов до 230 долларов за тонну. Причем, чем вес больше, тем ниже цена доставки за тонну.

Контейнерные перевозки морем

На них приходится более половины мирового грузооборота. Этот способ особенно подходит тем, кто не слишком привязан к срокам, но заинтересован в экономии. Обычно крупные компании, ведущие торговлю большими объемами, выбирают морские перевозки, поскольку именно этот вид доставки в Китае очень неплохо развит. В стране имеется около 100 небольших портов и 30 крупных, самый известный из которых — Шанхай. В отличие от других видов, морская логистика в Китае сформировалась давно и имеет простые и понятные правила. Суда ходят регулярно во всех направлениях.

В Россию груз прибывает по одному из трех морских путей: на Санкт-Петербург, порты Дальнего Востока и порты Черного моря.

Сроки доставки зависят именно от расположения порта назначения. Так, по южному морскому пути груз из Шанхая будет добираться: до Владивостока — меньше недели, до черноморских портов — 20–25 суток, до Санкт-Петербурга — 40–45 дней. Прибавляем сюда же время на таможенное оформление в Северной столице (2 дня) и на доставку в Москву (2 дня) — получаем в итоге примерно 50 дней. Столько времени груз будет находиться в пути, включая таможенные и транспортные процедуры.

Что касается цен, то доставка морем — самый недорогой способ. И стоимость также будет зависеть от удаленности порта. Соответственно, дешевле всего обойдется доставка до Владивостока. За 20-футовый контейнер из Тяньцзина (Ксинганг) придется заплатить 1025 долларов, за 40-футовый — 1290 долларов. Железнодорожная доставка из Владивостока до Москвы обойдется в 93 000 и 154 000 рублей.

В зависимости от специфики груза, всегда можно подобрать наиболее удобный для транспортировки тип контейнера. Так, существуют:

  • цельнометаллические модели 20' и 40' Dry Van (вместительностью 29 и 59 м3);
  • 40' и 45' High Cube (объемом 68 и 76,3 м3), которые удобно закрепляются на прицепе; контейнеры 20' или 40' Flat Rack с откидными стенками спереди и сзади оснащаются специальным крепежом для крупногабаритных изделий;
  • модели 20' или 40' Open top имеют откидной верх;
  • рефрижераторы 20' или 40' Reefer, а также 40' Reefer High Cube способны стабилизировать микроклимат и температурный режим в диапазоне от –20 до +20 °С;
  • наливные цистерны 20' Tank Tainer предназначены для доставки жидких грузов.

Автоперевозки

Как уже говорилось, автоперевозки в самом Китае имеют свою специфику и зачастую используются только для доставки товаров, например, к железнодорожным вагонам или в порт. Принято считать, что автомобиль является наименее предсказуемым видом транспорта, на который влияет и состояние дорог, и качество топлива, и профессионализм водителя, и сезонность, и сопутствующая маршруту криминогенная обстановка. Однако именно на нем можно осуществлять доставку door-to-door.

Этот способ доставки груза из Китая особенно популярен в приграничных с КНР регионах нашей страны, и времени на транспортировку он требует всего одну неделю. Тем не менее автоперевозки из Поднебесной востребованы компаниями по всей России, к дверям которых груз можно доставить за срок от 15 до 25 дней (в зависимости от пункта назначения). Дело в том, что, с одной стороны, автоперевозки предоставляют возможность прямо в пути проложить новый маршрут следования — из-за непредвиденных обстоятельств на дороге, с другой — далеко не все пункты назначения удобно расположены вдоль железнодорожных путей сообщения. Следует учитывать и тот факт, что автомобиль экономит время и деньги на погрузо-разгрузочных работах, сокращает затраты на подачу автотранспортных средств. Существуют отдельные категории грузов, которые удобнее и безопаснее всего транспортировать именно посредством автоперевозок, к ним можно отнести электронику, высокотехнологическое оборудование, медицинскую технику.

Тарифы автоперевозок складываются из огромного количества факторов. Сюда входит вид и масса груза, километраж, заработная плата двух водителей, экспедитора, состояние дорог и погодные условия. Так, стоимость сборного груза от Пекина до Забайкальска составляет 180–230 долларов за тонну. Машина целиком (19 тонн) обойдется в среднем в 5700 долларов. Цена доставки от Забайкальска до Москвы — порядка 320 000 рублей.

Авиаперевозки

Самый быстрый, самый надежный и безопасный, самый мобильный, но и самый дорогой вид доставки. В среднем, даже с учетом таможенного оформления и доставки товара из терминала до склада получателя в Москве, на нее потребуется всего 3 дня (5 дней — из Гуанчжоу в Домодедово). Авиаперевозки незаменимы в тех случаях, когда необходимо срочно доставить особо ценные грузы, пробную партию товара, дорогостоящую электронику, хрупкие изделия или скоропортящиеся элитные продукты питания. Максимальный вес перевозимого груза не должен превышать полутора тонн, а минимальный не может быть меньше 100 кг.

Стоимость 1 кг груза прямым рейсом «Пекин–Москва» — от 2,52 до 3,61 долларов в зависимости от объема и веса всей партии товара, а также от условий конкретного аэропорта. Прямой рейс «Гонконг–Москва» выйдет дороже — от 3,85 до 4,45 долларов за кг. Следует также помнить, что, например, в Домодедово дополнительно берут за терминальную обработку 1 кг груза около 8 рублей, в которые включена стоимость его двухдневного хранения. Крупные логистические операторы предоставляют возможность воспользоваться ежедневными транзитными рейсами «Гонконг–Москва–Крым», при которых груз находится в пути не более 3-х дней до прибытия в Симферополь. Здесь расценки еще более высокие — от 3,19 до 5,88 долларов за кг, при разовом фиксированном сборе 80 или 180 долларов (в зависимости от рейса), а также при минимальной стоимости авиаперевозки одной партии товара — 200 долларов или минимальном весе груза — 45 кг.

Как быстрее и дешевле доставить груз из Китая?

Обобщив вышеизложенную информацию, подведем итоги:

  • Самым быстрым способом является, конечно же, авиадоставка. А в регионах, граничащих с Китаем, очень удобно пользоваться и автомобильными перевозками.
  • Наиболее дешевыми давно и по праву считаются морские грузоперевозки. Если фактор времени на вас не давит, у вас большие обороты и вы жестко привязаны к бюджету — это ваш путь.

Разные категории товаров могут быть доставлены разными способами. К примеру, легкий и объемный груз, такой как одежда, обувь, бытовая техника, удобно доставлять автомобильным транспортом. Тяжелые и сыпучие грузы, среди которых станки, оборудование, металлопрокат, зерно, крупы, сахар, растительное масло, логично отправлять железнодорожными вагонами или морским путем.

Но не будем забывать о том, что никто никого не обязывает выбирать один и только один вариант доставки. Способы перевозки грузов из Китая в Россию могут комбинироваться для удобства покупателя.

Среди небольших российских фирм очень популярен так называемый сборный груз. Полностью загрузить товаром даже 20-футовый контейнер способен не каждый предприниматель, особенно в условиях кризиса. Поэтому логистические операторы с удовольствием предлагают своим партнерам услугу сборных грузов. В этом случае нет необходимости оплачивать целый контейнер. Каждый участник оплачивает только свою часть товара. Именно по этой схеме работает большинство видов малого бизнеса, ввозящего товар из Китая.

Формирование и доставка сборного груза происходят следующим образом:

  • отправка штучного груза на так называемый консолидационный склад, где происходит формирование всей партии;
  • обработка товара на консолидационном складе, включающая дополнительную упаковку;
  • таможенное оформление и подготовка документов;
  • отправка в страну назначения в составе общей партии;
  • таможенная очистка;
  • доставка штучного груза по адресу заказчика.

Важно!

Стоимость доставки сборных грузов может быть ниже, поскольку у логистической компании есть возможность эффективного использования грузового пространства. В формате сборного груза снижается цена даже на авиаперевозки.


Еще одним способом оптимизировать процесс доставки является составление мультимодальной схемы, при которой груз перевозится несколькими видами транспорта, включая перегрузки на терминалах, но по одному договору. В этом случае подбираются максимально выгодные и удобные виды транспорта с учетом особенностей товара, расстояния, инфраструктуры, срочности доставки, сезонности, расписания свободного транспорта и т.д.

Особенностью мультимодальных перевозок является то, что процессом доставки разными видами транспорта занимается только одна компания. Она координирует и контролирует процесс транспортирования груза на всем маршруте движения. В независимости от количества видов транспорта, договор на мультимодальную перевозку заключается только один. Это избавляет клиента от необходимости взаимодействия с разными перевозчиками, экономит его деньги и бережет нервы.

Среди преимуществ мультимодальной схемы — наличие единого сквозного тарифа на весь маршрут, из-за чего происходит значительное снижение общей стоимости перевозки.


Не будучи профессионалом, сложно представить себе всю сложность, а иногда и непредсказуемость китайской и отечественной логистики во всех ее проявлениях. Построение правильных схем доставки зависит от тысячи нюансов. Даже какая-нибудь не слишком важная на неискушенный взгляд мелочь может не лучшим образом сказаться на сроках, увеличить итоговую стоимость товара в разы. А в худшем случае — привести к порче и даже утрате груза.