Как стать победителем в таможенном споре?

Российские предприниматели называют себя «стреляными воробьями» — многие из них пережили «лихие 90-ые», кризисы 1998-го и 2008-го, санкционную войну (которая, кстати, еще не закончена). Отечественного бизнесмена трудно выбить из колеи, однако иногда это все же удается — сотрудникам таможенных органов. Во что для бизнеса могут вылиться таможенные споры и как их избежать? Об этом — в нашей статье.


Таможенное право: двуликий Янус?

Участие во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для многих компаний становится не только способом увеличить доходы, но и серьезным источником проблем: штрафы и пошлины, продолжительные задержки товара способны привести к огромным расходам. В чем же причины таких сложностей?

Правовая база . Таможенное право зафиксировано в тысячах различных документов, включающих в себя как международные правовые акты и договоры, так и внутренние — от Конституции РФ до внутренних распоряжений руководства таможни. Этому неизбежно сопутствуют противоречия и коллизии, не говоря уж о том, что ориентироваться в правовой базе может только высококлассный специалист, но никак не рядовой участник ВЭД.

Еще одна глобальная проблема таможенного права — большое количество оценочных понятий . Представители таможенных органов самостоятельно решают вопросы достаточности доказательств, привлекаемые таможней эксперты не всегда объективны как в вопросах оценки стоимости товара, так и отнесения продукции к тому или иному типу.

Размер штрафа по КоАП для юридических лиц зависит от экспертной оценки стоимости товара, а она может многократно превышать реальную стоимость груза. Например, в начале 2016 года индивидуальный предприниматель К. из Екатеринбурга вез в родной город образцы товара из Китая. Груз не был задекларирован надлежащим образом, таможенные органы составили протокол о привлечении ИП к административной ответственности. По экспертной оценке стоимость товара составила 690 тысяч рублей, при фактической уплаченной цене менее 70 тысяч рублей.

Проблемы взаимодействия с таможенными органами заключаются не только в пробелах правового регулирования, но и в особенностях работы органов, в частности — некомпетентности сотрудников таможни . Вопреки распространенному мнению, должностные лица зачастую не являются специалистами в таможенном праве: они могут не учитывать даже некоторых внутренних инструкций.

К примеру, большую огласку получило дело гражданина Н., который решил приобрести стройматериалы для личного пользования в Китае и привезти их в Россию. Он задекларировал груз надлежащим образом и уплатил пошлину. Спустя некоторое время после поездки Н. был привлечен к административной ответственности: как оказалось, на момент пересечения им границы вступила в силу новая инструкция, меняющая порядок исчисления пошлины на данный груз. Несмотря на то, что сами сотрудники таможни не знали об изменениях, гражданину был назначен внушительный штраф. Решение таможенного органа удалось оспорить в суде, однако это заняло продолжительное время.

Влияет и политическая ситуация в стране: ею обусловлен высокий уровень заинтересованности сотрудников таможни в завышении пошлин и штрафов . Не секрет, что таможенные органы являются одним из основных источников бюджетных поступлений в нашей стране, уступая только налоговым. В кризисной ситуации, когда все более ощутим дефицит бюджета, к сотрудникам таможни предъявляют претензии эксперты Госдумы, Счетная палата и другие структуры, требуя увеличивать поступления в казну. В результате за последние годы ситуация в сфере таможенного оформления сильно ужесточилась: должностные лица скрупулезно ищут способы увеличить сборы с бизнеса, иногда забывая при этом о правах бизнеса.

О чем спор? Типовые таможенные разногласия

В зависимости от предмета, таможенные споры можно условно подразделить на несколько видов.

Административные — связанные с наложением санкций, предусмотренных главой 16 КоАП: штрафов и конфискации имущества. В эту группу входят жалобы предпринимателей на несправедливое привлечение к административной ответственности.

Административные штрафы зачастую накладывают «постфактум» по результатам проверки исчисления стоимости контролирующими ТО. К примеру, компания ввезла в РФ видеоаппаратуру, предоставив необходимые документы и уплатив пошлину. По факту проверки контролирующие органы выявили неверное указание кода ТН ВЭД и вынесли решение о привлечении фирмы к административной ответственности. В дальнейшем действия таможенных органов удалось оспорить через суд, поскольку вина компании не была доказана.

Коммерческие — связанные с применением таможенного законодательства. Самая обширная категория споров, включающая в себя такие глобальные вопросы, как неверное начисление пошлин, жалобы на действия должностных лиц. Большинство причин для споров — некорректное исчисление таможенной стоимости грузов, несогласие с решениями о классификации товаров и отказами в предоставлении положенных льгот и преференций.

Налоговые — связанные с законодательством о налогах, то есть жалобы на неверное начисление НДС.

Как разрешить таможенный спор? Существует два основных метода:

  • Досудебный . Подача жалобы в вышестоящие таможенные органы в некоторых случаях поможет оспорить действия должностных лиц. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня нарушения права от имени предпринимателя или его представителя. Преимущества метода — быстрое рассмотрение, отсутствие дополнительных затрат в виде пошлин, вступление решения в силу со дня принятия.
  • Обращение в суд . Если обжаловать решение в досудебном порядке не удалось, участник ВЭД может подать иск в арбитражный суд.

Многие компании боятся судебных разбирательств, однако совершенно напрасно: по словам профессиональных юристов по таможенным спорам, любое решение по делу не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с органами. О том, какова вероятность выиграть в суде у государственного органа, мы поговорим в следующей части.

Судебная практика: кто прав, кто виноват?

Согласно статистике по частоте участия в судебных разбирательствах таможенные органы в нашей стране занимают второе место после налоговых. С каждым годом число исков растет: это связано не только с ростом количества нарушений в этой сфере, но и с повышением уровня правовой грамотности, квалификации юристов. Повлиял и кризис: если раньше компании предпочитали закрыть глаза на некоторые нарушения со стороны таможенных органов, то сейчас для предпринимателей штрафы стали более ощутимой потерей.

В свою очередь, суды часто идут навстречу предпринимателям, которые борются за свои права. Вот, к примеру, официальная статистика решений судебных органов за 2015 год:

Категория дел:

Кол-во исков

Из них удовлетворено

связанные с применением таможенного законодательства

11 787

7 846

из них:

об оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного дела

50

37

об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц

9 903

6 336

о взыскании таможенных пошлин, налогов

115

39

о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу

263

224

связанные с применением  законодательства об административных правонарушениях

2 230

696


Как видно из этих данных, количество дел, решаемых в пользу бизнеса, достаточно велико: по коммерческим спорам вероятность победы приближается к 70%. Этот показатель немного снизился по сравнению с прошлыми годами (до 80% положительных решений), однако шансы на удовлетворения иска по-прежнему высоки.

Как повысить шансы на победу в таможенном споре?

Разумеется, сложно давать рекомендации по ведению судебного разбирательства без учета особенностей конкретного дела, но все же некоторые общие советы подойдут к любому случаю:

  • соблюдать сроки обжалования решений ТО;
  • подготовить доказательства нарушений со стороны таможни;
  • обратиться к профессиональному представителю.

Специфика судебных разбирательств такова, что неподготовленному человеку, не имеющему опыта участия в таможенных спорах, практически невозможно выиграть дело. Поэтому оптимальным решением будет обращение к юристам, которые специализируются на таможенных делах, вопросах и спорах.


Любой спор, возникающий в процессе оформления груза на таможне, становится для бизнеса лишней статьей расходов, а иногда оборачивается и более серьезными проблемами: срывом сроков поставок, расторжением договора или даже уголовным преследованием. Разумеется, таможенных споров лучше избегать, уделяя максимум внимания подготовке документов. Однако если нарушение прав участника ВЭД произошло, и в досудебном порядке устранить его не удалось, не стоит отказываться от судебного разбирательства. Практика показывает, что таможенные споры нередко решаются в пользу бизнеса при условии найма предпринимателем хорошего адвоката.