Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию

В 2015 году был-таки принят долгожданный одноименный закон, установивший требования к разработке документов по стандартизации. Одними из них являются технические условия, или ТУ. Какие требования закон предъявляет к этому типу документации и его разработке? Обязательна ли регистрация ТУ и кто теперь отвечает за эту процедуру? Обо всем этом — в статье.

Что такое технические условия и для чего они нужны

Вступивший в силу в 2016 году Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» относит технические условия (ТУ) к виду стандартов организации и трактует их как документ, разработанный и утвержденный изготовителем/исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. Разрабатывая этот документ самостоятельно, организация учитывает результаты проведенных испытаний и измерений, положения межгосударственных и национальных стандартов, практический опыт реализации процессов, использования технологий, оборудования в ходе производства продукции/оказания услуг/выполнения работ.

На сегодня выделяют следующие виды ТУ:

  • общие (на группу однотипных товаров);
  • специальные, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
  • ТУ на составные части изделия.

Технические условия как стандарт организации способствуют реализации единой государственной политики в сфере стандартизации. В частности, ФЗ № 162-ФЗ в числе целей стандартизации указывает улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Для производителей ТУ выполняют следующие функции:

  • определяют все основные звенья производственной цепи;
  • являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
  • гарантируют единообразие результатов работы;
  • позволяют защитить свои интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.

Технические условия содержат максимальное количество информации, отличающей продукт или услугу от сходных. Это позволяет потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и применять его безопасно и с максимальной эффективностью.

Для того чтобы ТУ позволяли достичь всех вышеуказанных целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в частности, комплексность, системность и открытость разработки. Содействуют ему в этом технические регламенты и государственные стандарты. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу. Примером тому служит «ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия».

Детально прописывая в технических условиях формы и методы контроля за соблюдением требований производства, хранения, доставки, юридическое лицо предупреждает споры о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.

Ссылка на ТУ в гражданско-правовых договорах рекомендована ведущими юристами и практиками. Например, в договоре поставки можно детализировать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в частности, на ТУ [1] .

Нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет в том числе Росстандарт.

Это интересно!
В 2016 году Росстандарт провел более 3 тысяч проверок соблюдения обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. В 30% случаев выявлены нарушения. Объем наложенных административных штрафов составил более 53 млн рублей. При этом в условиях действия моратория на плановые проверки субъектов малого предпринимательства на период 2016–2018 годов данные приведены без учета возможных нарушений указанных лиц [2] .

Требования к содержанию и оформлению ТУ

Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере требований, определенных в ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» (вступает в силу 1 января 2018 года). Согласно документу потребность в ТУ возникает при отсутствии стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) или при их наличии, но при желании производителя уточнить и дополнить существующие требования. ГОСТ содержит требования к построению, изложению и оформлению ТУ.

Документом предусмотрена такая структура ТУ: титульный лист, основная часть, приложения и лист изменений. Основная часть должна содержать:

  • сферу применения ТУ;
  • правила соблюдения качества и безопасности продукции;
  • порядок маркировки и упаковки товара;
  • методы контроля;
  • порядок хранения и доставки продукции.

ГОСТ дает исчерпывающее представление о внешнем виде и наполнении ТУ. Для простоты восприятия разработчик использует доступные примеры.

Это надо знать!
Согласно ГОСТ Р 51740-2016 в ТУ нужно максимально использовать русскоязычные термины. Иностранные слова и конструкции допускаются только при отсутствии равнозначных аналогов. Нельзя злоупотреблять математическими знаками, если их смысл возможно передать текстом. Вместо знака «-» надо писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Употреблять знаки «<», «>», «=» без числовых значений запрещается.

В целях защиты интересов юридических лиц и граждан положения технических условий не должны допускать разного толкования. Четкость, точность и определенность смысла обеспечиваются соблюдением требований к изложению текста этого документа. Запрещаются любые обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение. Для соблюдения логической последовательности предлагается использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Для наглядности рекомендуется применение таблиц.

Особое внимание в ГОСТе уделено и оформлению ТУ. Разработчик рекомендует компьютерный способ, сквозную постраничную нумерацию, закладывает определенные параметры шрифта, начертания, полей, а также отдельный порядок оформления листов регистрации изменений.

Порядок согласования и регистрации технических условий

Закон о стандартизации исключает обязательность согласования ТУ с государственными органами. Статья 21 данного закона определяет, что порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается юридическим лицом или предпринимателем самостоятельно. По собственной инициативе для получения компетентного заключения компания может обратиться в уполномоченные организации за проведением экспертизы проекта ТУ. Эти положения детализируются в отраслевых ГОСТах. Так, например, действующий до 1 января 2018 года ГОСТ Р 51740-2001 (ранее мы говорили о новой редакции от 2016 года) устанавливает порядок обязательного согласования ТУ на определенные пищевые продукты с несколькими государственными инстанциями, в частности, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росстандартом. Согласованию предшествует экспертиза на соответствие ТУ установленным требованиям и государственным стандартам в сфере их ведения. Новый ГОСТ от 2016 года по пищевым продуктам исключает обязательность таких процедур. По общему правилу теперь экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).

Что касается уполномоченных организаций, упомянутых в законе, то таковыми являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Экспертизу проекта ТУ в соответствующем комитете проводит секретариат ТК или независимый эксперт, входящий в его состав. Эта процедура осуществляется на договорных основах между заказчиком и исполнителем. Как правило, для проведения экспертизы необходима лишь заявка и документ, подлежащий оценке. Потребность в иных документах определяется в рабочем порядке.

Получение экспертного заключения фактически завершает процесс согласования ТУ. Если же держатель подлинника не посчитал необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Далее следует подписать ТУ у руководителя, держателя подлинника и проставить соответствующий гриф «УТВЕРЖДАЮ».

Что касается регистрации ТУ, то законом о стандартизации кардинальных изменений существующего порядка не предусмотрено. Как и раньше, эта процедура является добровольной, однако, как подтверждает практика, необходимой для реализации принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, производителе и держателе ТУ.

Сегодня основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД «Продукция России». Эта база создана и поддерживается ФГУП «Стандартинформ». Информация для ее наполнения черпается из специальных форм — каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.

Для того чтобы внести сведения о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы.

В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП «Стандартинформ». Для того чтобы правильно заполнить формы, надо руководствоваться Правилами по стандартизации ПР 50-718-99. Они предназначены для всех предприятий-изготовителей товарной продукции народнохозяйственного назначения.

Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов:

  • заполнение форм;
  • подготовка сопутствующих документов;
  • направление форм на регистрацию;
  • оплата услуг;
  • получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком.

Срок оказания услуги регистрации, согласно сведениям ФГУП «Стандартинформ», составляет в общем порядке 10 дней, а в срочном — 1 день. Последний вариант позволяет направить документы на регистрацию по электронной почте. ФГУП предоставляет сопутствующие регистрации КЛП услуги. Это консультационная и информационная помощь, а также заполнение КЛП. Именно эти услуги и подлежат оплате. Так, заполнение одного листа в общем порядке обойдется предприятию в 590 рублей, а консультационная помощь — в 1888 рублей.


Таким образом, процесс разработки и регистрации ТУ представляет собой систему последовательных действий. Он требует не только профессионального подхода, но и знания текущей практики прохождения установленных процедур.

Как оптимизировать процесс разработки и согласования технических условий

Закон о стандартизации устанавливает, что ТУ разрабатываются изготовителем продукции и исполнителем услуг. Вместе с тем правила предоставления услуг на договорной основе, определенные в ГК РФ, распространяются и на вопросы стандартизации. Нормативно-правовые акты фактически не обязывают, но и не запрещают обращаться к посреднику за разработкой ТУ. Что же проще: создать службу стандартизации на своем предприятии или обратиться в специализированную компанию? Как же выбрать надежного партнера при всем многообразии предложений? Эти вопросы мы задали эксперту центра сертификации «РосТестСтандарт» Семеновой Евгении Викторовне:

«Для унификации правил создания и функционирования служб стандартизации юридических лиц существует ГОСТ Р 1.15-2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования». Этот документ определяет, что кадровый состав подразделения по стандартизации должны составлять специалисты, отвечающие установленным квалификационным требованиям. При этом рекомендуется учитывать наличие образования в сфере стандартизации и смежных областях, стаж работы в этой сфере, а также возможность переподготовки и повышения квалификации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих объединяет требования к инженеру по стандартизации. В его должностные обязанности в том числе входит разработка, пересмотр и внедрение на предприятии технических условий. Требования по квалификации этого специалиста изложены в зависимости от категории. Так, например, инженер по стандартизации I категории должен иметь:

  • высшее профессиональное (техническое) образование;
  • стаж работы в должности инженера по стандартизации I категории не менее трех лет.

Перечень того, что должен знать этот специалист, чрезвычайно велик. В первую очередь это, конечно, государственные нормативно-правовые акты, системы организации и функционирования государственной стандартизации и сертификации товаров и услуг, системы конструкторской подготовки производства. Кроме этого, это методики определения эффективности стандартизационных мероприятий, отечественный и зарубежный опыт в этой сфере. Таким образом, создание собственной службы по стандартизации сопряжено с существенными временными и финансовыми затратами: нужно подобрать специалистов или провести их переподготовку, а также постоянно повышать их квалификацию.

Наш центр по сертификации очень внимательно относится к подбору персонала и не жалеет средств на поддержание его знаний и навыков в актуальном состоянии. Мы фактически сами растим специалистов, поэтому отвечаем за качество предоставляемых ими услуг по разработке ТУ».


P.S. Центр сертификации «РосТестСтандарт» ( www.rosteststandart.ru ) эффективно работает в сфере стандартизации и сертификации 11 лет. На обслуживании в центре находится более 2000 компаний, которые являются резидентами Российской Федерации, Таможенного союза, ЕВРОСОЮЗА, Китая. 73% клиентов обращаются в компанию для продления срока действия разработанных и утвержденных документов.