3 марта 2020, 11:48

Топоры фатьяновцев, которым 4,5 тысячи лет, выставили в подмосковном музее

Фото: Музей "Новый Иерусалим", commons.wikimedia.org
Фото: Музей "Новый Иерусалим", commons.wikimedia.org

А вместе с ними и древние горшки, ножи, наконечники стрел, копий

Не так давно интернет облетела «утка», в которой говорилось, что письменность в наших краях придумали задолго до Кирилла и Мефодия. Якобы первые скотоводы Русской равнины, которых археологи называют фатьяновцами, еще не знали гончарного круга, однако горшки каким-то образом делали. И оставляли на них знаки, похожие на буквы. Новость подхватили псевдонаучные издания и давай бросаться заголовками. Мол, в истории Европы и Руси произошел настоящий переворот.

Находки могильника «Павловская слобода» — середина третьего тысячелетия до н.э.
Фото: Павел КЛОКОВ

В институте археологии РАН, может быть, и были бы рады такому грандиозному открытию. Однако уверяют, что это неправда. Фатьяновцы были неглупыми, это да (мало того, что принесли на наши территории земледелие и скотоводство, так еще и выплавку знали — с ними на Русскую равнину пришел бронзовый век). Но письменность — увы, освоить не успели.

Археологи сравнивают топоры фатьяновцев с подводными лодками.
Фото: Павел КЛОКОВ

И вот я стою в одном из залов областного краеведческого музея «Новый Иерусалим» (подмосковный город Истра) как раз перед этими горшками, о которых шла речь. И рассматриваю незамысловатые зазубрины, точки, черточки. У каждого сосуда свой орнамент. Чаще всего в тот период его выполняли с помощью шнура (отсюда и название «культура шнуровой керамики»).

Но как бы там ни было, узоры на буквы не тянут.


Откуда находки

Вообще в запасниках «Нового Иерусалима» более 90 тысяч археологических экспонатов. Такого количества хватит на тысячу экспозиций. Однако та выставка, которая открылась («Боевые топоры Подмосковья»), уникальна тем, что в нее вошли совсем свежие артефакты. Их нашли совершенно случайно.

Наконечники копий и стрел, с которыми хоронили мужчин.
Фото: Павел КЛОКОВ

На Новорижском шоссе собрались строить частную школу. И перед тем, как рыть фундамент, вызвали археологов (так положено по закону). Те провели исследование и наткнулись на следы захоронений. Срок давности впечатляет — середина третьего тысячелетия до нашей эры. Представители фатьяновской культуры хоронили своих сородичей вместе с оружием. И некоторое из них сохранилось просто великолепно. Например, каменные топоры. Начальник подмосковной экспедиции и заместитель директора по науке Института археологии РАН Ася Энговатова сравнила их с подводными лодками по степени проработанности и обтекаемости формы (по-моему, очень точно).

— Посмотрите, какие они изящные и повторяют, кстати, формы бронзовых топоров того времени, — пояснила она. — Больше напоминают не оружие, а художественные произведения.

А сколько труда было вложено на восстановление все тех же горшков. Это в музее мы их видим цельными. А археологи находят их в разбитом состоянии, в виде пазлов из сотен осколков. При этом нужно их все найти и собрать так, чтобы края и узоры точно совпали.

Выставка «Боевые топоры Подмосковья» будет работать до 23 марта.
Фото: Павел КЛОКОВ

— Гончарного круга у фатьяновцев не было, — рассказывает Ася Энговатова. — При этом сосуды все правильной формы. И толщиной не больше полсантиметра.

По одной из версий, глину они выбивали, выколачивали.

Могильник на Новой Риге назвали в честь ближайшего села — Павловская слобода. Но на выставке представлены экспонаты и из других некрополей — Ханевского и Трусовского (это достояние музея). Первый был обнаружен в 1968 году при добыче песка в карьере, второй датируется 1930-ми. На полках в этой части экспозиции также лежат топоры, горшки, ножи эпохи бронзы.

Адрес: Московская область, город Истра,
Ново-Иерусалимская набережная, 1.
Время работы выставки: каждый день с 10:00 до 18:00, кроме понедельника (до 23 марта).
Стоимость: бесплатно.


Что за культура такая

Вообще о существовании фатьяновской культуры узнали в 1873 году. Именно тогда создатель и первый председатель Московского археологического общества Алексей Уваров нашел первый похожий некрополь. Произошло это в Поволжье — недалеко от деревни Фатьяново. С тех пор захоронения тех времен относят к фатьяновскому периоду.

Каменные сверленые боевые топоры (Ханевский могильник).
Фото: Павел КЛОКОВ

— Представители этой культуры, вероятнее всего, были мигрантами, — говорит Ася Энговатова. — Есть разные мнения на этот счет. Одни считают, что фатьяновцы перебрались к нам из Западной Европы. Другие — с северной Украины. Третьи — с Кавказа.

Так или иначе, эти племена уже умели разводить скот и земледелить. В то время, как на наших территориях до сих пор лишь охотились, ловили рыбу и занимались собирательством. Речь идет о представителях волосовской культуры. Столкнулись ли две этих группы между собой, доподлинно неизвестно. Но судя по братским могилам, полным заупокойных даров, вполне возможно.


Где жили фатьяновцы

В основном это современные территории Тверской области, Ярославской, Ивановской, Костромской, Московской, Калужской, Смоленской, Владимирской и Новгородской.


Другие находки (Московская область, 2019 год)

Перед любым строительством стационарных объектов должна проводиться «государственная историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению». В 2019 году ее провели на 352 земельных участках (в 2018 году — на 360-ти). И в результате выявили 20 новых археологических памятников.

Скульптурный портрет фатьяновца (реконструкция по черепу).
Фото: Павел КЛОКОВ

Среди них памятник археологии каменного века в Рузском городском округе (IX-VIII — VI-V тыс. до н.э.), памятник археологии поздняковской культуры эпохи бронзы в Орехове-Зуево (сер. — втор. пол. II тыс. до н.э.), два памятника археологии раннего железного века и периода раннего Средневековья в Жуковском (1-3-я четв. I-го тыс. н.э); 11 селищ периодов Средневековья и Нового времени в Солнечногорске, Одинцове, Жуковском, Богородском городском округе, курганный могильник в Дубне (XI-XIII вв.) и другие.

Также зафиксированы четыре участка исторического культурного слоя.

  • «Культурный слой города Зарайска, XII — нач. ХХ в.» (Зарайск);
  • «Культурный слой сер. XIX — нач. XX в. на территории усадьбы Е.Е. Шлихтермана» (Ленинский район);
  • «Деревня Пасильево. Исторический культурный слой» XIII-XIV в., XVI-XIX в. (Можайский городской округ);
  • «Село Атепцево. Исторический культурный слой» XVII — нач. XX в. (Наро-Фоминский городской округ).