Покупка билетов часто сопровождается волнением. Например, когда впервые планируем путешествие в экзотическую страну или бронируем билеты по выгодной, но недолгой акции. Заполняем свои данные быстро, лишь бы успеть купить, пока кто-то другой не перехватил хорошее место в поезде или самолете. Спешка и волнение делают свое дело — появляются ошибки в билетах. Сразу впадать в панику по такому случаю не стоит. Проект «Отдых в России» KP.RU поможет разобраться: какие чаще всего допускают ошибки при оформлении билета путешественники и как правильно исправить неточные данные.
Самое популярное — впопыхах можно перепутать или пропустить букву в имени, отчестве или фамилии. Или еще — записать фамилию в графу для имени и наоборот. Ошибка, очень распространенная среди женщин, — забыть о смене фамилии после замужества и указать по привычке старую, то есть девичью.
Повезет, если в результате допущенной ошибки в дате рождения вы не станете «ребенком» в глазах компании-перевозчика. Такую «опечатку» исправить сложнее, услуга чаще всего платная. Зачастую ошибка может привести к автоматической потере билета. Если же неправильно указали дату поездки, то в большинстве случаев это вопрос решаемый — билет нужно будет обменять.
Наиболее серьезный вид ошибки. Если на счет предыдущих еще есть надежда, что их простят/не заметят/пропустят, особенно на внутренних рейсах, то билеты с ошибками в паспортных данных — большая проблема, которую пассажиру нужно попытаться устранить заранее. На международных сообщениях билеты с такими ошибками вообще не принимаются. Должно быть полное совпадение с официальными реквизитами в документах.
Оформление авиабилетов осуществляется строго по паспортным данным. Имя и фамилия указываются латинскими буквами, и даже одна неверная или не исправленная вовремя буква может привести к отказу в посадке на рейс.
В билете на самолет можно исправить только такие ошибки, которые не влияют на смысл и звучание имени. То есть, остается понятно, что билет именно ваш, замена пассажира запрещена. Это опечатка в имени, перестановка имени и фамилии местами, ошибки в дате рождения или номере паспорта, смена фамилии при наличии подтверждающих документов.
В зависимости от правил авиакомпании, коррективы можно внести на сайте, через колл-центр или на стойке регистрации в аэропорту. За исправления могут взиматься дополнительные сборы.
По официальной политике РЖД, после оплаты билета уже невозможно внести исправления в имени, фамилии или номере паспорта. На сайте уточняется, что за корректность вносимых личных данных на каждого пассажира полностью несет ответственность человек, оформляющий билеты.
Согласно приказу Минтранса России от 05.09.2022 № 352, если допущено не более одной ошибки в фамилии, имени или отчестве и также не более одной ошибки в серии или номере паспорта и поезд по России, то поездка для пассажира не будет отменена. Если же ошибок больше двух, то билет нужно будет переоформить.
На примере нескольких крупных компаний-перевозчиков разберем подробнее алгоритм действий, если допущена ошибка в билете.
У Аэрофлота с апреля 2025 года скорректировать ошибки в ФИО и данных документа в билетах, купленных у компании напрямую, можно на сайте Аэрофлота в разделе «Управление бронированием». Онлайн-корректировка доступна единожды. Также изменения можно внести через офисы Аэрофлота. Если билеты были оформлены в агентствах или на сайтах сторонних агрегаторов, внести изменения возможно в день вылета рейса.
Корректировка невозможна, если более одного параметра из четырех не совпадает с данными в документах пассажира. В таком случае нужно сдать билет и приобрести новый. Речь идет о следующих параметрах — фамилия, имя и отчество, дата рождения, данные паспорта.
За исправление ошибки в ФИО, допущенной пассажиром при самостоятельном оформлении, за замену фамилии при получении нового паспорта до покупки билета взимается сервисный сбор. В остальных случаях корректировки проводятся без дополнительной оплаты. Обязательно предъявление документа, удостоверяющего личность, на основании которого будут вноситься исправления в билет.
Правки в билет с целью изменить дату вылета, если речь идет о добровольном желании пассажира, а не об инициативе авиакомпании, может быть платным в зависимости от выбранного тарифа.
Ошибки в дате вылета или направлении у билетов авиакомпании «Победа» можно изменить не позднее, чем за 48 часов до полета. Опция платная и стоимость зависит от тарифа.
Если ошибка закралась в персональные данные (ФИО, некорректное расположение имени, фамилии или отчества, дата рождения, серия, номер или дата окончания срока действия документа), исправления можно внести через колл-центр не позднее чем за 4 часа до вылета, по месту приобретения билета либо на стойке регистрации в аэропорту до окончания регистрации на рейс. Стоимость корректировок 800 рублей, добавление отчества бесплатно.
В случае необходимости изменить данные в связи с вступлением в брак, следует обратиться на стойку регистрации в аэропорту до окончания регистрации на рейс. Если билет куплен до получения нового паспорта — услуга бесплатна, после — 800 рублей. Внести изменения можно и через форму на сайте, но не позднее 24 часов до вылета. Это тоже платно.
Если данные поменялись в связи с достижением соответствующего возраста, их можно бесплатно скорректировать на стойке регистрации в аэропорту до окончания регистрации на рейс или обновить их через колл-центр (не позднее 4 часов до вылета, услуга платная).
Что касается, например, S7, то авиакомпания позволяет самостоятельно исправить на сайте до трех букв в имени или отчестве и до трех букв в фамилии. Если с первого раза самим не получится исправить, то нужно обращаться в чат поддержки.
Если нужно изменить более трех букв (например, при смене фамилии при замужестве) или если во время внесения изменений появляется уведомление о недоступности опции (это может быть, например, при покупке билета по льготному тарифу или после прохождения регистрации на рейс), нужно также обратиться в чат.
Дату и время вылета можно самостоятельно изменить в разделе «Мои бронирования». Придется доплатить картой, если билет на новый рейс стоит дороже или если правила тарифа предусматривают штраф за обмен.
С июля 2025 года у пассажиров поездов «Гранд Сервис Экспресс» появилась возможность самостоятельно исправить на сайте ошибки в личных данных. Можно добавить отчество, изменить пол, скорректировать до двух знаков в совокупности в ФИО, серии и номере документа. Более серьезные ошибки можно исправить на кассе или, если корректировка невозможна, сделать возврат билета и приобрести новый (например, в случае ошибки в дате поездки).
Пассажиры поездов ФПК без последствий могут допустить до двух ошибок в билете. Если неточностей больше, нужно переоформить билет в кассе, а это платная услуга. Если ошибку обнаружили только при посадке, можно обратиться к начальнику поезда. В случае ошибки в указании пола при покупке билета в гендерное купе придется оформить новый проездной документ.
Если при переоформлении проездного документа стоимость нового билета выше стоимости первоначального, то с пассажира взимается разница в стоимости проезда. Если цена ниже — разница возвращается.