Авиакомпании отменяют и переносят рейсы по разным причинам: непредвиденные обстоятельства, сбои в расписании, проблемы на стороне аэропорта. А иногда пассажир сам хочет отказаться от услуги, потому что передумал лететь. Проект «Отдых в России» KP.RU составил пошаговую инструкцию для путешественников, как оформить возврат билетов на самолет.
Сегодня билеты часто покупают через агрегаторы — профильный сайты, которые собирают предложения всех авиакомпаний и показывают пользователю доступные маршруты и цены. Например, «Авиасейлс», «Туту», Ozon, «Купибилет», «Яндекс Путешествия». Алгоритм возврата денег при покупке билетов в агрегаторах одинаков для всех платформ.
1. Зайдите в личный кабинет на сайте.
2. Перейдите в раздел «Заказы» или «Мои билеты», «Покупки» — у разных сайтов называется по разному.
3. Найдите рейс, за который хотите вернуть деньги. Кликните на него и найдите кнопку «Вернуть билет».
4. Сайт попросить указать причину возврата.
5. Далее агрегатор самостоятельно свяжется с авиакомпанией и уточнит причину отмены — пассажир сам отказывается от рейса или он был отменен. Чтобы избежать спорных ситуаций, советуем также уведомить авиаперевозчика о том, что не полетите. Сделать это нужно обязательно до конца регистрации на рейс.
6. Обычно деньги поступают обратно пассажиру в течение 30 суток с момента возврата билета — если оплачивали заказ картой. Если через СБП — могут вернуть быстрее, примерно за три дня.
Не ждите быстрого возврата средств при покупке билета в интернете на стороннем сайте. Иногда разбирательства затягиваются на месяцы — даже если рейс отменили из-за форс-мажора. Главное, собирайте все письма и ответы сайта, перевозчика, чтобы в случае чего отстоять свои права в суде.
Невозвратные билеты на самолет можно вернуть и получить полную их стоимость в четырех ситуациях:
Вот инструкция, как вернуть деньги.
1. Свяжитесь с перевозчиком и уведомите, что вас не будет на рейсе. Сделайте это на всякий случай даже в ситуации, когда вылет отменили из-за форс-мажора. Потому что рейс на самом деле могли перенести на другой день и вы все еще числитесь его пассажиром.
2. Запросите возврат средств. Сначала можно сделать это удобным способом: в личном кабинете авиакомпании, через службу поддержки, кассу перевозчика. Если компания не реагирует, то направляйте претензию — заказным письмом с уведомлением о вручении. В обращении укажите, что хотите вернуть деньги и обоснуйте причину. Приложите копии документов.
3. Ожидайте возврата. Авиакомпании рассматривают обращение в течение 30 дней. Затем деньги могут идти на счет покупателя до 30 суток. При покупке через кассы — вернут сразу.
Если купили невозвратный билет, но ни одна из причин выше не подходит для возврата, тогда получить компенсацию не получится.
Объясним алгоритм на примерах конкретных авиакомпаний. Правила актуальны на момент публикации инструкции.
Аэрофлот
Заниматься возвратом средств нужно через канал, которым покупали билет: в офисе перевозчика, в его агентстве (авиакассах) или на сайте компании.
При покупке в офисе «Аэрофлота» важно сняться с рейса не позднее чем за 40 минут до конца регистрации. Далее приходите по адресу покупки билетов, пишите заявление — образец вам выдадут. Для возврата через агентство действуют аналогичные правила.
Для возврата на сайте, зайдите в личный кабинет и перейдите во вкладку «Управление бронированиями». Выберите опцию онлайн-возврата.
Победа
Возврат билетов производится по месту покупки: на сайте, через контакт-центр. Также можете написать в форму обратной связи на сайте. Если возвращаете средства в силу болезни, тогда придется направить пакет документов в компанию заказным письмом.
Уральские авиалинии
Билеты, приобретенные в офисах продаж авиакомпании, можно вернуть только при личном посещении авиакасс. При покупке онлайн (в приложении, на сайте), зайдите в личный кабинет и кликните «Управление заказом». Иногда система не позволяет вернуть билет автоматически. На сайте есть форма-заявление, которую надо заполнить вручную.
Азимут
При покупке билета на рейсы «Азимута» через партнеров (кассы, агрегаторы), как и у других перевозчиков, нужно обращаться по месту покупки. Если покупали на сайте авиакомпании, тогда следует связаться с контактным центром и подать заявление на возврат. Адрес контакт-центра есть на официальном сайте.
— Несмотря на форс-мажор, пассажир имеет право на возврат полной стоимости билета, если рейс отменен или задержан на значительное время. Это предусмотрено Воздушным кодексом РФ (ст. 108), Правилами перевозки пассажиров и Постановлением Правительства РФ № 196 от 2007 года. При форс-мажорах пассажиру не компенсируют сопутствующие убытки — трансфер, отель. Если рейс отменили по вине авиакомпании, тогда подавайте претензию с требованием компенсации, — говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Виталий Кацко.
Что делать пассажиру:
Вот форма заявления (претензии) на возврат билета на самолет:
Шапка. Название авиакомпании, данные пассажира, контакты для обратной связи.
Основная часть. Озаглавьте ее так: «Претензия на возврат денежных средств за неиспользованный авиабилет». Далее опишите ситуацию:
«Я, [ФИО], приобрел билеты [число, способ и место покупки] на рейс [маршрут, номер рейса, число вылета]. Стоимость билетов составила [сумма]. Прошу вернуть средства за билет, поскольку [рейс отменили/заболел/умер родственник/были форс-мажорные обстоятельства — укажите какие именно]. Средства прошу перечислить на банковский счет [укажите реквизиты].
Заключение. Дата, имя, подпись и расшифровка.
Претензию рассматривают 30 календарных дней. Ее нужно направить перевозчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо лично принести в офис секретарю и получить уведомление о принятии обращения — номер и дату регистрации обращения.