Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика1 марта 2004 7:46

Александр Дугин, директор Центра геополитических экспертиз: Путин подводит черту под компромиссом с элитами

После своих последних решений он оказался в совершенно другой стране вместе со своим народом - с путинским большинством - и с нечленораздельной либерально-коммуно-фашистской оппозицией
Источник:kp.ru

ДОСЬЕ «КП»

Александр Дугин - философ, лидер международного «Евразийского движения», автор учебника «Основы геополитики», основатель и ректор «Нового университета».

Отставка правительства - очень серьезный и фундаментальный политический шаг, при этом отнюдь не предвыборный, поскольку у президента такой высокий рейтинг, что делать специальные популистские или пиаровские акции ему просто незачем и даже излишне.

Отставка Касьянова с его Кабинетом - скорее декларация о намерениях об изменении политики на следующие четыре года, фундаментальный, действенный жест: президент уточняет для своих избирателей, для страны и для наблюдателей извне, что его намерение изменить ход политической жизни и модель управления страной - это очень серьезно и необратимо.

Надо учитывать, что правительство Касьянова - это правительство переходное, или, как называл его президент, техническое. В нем на четверть присутствовали представители «семьи», на четверть - лоббисты олигархата, на четверть - либералы. Три четверти в правительстве были не совсем путинские или совсем не путинские. Но была и четвертая четверть - это вполне путинские силовики. По сути, отправка всего правительства скопом в отставку означает конец компромиссов с этими тремя четвертями и выход президента Путина на новую магистральную позицию, на новый курс.

Только сейчас Путин по-настоящему становится Путиным, демонстрируя в течение последнего года эту решимость становления очень яркими, внушительными, понятными народу и политическим элитам шагами - начиная с ареста Ходорковского, через отставку Волошина, недопущение в Думу либеральных партий СПС и «Яблоко», нынешнюю отставку правительства... Остается поблагодарить за проделанную работу Владислава Суркова и Анатолия Чубайса, и Путин окажется в совершенно другой стране вместе со своим народом - с путинским большинством - и с разрозненной, нечленораздельной либерально-коммуно-фашистской оппозицией.

Такой Путин, безусловно, фигура авторитарная и одновременно патриотическая. Но исходя из того, что он не опирается ни на какие идеологические модели или тоталитарные организации, этот авторитаризм президента, который даст о себе знать в полный рост в следующем четырехлетнем периоде, - прямая противоположность тоталитаризму. Это, если угодно, либеральный авторитаризм, где характер, фигура и взгляды президента, в значительной степени опираясь на подавляющее большинство общих представлений народа, будут составлять единое целое, но одновременно систему с очень большой степенью свободы. И в этом - противоположность тоталитаризму. Уходят в прошлое ельцинский олигархат, ельцинская балаганная фасадная политика, Думы как таковой нет, партий по большому счету тоже уже нет, есть президент Путин и его народ.

Он спокойно мог бы не отправлять правительство в отставку и тем самым сохранить для себя еще хотя бы на небольшой срок полную лояльность и так уже не очень дерзких нонконформистских элит. Но сейчас он подводит черту под компромиссом с элитами, элитами ельцинскими, в подавляющем своем большинстве коррумпированными, олигархическими, атлантистскими. Собственно говоря, только таких людей до сих пор и можно было называть российской элитой. Путин прощается с компрадорами, олигархами, с Борисом Николаевичем, с политтехнологами, с экспертным сообществом как придатком компрадорской, атлантистской буржуазии и говорит: мы - я, мой народ, наша страна - идем в другом направлении, до свидания, лихом не поминайте, кто украл или соврал, за это в дальнейшем поплатится. Дела не закончены, репрессий не будет, тоталитаризма не будет, но страна выходит на путинский курс. Путин отныне - путь, сам по себе Путин, законченный и полноценный. И уже не на кого списать, давно нет Ходорковского, нет Волошина, нет теперь и Касьянова. Скоро не будет остальных олигархов - кое-кто тихо соберет чемоданчики, не будет и политтехнологов - пойдут работать, как раньше, сторожами и дворниками - люди активные, место себе найдут.