Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество19 августа 2009 12:50

Римма Салонен: «Я выбрала тюрьму»

Россиянка, сына которой выкрал ее финский муж, дала интервью корреспонденту «КП»
Источник:kp.ru

Россиянка, сына которой выкрал ее финский муж, дала интервью корреспонденту «КП».

Напомним, что «дело Салонен» было открыто в Финляндии после того, как Римма без согласия бывшего мужа - финского гражданина Пааво Салонена уехала с их общим ребенком Антоном в Россию.

После этого ее отыскал в городе Балахне Нижегородской области экс-супруг, выкрал Антона и с помощью сотрудника финского консульства в Санкт-Петербурге вывез его в Финляндию на машине с дипномерами. Спустя три месяца Римма вернулась в Финляндию, была схвачена полицией и отпущена до суда под подписку о невыезде (подробности истории - на сайте kp.ru).

Иск мужа на 40 тысяч евро

- Римма, вы приехали сюда на время, или навсегда?

- Я вернулась к детям. В Россию возвращаться не собирась. Старший сын (от первого брака. - Ред.) прижился тут, у него здесь девушка, друзья. А младшего мне просто не отдадут.

- Надеетесь, что вам удастся помириться с Пааво, и суд будет отменен?

- Пааво просчитывает все надолго вперед. Просто так прийти к соглашению с ним, наверное, не удастся. Его позиция неизменна: «Если хочешь быть с ребенком, будешь жить со мной!».

- Вы на это согласны?

- Жить с ним? Никогда! Лучше в тюрьму. Но я надеюсь, что срок дадут условный.

- Где вы сейчас живете?

- У старшего сына Никиты в его двухкомнатной квартире, места нам хватает. Пособие пока не получаю. Если моя просьба о материальной помощи будет удовлетворена, то через два месяца я какие-то средства получу.

- Говорили, что у вас тут на счете в банке около 40 тысяч евро...

- Не 40, а чуть меньше четырех... Но где они - неизвестно. Комиссар полиции Ансси Кеекка, когда я звонила еще из России, буквально заманивал меня, говорил, что я могу беспрепятственно вернуться. Что мой счет разморозят и через полицию я все получу. Но никто мне ничего не отдал.

- А кто вас сейчас содержит - муж?

- Пааво, как только я вернулась, подал иск — о возвращении ему 40 тысяч евро, которые он потратил, «гоняясь» за мной. Я объяснила: он приезжал в Балахну, когда хотел, жил в лучшей гостинице, ни в чем себе не отказывал - и я теперь должна это оплачивать?

«Вы задержаны!»

- Наверное, как отца Пааво можно понять - он хотел вернуть ребенка...

- Он хотел вернуть меня. Любой ценой. Он мне писал: только вернись, у тебя будет все! Обещаю тебе квартиру, дам 100 тысяч...

- 100 тысяч чего?

- А, бросьте! Откуда я знаю? Евро, наверное. Я никогда не собиралась у него ничего брать. В Балахну он приезжал несколько раз. Один раз на день рождения подарил мне небольшую сумму. А вот алиментов не платил.

Ему и сын нужен, чтобы алиментов не платить и на него еще пособие получать. Я жила крайне тяжело, работала младшим воспитателем в детсаду, но водила ребенка в частную школу. Радовалась, что его учат логике, математике, музыке. Знаете, я вообще там успокоилась в первое время.

Ведь в Эстонии, как раньше, я жить не могла - нас с Антоном разыскали бы. Мы идем как-то с Антошкой в Балахне по улице, солнце светит, тихо. И вдруг слышу из-за спины очень спокойный голос Пааво: «Римма».

Я думала, у меня галлюцинации. Оборачиваюсь — он. И тут же — милиция: «Вы задержаны по подозрению в похищении ребенка!». Вот так он нашел нас. Я писала объяснение в милиции. Пааво потом уехал, но вернулся и умудрился подкараулить нас и увезти мальчика. Я два месяца сходила с ума.

А Россия меня, можно сказать, пожевала и выплюнула. Кстати, за интервью СМИ мне обещали заплатить - и никаких денег. А мне жить было совсем не на что. И не на что нанимать адвокатов, отсуживать сына. С работы уволили, хотя я была на хорошем счету. Знаете, как мотивировали? Вокруг меня много сплетен, нездоровый интерес, пресса постоянно приезжает.

- А старшего, Никиту, вы не боялись в Финляндии оставлять, когда сбежали?

- Ему тогда уже было почти восемнадцать. Он хотел жить отдельно, у него появилась девушка. Я предложила вместе уехать, но он отказался. Обижался, конечно, его тут против меня настраивали. Но сейчас все понял, мы вместе. И потом - у него же отец в Хельсинки. Вы не знали? Да, мой бывший первый муж тоже переехал в Финляндию намного раньше меня, у него новая семья.

- А у Пааво — только вы...

- Возможно, тут еще дело в возрасте. Кому нужен небогатый и не слишком симпатичный семидесятилетний дядька? Кстати, он же после моего отъезда подбирал себе новую жену. Объявление писал - «желаю познакомиться». Даже нашел себе какую-то девушку из Эстонии. Но не сложилось.

- А вы почему за него вышли? Для вас он тоже староват. По расчету?

- Знаете, когда мы познакомились, он был моложе, выглядел лучше. И потом... У меня не сложилось с предыдущим мужем, я долго судилась с ним за алименты. Пааво показался симпатичным. У него были три очень хороших качества.

Честный, надежный, обязательный. Приезжал ко мне в Эстонию, очень прилично одевался, выполнял обещания - словом, джентльмен. Особенно важно - сразу подружился с Никитой, который и сейчас к нему привязан. Не пускал пыль в глаза, объяснил, что небогат. Но говорил, что все для меня сделает.

Последняя ночь

- Что же произошло потом?

- Стали жить. Только он от нас как-то сразу отделился. Было в доме как бы две семьи - я с Никитой и он. Общих интересов не нашлось. Развелись. Разъехались. А через 9 месяцев родился Антон. Я хорошо помню последнюю ночь с Пааво. Он умолял меня: «Последний раз, сжалься надо мной! Одна только ночь, а потом решай сама». В эту ночь я и забеременела. Тогда думала - ужасная ночь, а сейчас понимаю - счастливая. Антона бы у меня без нее не было.

- Пааво рассказывает, что вас соблазнили уехать какие-то сектанты...

- Да никто меня не соблазнял, просто Пааво довел! Приезжал, устраивал сцены, хватал ребенка, психику ему испортил. Я бежала от постоянных домогательств и, можно сказать, от морального насилия. Нервы не выдерживали его прессинга, и я боялась, что он в конце концов объявит меня сумасшедшей и сдаст в психушку. А ребенка себе заберет по полному праву. Так, в конце концов, и получилось, кстати. Но за Антона-то я поборюсь!

- Вы надеетесь выиграть дело?

- За Пааво много чиновников, дипломаты, министр иностранных дел. И, главное, он же финн, а я русская. Но он тут тоже под судом, ему предъявлено обвинение по двум статьям - за сокрытие ребенка и незаконное пересечение границы. Хотя ведет себя как хозяин, в полиции заявил: «Римме должны дать год, но я ее прощаю. Дайте ей только полгода». А мне звонит и плачет: «Вернись!».

- А как Антон?

- Наша первая встреча... Увидел меня - «Мама Римма!». И как побежит! И вдруг остановился — испугался... Он очень изменился. Руки все в бородавках, аллергия, бледный, говорить стал невнятно — аденоиды разрослись. Пааво кормит его только йогуртами и мороженым.

Мы и вместе когда жили, Салонен ни фруктов, ни зелени не покупал: «Я не корова, чтоб траву жевать!». Бутерброды с колбасой и кофе — весь его рацион. Антошка стал неврастеником, боится, что опять его в багажник сунут, увезут.

А Пааво ходит гордый и всем говорит: «Какой у меня знаменитый сын! Только пять лет, а прославился на всю Финляндию!». Знаете, в Балахне Антоша подружился с одной девочкой, Алиной.

Я один раз вхожу в комнату, а они на стену флаг русский прилепили, сами правильно раскрасили. И репетируют хором. Знаете, что поют? Наш гимн, российский...

Стокгольм.