Россия
Происшествия

В Карелии объявили трехдневный траур по погибшим в крушении Ту-134

На месте погибли 44 человека. Позже в больнице скончался 10-летний малыш. В реанимации остаются 7 человек

Когда в час ночи мы приехали в аэропорт Бесовец, что в 20 километрах от Петрозаводска, дождь, лившийся весь день 20 июня, продолжался. Нашу машину остановил сотрудник ГИБДД примерно за километр до места падения ТУ-134, вылетевшего в 22.30 из Москвы.

Хронику событий читайтеХронику событий читайте здесь>>здесь>>

Следующий кордон из сотрудников полиции, ОМОНа встретил нас уже примерно за 100 метров от места катастрофы и дальше уже никого не пропускали. Но и с того места, где собрались представители прессы, были видны обломки фюзеляжа самолета, одно из шасси и тела погибших, завернутых в черные полиэтиленовые мешки.

За 100 метров от места катастрофы дорогу преграждает полицейский кордон и дальше уже никого не пропускают.

За 100 метров от места катастрофы дорогу преграждает полицейский кордон и дальше уже никого не пропускают.

Трасса Петрозаводск – Суоярви – госграница была полностью перекрыта с обеих сторон – весь транспорт пускался по объездной дороге. И, скорее всего, ни одна машина и не смогла бы проехать, поскольку самолет буквально пробороздил асфальт, оставив в нем глубокую траншею.

Стоит заметить, что вдоль дороги, ведущей в аэропорт (от главной дороги это примерно километр) построено много коттеджей, ближайшие из которых находятся буквально в ста метрах от места падения самолета. Как рассказал один из местных жителей, удара и взрыва он не слышал, зато увидел зарево, которое в тумане и проливном дожде смотрелось очень необычно. А вот его соседи ощутили удар – им показалось, что их дом даже подпрыгнул.

Ту-134 не долетел всего 2 км до взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Ту-134 не долетел всего 2 км до взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Спасатели к месту катастрофы приехали через семь минут и быстро справились с пламенем (помог в этом и проливной дождь). Отсюда родилась первая версия о том, что ТУ-134 просто не дотянул до посадочной полосы из-за нехватки керосина. Но наиболее вероятна версия о том, что катастрофа произошла из-за крайне тяжелых метеоусловий: очень низкая облачность, густой туман, проливной дождь, ночь.

Когда к нам вышел представитель карельского МЧС (около 3 часов ночи), то озвучил только количество погибших (на тот момент их было 43 человека) и сообщил, что пятерых выживших отвезли в Республиканскую больницу, одного в больницу скорой медицинской помощи и 10-летнего мальчика из Южно-Сахалинска – в Детскую республиканскую больницу, где ему уже сделали целый ряд операций.

На месте катастрофы работали следователи, сотрудники полиции, МЧС, сюда приехали руководители и представители власти. Глава Карелии Андрей Нелидов заявил, что в срочном порядке будет принято постановление Правительства Карелии об оказании материальной помощи погибшим и пострадавшим в этой ужасной аварии.

К семи утра дождь прекратился, тучи разошлись и выглянуло солнце. Журналистов предупредили, что проходить за оцепление по-прежнему нельзя до того момента, пока не будут вывезены тела всех погибших и не прилетит правительственная комиссия для проведения собственных исследований.

На месте катастрофы работают следователи, сотрудники полиции и МЧС.

На месте катастрофы работают следователи, сотрудники полиции и МЧС.

К этому времени к месту катастрофы стали прибывать люди, которые должны были улететь в Москву рейсом в 7.15. Как оказалось, рейс не отменили, но к аэропорту пассажирам пришлось добираться пешком и окольными путями. На вопрос, не страшно ли лететь после увиденного, один из пассажиров пожал плечами и философски заметил, что снаряды в одну воронку дважды не падают.

Кстати, аэропорт Бесовец имеет двойное назначение: с давних времен взлетно-посадочную полосу делят военные и гражданские (здесь дислоцируется 159-й гвардейский истребительный полк, укомплектованный самолетами СУ-27).

Насколько известно, в день перед катастрофой «Сушки» в воздух не поднимались, а рейс из Москвы обслуживал гражданский авиадиспетчер – возможно, что и он каким-то образом причастен к аварии, хотя представители следствия эту версию пока не озвучивали. Время от времени к месту падения самолета подходили местные жители, делились впечатлениями.

Один из них, военный летчик сказал, что при таких условиях полета люди в самолете вряд ли даже почувствовали, что падают. И еще он заметил, что при авариях именно ТУ-134 выживших обычно бывает больше.

Чуть позже на сайте ГУ МЧС России по Республике Карелия опубликовали уточненный список погибших и пострадавших. Среди погибших оказался известный футбольный арбитр Владимир Петтай, который уже много лет обслуживал матчи отечественной премьер-лиги (он летел в родной город, чтобы обслужить матч местных команд), а так же пятеро топ-менеджеров компании РосАтом, летевших в Петрозаводск на большое совещание (большинство их коллег предпочли добираться до столицы Карелии поездом).

Вообще, в списке погибших пассажиров оказались представители не только десятка регионов России, но и граждане Швеции, Нидерландов, США.В это же время прошло экстренное заседание правительственной комиссии и Комитета по бюджету местного парламента. Депутаты решили выделить из республиканского бюджета 70 млн. руб. семьям погибших и пострадавших, для чего 23 июня будет созвана внеочередная сессия ЗС РК.

Командир экипада рухнувшего самолета Александр Федоров (на фото в центре) раньше работал в авиакомпании "Аэрофлот-норд", лайнер которого также потерпел крушение в 2008 году под Пермью..

Командир экипада рухнувшего самолета Александр Федоров (на фото в центре) раньше работал в авиакомпании "Аэрофлот-норд", лайнер которого также потерпел крушение в 2008 году под Пермью..

Примерно в час дня оцепление на месте падения самолета было снято и обломки начали вывозить на Камазах и тракторах. Журналистов пропустили к аэропорту, где они встретили министра транспорта России Игоря Левитина.Заметим, что подобных катастроф в Карелии никогда не происходило. Лет десять назад под Бесовцом разбился военный самолет-спарка СУ-27, но тогда летчики сумели катапультироваться и остаться в живых. Пожарные, которые в считанные минуты прибыли к месту аварии, признались, что такого страшного зрелища они еще не видели. - Это было очень страшно, - признался Зам. Начальника караула пожарной части Иван Архипов. – Зрелище было жутким, что-то постоянно взрывалось, но с пожаром мы справились за тридцать минут.

Рассказывают очевидцы

Как оказалось, свидетелей происшествия набралось не мало. Но, пожалуй, самыми ценными свидетелями могли бы стать Ксения и ее молодой человек Виталий, которые находились в машине в 200 метрах от места падения самолета.

- В зеркало заднего вида я увидела в небе огненный шар, - вспоминает Ксения. – То есть, самолет уже горел в воздухе, похожий на оранжевый шар, он разваливался на части и рухнул на дорогу с страшным грохотом. Мы развернулись, подъехали к обломкам самолета и увидели людей, которые горели заживо. Пока подбежали, раздались взрывы, целых четыре.

По словам Ксении, первыми они увидели девушку, которая смогла назвать свое имя Юля (это была стюардесса).

В это же время Виталий сумел вытащить из огня мужчину. На помощь ребятам прибежали еще двое местных жителей, дом которых находился буквально в 200 метрах от места падения самолета.

- Мы с моим другом сумели спасти двух мужчин, - говорит один из них по имени Женя. – Потом видели, что кто-то еще помогал, вынесли мальчика и на зеленом такси увезли его в город.

Так удалось помочь восьми пассажирам. Остальных было не спасти, они все горели. А дальнейшее развитие событий местных жителей шокировало. Оказывается, увидев падение самолета, Ксения немедленно позвонила в полицию. Там ей ответили, что такой информацией не обладают и повесили трубку. Ребята готовы были дать показания следователям, которые прибыли на место происшествия, однако, никто не пожелал их выслушать и просто отправили домой. - Это возмутительно, ведь мы все видели своими глазами! – говорит Ксения. – Чуть сами не погибли и так к нам отнеслись!

Кстати, уже к половине третьего были собраны и увезены в морги 34 тела погибших. Остальных, по словам сотрудников МЧС пришлось собирать по кусочкам.Что же касается выживших, то пятеро из них, включая стюардессу и мальчика, бортом МЧС отправили в Москву. Остальные являются нетранспортабельными и будут находиться в больницах Петрозаводска.

«Это тяжелая утрата для всей атомной энергетики»

Катастрофа унесла жизни пятерых руководителей и ведущих сотрудников госкорпорации «Росатом».

Сергей Рыжов возглавлял институт «Гидропресс», который является главным производителем реакторных установок, Геннадий Банюк был его заместителем, Николай Трунов - главным конструктором. Андрей Трофимов был главным технологом «ОКБМ Африкантов», которое занимается передовым направлением - реакторами на быстрых нейтронах. Валерий Лялин входил в руководство управляющей компании «Атомэнергомаш» (производит оборудование для станций), одного из ключевых предприятий всей отрасли. Все они летели на «Петрозаводскмаш» (его недавно купил «Росатом»), собирались посмотреть оборудование, оценить его возможности для отрасли.

- Конечно, работы на всех этих предприятиях продолжатся, но это действительно тяжелая утрата для всей атомной энергетики. Мы приносим свои искренние соболезнования родным и близким погибших, - сказал нам представитель «Росатома» Сергей Новиков.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ КАТАСТРОФЫ

Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов рассказал корреспонденту КП подробности трагедии

«Комсомольская правда» попросила прокомментировать обстоятельства трагедии заместителя министра транспорта России Валеря Окулова, который в настоящее время находится на месте происшествия.

- Действительно, при падении самолет зацепил провода. Аэропорт на очень короткое время был обесточен, но включились автономные источники – дизель-генераторы, и электропитание было восстановлено в очень короткие сроки, за пять секунд.

Все пассажиры застрахованы. Не дожидаясь всех процедур, связанных с организацией выплаты страхового возмещения, правительственная комиссия Республики Карелия приняло решение об оказании материальной помощи. Помимо этого сама авиакомпания также окажет предварительную материальную помощь.

Имело место снижение ниже допустимого. При этом самолет зацепил деревья. В результате столкновения произошло разрушение крыльев несущих плоскостей. Это привело к развороту самолета и в конечном счете к его падению и катастрофе.

Черные ящики обнаружены, они будут отправлены в ближайшее время в Москву. И уже по результатам расшифровки этих ящиков, этих средств объективного контроля будут даны заключения о причинах преждевременного снижения. Подробнее>>

ДОСЛОВНО:

Эксперт по авиационной безопасности о трагедии под Петрозаводском: "О виновниках еще рано говорить"

Военный обозреватель Виктор Баранец в эфире радио "Комсомольская правда" попросил прокомментировать ситуацию эксперта по авиационной безопасности Валентина Дудина

В. Баранец:

- Почему выпустили самолет, если видимость была ниже минимальной? Ниже недопустимой даже?

Валентин Иванович Дудин:

- Это нужно выяснять у тех людей, которые приняли данное решение. Дело в том, что сейчас в авиации, особенно в нашей гражданской, укрепилось такое негативное явление, что командуют ею и в целом, и в отдельных случаях люди, не имеющие летного опыта.( подробнее).

Бывший командир летного отряда в Петрозаводске: «Примерно то же самое случилось под Смоленском»

Пенсионер Вадим Иванов, бывший командир летного отряда в аэропорту Пески (находится в черте города Петрозаводска) уверен, что в авиакатастрофе в пригороде столицы Карелии 21 июня виноваты пилоты «тушки».

- В таких условиях садиться было нельзя, - говорит опытный летчик. – Системы захода на посадку в аэропорту давно устарели, она проводится по радиоприводам. Самолет заходил на посадку с южной стороны, а там такой привод вообще один (далее).

Читайте также Почему, несмотря на уроки похожих авиакатастроф, самолеты продолжают падать?Почему, несмотря на уроки похожих авиакатастроф, самолеты продолжают падать?

Корреспонденты "КП" продолжают работать на месте происшествия. Следите за информацией на нашем сайте.

Кликните, чтобы увеличить

Кликните, чтобы увеличить

Списки погибших и пострадавших смотрите здесь >>>Списки погибших и пострадавших смотрите здесь >>>

Уважаемые читатели! Если вы стали свидетелем происшествия, у вас есть какая-то информация, фото и видео - пишите в форму ниже. Нам очень нужна ваша помощь.