Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия29 декабря 2012 18:22

Основные версии крушения Ту-204: конфликт на борту, сильный ветер, отказ тормозов или ошибка пилота

В интервью «КП» эксперты по авиации высказали свои версии катастрофы самолета во «Внуково» [фото, видео момента катастрофы]

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

При крушении самолета Ту-204 в московском аэропорту «Внуково» погибли четыре человека, еще столько же пострадали. Состояние двоих раненых оценивается как крайне тяжелое.

Выполняя посадку, лайнер, следовавший по маршруту Пардубице – Москва, выкатился за взлетно-посадочную полосу, загорелся и развалился на несколько частей. Эксперты называют три основные причины катастрофы:

- плохие метеоусловия,

- человеческий фактор,

- неисправность лайнера.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

ВЕРСИЯ 1

Конфликт на борту

Свою версию случившегося в интервью «Комсомолке» высказал специалист по авиации, пилот 1-го класса Александр Акиментов:

- Это очень и очень странная история. Судите сами: самолет по совершенно непонятной причине в относительно благоприятных погодных условиях, без боковика – сильного бокового ветра – вдруг не смог затормозить. Почему?

При посадке, как известно, задействуются три системы торможения. Первая – реверс тяги двигателей, вторая – тормоза на колесах, третья – так называемая посадочная механизация – когда экипаж выпускает закрылки и подкрылки. При использовании всех трех систем борт бы спокойно остановился еще посреди взлетно-посадочной полосы, тем более, что он был пуст, а, значит, масса его меньше и садиться куда проще.

Фото: ТАСС

Но судя по тому, как этот самолет несся, экипаж использовал, в лучшем случае только одну систему торможения – выпущенные закрылки и подкрылки. И их явно не хватило, чтобы борт остановился, где положено.

Неужели две другие системы торможения вдруг враз отказали? Я не верю в такое совпадение.

Моя версия – на борту был конфликт. Самолет, как известно, заходил на посадку во второй раз. И кто-то – командир или второй пилот – говорил, все, ша, садимся, а другой член экипажа пытался убедить его зайти на третий круг, потому что в нормальной посадке не был уверен.

Подозреваю, препирательства шли до последнего, в итоге две других тормозных системы просто не включили. Вот самолет и понесло… Другого объяснения я просто не вижу.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

ВЕРСИЯ 2

Сильный попутный ветер при заходе на ВПП, плохая видимость, низкая облачность

С экспертом по безопаcности полетов полковником запаса Владимиром Дворкиным поговорил военный обозреватель "КП" Виктор Баранец.

- Владимир Иванович, что, на ваш взгляд, могло стать причиной трагедии?

- Катастрофа произошла вследствие нескольких опасных факторов. Вы обратили внимание, что экипаж пытался сесть со второго захода? Потому что первый заход не получился.

- А что помешало?

- Сильный попутный ветер при заходе на ВПП, плохая видимость, низкая облачность... Я удивлен, почему диспетчеры не перенацелили лайнер на другой аэродром.

- А зачем?

- Да потому, что там мог быть удачный ветер, да и ВПП там гораздо длиннее.

- Я правильно понимаю вас: вы считаете, что самолет вылетел за пределы ВПП потому, что был сильный попутный ветер и экипаж не парировал его?

- Однако сильный попутный ветер мог быть лишь одной из причин катастрофы. Пока мы не знаем всей суммы фактов, можно строить лишь версии.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- Некоторые спецы уже заговорили о проблемах с торможением лайнера при приземлении... Как вообще должен действовать экипаж, если при посадке видно, что самолет выскочит за пределы ВПП?

- Можно было тормознуть одним из шасси, когда стало понятно, что ситуация становится критической.

- И что тогда?

- Тогда самолет еще до того, как его вынесло за пределы аэродрома, мог развернуться вправо или влево, наклониться, сломать крыло... Но его бы дальше не понесло... И все в лайнере остались бы живы...

- А еще что мог экипаж сделать для спасения лайнера?

- А еще - убрать вообще шасси перед выносом самолета за пределы ВПП. Тогда лайнер лег бы на брюхо, и через сотню метров погасил бы скорость... Все эти приемы пилотам и военной, и гражданской аваиции хорошо известны.

- А могла стать причной покрытая льдом ВПП?

- Не думаю, что на таком аэродроме, как "Внуково", самолеты садятся "на лед". Хотя... Хотя тут надо бы получить дополнительную и достоверную информацию. Меня знаете что бесит? Еще только-только начато расследвоание ЧП, а "знатоки" уже заговорили о человеческом факторе. Но ведь такого понятия нет ни в Уголовном, ни в авиационном кодексе. Там есть термин "нарушение правил полетов"! Так давайте говорить на языке законов, а не фантазий!

ВЕРСИЯ 3

Человеческий фактор

Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев, высказал свое мнение о причинах авиакатастрофы во Внуково.

- Катастрофа могла произойти только по одной причине — это человеческий фактор, - делится с «КП» летчик-испытатель Магомед Толбоев. - 3,5 километра — это длина взлетно-посадочной полосы, а у самолета пробег — 1100 метров. И погода была отличная, я не вижу не одной причины, чтобы не посадить самолет. Но пилоты вели себя непрофессионально раз допустили такое. А потому у меня очень большой вопрос к авиакомпаниям — как сейчас набирают пилотов? И кто отвечает за их профпригодность?

ВЕРСИЯ 4

Отказ тормозов

Как сообщили "КП" в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) в 16.45 при посадке в аэропорту Внуково с магнитным курсом 194 градуса произошло выкатывание за концевую полосу безопасности взлетно-посадочной полосы самолета Ту-204, бортовой номер RA-64047, принадлежащего авиакомпании ЗАО «Ред Вингз».

Экипаж воздушного судна выполнял рейс по маршруту Пардубице - Внуково. На борту находились 3 члена летного экипажа и 5 бортпроводников.

- Подобный случай выкатывания самолета Ту-204, но с другим бортовым номером, произошел 21 декабря 2012 года в аэропорту Толмачево, - уточнили в агентстве - Тогда после посадки не включился реверс обоих двигателей и не сработали элементы системы торможения. В том случае предварительной причиной инцидента явился отказ блока концевых выключателей обжатия амортстоек, т.е. основных стоек шасси. Подобные отказы на воздушных судах этого типа имелись и ранее.

В виду серьезности происшедшего в Толмачево события Росавиация 28 декабря 2012 года направила президенту ОАО «Туполев» директиву с предложением разработки срочных предупредительных мероприятий. Для расследования всех обстоятельств и причин авиационного происшествия создана комиссия МАК с участием Росавиации и Ространснадзора.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что у лайнера не сработала система торможения. Самолет остановился только лишь благодаря глубокому оврагу у Киевское шоссе.

ЕЩЕ ВЕРСИИ

Пилот Алексей Кочемасов:

В апреле прошлого года Алексей у себя в блоге «летчик Леха» бил в колокола, рассказывая, что в один день во Внуково «наступит кирдык». И виной тому будет – человеческий фактор. Самый настоящий. Но не тот, на который обычно списывают большинство катастроф – погибших пилотов.А совсем иной – жители близлежащей Рублевки. Летчикам запрещают заходить на посадку над Рублевкой. По словам пилотов, «залетать туда опаснее, чем сунуть башку в пасть крокодила» (читайте далее)

Пилот Олег Башмаков:

- По некоторым параметрам наша "тушка" Boeing сделает… Сравнивать если с аналогичными типами воздушных судов такого же класса, как Boeing 737, я считаю, что она абсолютно не хуже и абсолютно не менее надежна, чем 757. Что там произошло, трудно сказать – комиссия разберется, потому что ситуация есть ситуация, и с "Боингами" происходит много вещей…(читайте далее)

Стюардесса Лариса:

- 90% случаев, когда происходит авиакатастрофа, что сваливают все на летный экипаж. Потому что это выгодно самой авиакомпании, выгодна Росавиации такая позиция. Потому что это обходится дешевле, так можно сказать. А с точки зрения как бы бортпроводника действующего, то я бы сказала, что, к сожалению, наши самолеты находятся не в очень хорошем состоянии, есть большая вероятность, что это технические неполадки были все-таки (читайте далее)

Пилот Андрей Ломанов:

- Я сегодня вот только прилетел, но, правда, это было до обеда – да, сложные метеоусловия там были. Сам до сих пор летаю и в принципе вот попал в эти условия, но ничего такого сверхсущественного для пилотов особого не было. Но условия, по нашей категории, характеризуются как сложные метеоусловия (читайте далее)

Катастрофу Ту-204 во Внуково снял видеорегистратор проезжавшего автомобиля

Видеорегистратор одного из автомобилей, проезжавших по Киевскому шоссе в момент крушения Ту-204, запечатлел тот момент, когда обломками его фюзеляжа разлетаются по дороге. В ночь на воскресенье это видео появилось в сети. Ролик выложил на Youtube пользователь "skripnev", отметив, что эти кадры были сняты очевидцем, чью машину зацепил самолет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

При жесткой посадке самолета Ту-204 во «Внуково» погибли четыре человека

Накануне крушения Ту-204 Росавиация предупреждала о проблемах с тормозами у самолетов этого типа

Медики: «Одну из пострадавших во Внуково скоро выпишем»

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Авиакатастрофа Ту-204 во Внуково: фото и видео очевидцев

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ

Авиакатастрофа Ту-204 во Внуково: фото и видео очевидцев

Версии причин катастрофы самолета во «Внуково». Мнения экспертов.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

При жесткой посадке самолета Ту-204 во «Внуково» погибли четыре человека. Наши корреспонденты передают с места происшествия [онлайн-трансляция]

Лайнер выкатился на Киевское шоссе, из-за чего образовалась огромная пробка

Лайнер выкатился на Киевское шоссе, из-за чего образовалась огромная пробка