Звезды5 октября 2014 17:45

Затемнение, занавес

На 98-м году от нас ушел Юрий Любимов - великий режиссер и свободный человек
Тексты с расхожим названием "Осень патриарха" о нем стали писать этак в 1988-м

Тексты с расхожим названием "Осень патриарха" о нем стали писать этак в 1988-м

Фото: РИА Новости

Столько не живут. Родившись в сентябре 17-го, Любимов застал еще Николая Второго. В год смерти Ленина пошел в школу. В КПСС вступил при Сталине. Уехал при Андропове. Собственный театр основал ровно полвека назад.

Тексты с расхожим названием "Осень патриарха" о нем стали писать этак в 1988-м и с тех пор опубликовали около сотни. Начали бы и раньше, возраст позволял, - но старосоветская печать считала такие заголовки развязными.

Любимов был жаркий. На сцене играл Ромео и Олега Кошевого, казачил в кубанке в "Кубанских казаках", жег в ансамбле песни и пляски НКВД, много кричал, отчаянно, по-дирижерски жестикулировал. С возрастом таких начинают звать "вечно молодыми" -- так в вечно молодых он проходил последние лет сорок. В споре сценических школ Станиславского и Мейерхольда безоговорочно выбрал последнего, предпочитая театр эксцентрический, пластичный, спортивный. Движение, а не паузу, поэзию, а не прозу, ритм, а не течение. Оттого ломкий, рваный, маниакально-депрессивный Достоевский удавался ему много лучше остраненного и холодного Чехова. С равным энтузиазмом хвалить вычурных "Трех сестер" и великое "Преступление и наказание" могут сегодня одни одержимые театральные сырихи -- хотя поставлены спектакли в схожей манере. Просто перекособоченная, экспрессионистская, в духе "Калигари" Мурнау интонация Достоевскому подходит, а Чехову нет.

На 98-м году от нас ушел Юрий Любимов - великий режиссер и свободный человек

Фото: РИА Новости

Зато поэтические, мозаичные, кабаретные коллажи удавались ему всегда, определив стиль и марку театра. "Мастер и Маргарита", "Добрый человек из Сезуана", "Памяти Высоцкого", "Антимиры" Возненсенского были изустной, недоступной смертным легендой театральной Москвы. Частушечные, под "Окна РосТА" "Десять дней, которые потрясли мир" он ставил дважды -- в Москве и Гаване (где ж еще?). На входе балтийские матросы накалывали контрамарки на штык и выдавали алый бант на грудь. Сигналом к началу был залп в потолок красногвардейского патруля. Темп, аттракцион, агитпоездная вакханалия будоражили застегнутую и благочинную столицу. Убитая площадка с плоским названием Театр Драмы и Комедии получила прописку и стала просто Таганкой. На смену черному квадрату Малевича пришел красный любимовский -- эмблема театра с момента основания.

Студийное амикошонство демократизировало классику. В "Товарищ, верь..." Пушкиных было аж пятеро: лицеист Дыховичный, моложавый Филатов, в расцвете сил Смехов, зрелый Золотухин и усталый поднадорвавшийся Джабраилов. Когда они вываливались на сцену впятером и, облепив карету, с гиканьем катили в ссылку, прилив счастья накрывал зал. Столь же вольно вели себя пять Маяковских в "Послушайте!"

Юрий Любимов с сынов

Фото: РИА Новости

Да, он обладал редким даром транслировать счастье -- в "Мастере", "Товарище", "Десяти днях". Только таким авторам и горе удается по-настоящему: в "Деревянных конях", "Павших и живых", "Гамлете". В затемненном фойе по окончании "Тихих зорь" пять снарядных гильз с пылающим вечным огнем тянулись рядком по лестнице в верхний буфет. Живым огнем. Пожарники этого театра, видимо, тоже были героями.

Принято считать, что злые коммунисты испортили Мастеру биографию. Чушь. Рожденный им синтез балагана с библиотекой наиболее соответствовал именно левому мировоззрению, проблему театру создавала державная глупость, а не расхождения с марксизмом. Порвав с советской властью в самый канун Горбачева, Любимов будто предвосхитил ее конец -- а с нею и конец его синтетической театральной манеры. Театр зрелища и театр переживания сказали друг другу последнее "прощай", Таганка перестала быть Меккой.

Любимов и тут сделал мощный ход, перейдя в оперную режиссуру. Пышная эмоциональность оперных действ наиболее соответствовала его темпераменту, а редкое умение насытить движением неизбежную статику вокальных партий ценится в том мире на вес золота.

Сегодня в круг бессмертных отцов экспериментального театра вошел Юрий Петрович Любимов

Фото: РИА Новости

В операх мира им поставлены "Риголетто", "Онегин", "Тангейзер", "Тристан и Изольда", многие другие.

Потом, как и положено великим старцам, взялся укорять молодежь -- невежеством, равнодушием и душевной мелкотравчатостью (чем еще укоряют молодежь?) Делал это обстоятельно и весомо, как и все на свете.

Умер тоже обстоятельно и величаво.

Как глава императорского театра. Матерый человечище.

На пирушках Таганки после успешных премьер декламировали:

И может быть, в минуты эти

За наш успех и верный ход

Нектара выпьют на банкете

Вахтангов, Брехт и Мейерхольд!

Сегодня в круг бессмертных отцов экспериментального театра вошел Юрий Петрович Любимов.

Любимов был жаркий

Фото: РИА Новости

СПЕКТАКЛИ

10 главных спектаклей Любимова

«Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964) – спектакль поистине великий. Прежде всего потому, что он впервые поставлен именно на русской сцене. И впервые Любимовым была разрушена четвертая стена и актеры напрямую обращались в зрительный зал. Это самое важное, помимо гениальной формы и содержания, разумеется. Ну и с него, можно считать, и началась легендарная "Таганка". Постановка потрясала, резонанс был так велик, что сейчас такое трудно себе и представить. «Добрый человек из Сезуана» стал революцией в театральном искусстве (читайте далее)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Юрий Любимов: Может, когда меня били, я и стал режиссером

Несколько лет назад, накануне 90-летия основателя Театра на Таганке, с режиссером встретилась наш обозреватель Ольга КУЧКИНА.

«Посол Венгрии. Император Японии. Добродеев...» Записи на доске возле кабинета Юрия Петровича. А еще - день за днем, час за часом размеченные телесъемки. А еще, то есть прежде всего, - репетиции.

К 85-летию он сделал себе подарок, поставив «Фауста». К 90-летию - подарок в виде «Горя от ума». Он - уникальный, основатель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. И по-прежнему ведет во всем, не позволяя себе ни в чем быть ведомым.

- Юрий Петрович, говорят, что в России надо жить долго. Чтобы что? (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Уроки жизни Юрия Любимова: Талант - как шарм у женщины, его не купишь

Основатель Театра на Таганке ушел из жизни на 98-м году жизни. "КП" собрала выдержки из его интервью разных лет

Нужно свое дело делать и иногда проявлять толерантность. Это не лучшее свойство, но мир так устроен, что надо уметь маневрировать, дабы избежать удара кулака. Но если уж бьют — надо отвечать (читайте далее)

КСТАТИ

Владимир Высоцкий желал Юрию Любимову прожить 100 лет

Евгений ЧЕРНЫХ

Июнь 1972-го. Ленинград. Гастроли знаменитой Таганки во Дворце культуры «Первой пятилетки». Я, большой фанат Высоцкого, приехал туда днем в надежде увидеть кумира хотя бы после репетиции. Билет на спектакль простому студенту было не достать. И я увидел его. Выходящим через служебный вход ДК вместе с Юрием Любимовым. Что это Любимов, догадался позже. В лицо-то режиссера не знал, в отличие от своего кумира. Они спорили. Сильно. Высоцкий, как я понял, хотел дать концерты в Питере. Любимов ему не разрешал (читайте далее)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Сергей Капков: После смерти Юрия Любимова вопрос о назначении худрука в театр на Таганке не стоит на повестке дня

Что будет с Театром на Таганке, оставшегося без Юрия Любимова несколько лет назад, какова судьба его спектаклей - эти вопросы то и дело вставали на повестке дня. Сейчас, после ухода из жизни Мастера, наверняка, подобные разговоры возникнут снова.

Недавно на встрече с журналистами министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры столицы Сергей Капков сообщил, что Театр на Таганке закрылся на длительный ремонт (читайте далее)

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Президент и премьер соболезнуют близким Любимова

Одними из первых соболезнования родным и близким режиссера выразили Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

«Президент отметил, что трудно переоценить роль Юрия Любимова в развитии современного российского театра. По мнению главы государства, огромный талант Любимова будут дальше нести многие блистательные российские актеры, которые являются его учениками», - передал соболезнования Владимира Путина его пресс-секретарь Дмитрий Песков (читайте далее)

Владимир Мединский: «Любимов навсегда останется символом свободы и новаторства»

Основатель Театра на Таганке Юрий Любимов скончался 5 октября в Москве на 98-м году жизни. Министр культуры России выразил соболезнования, в связи с кончиной прекрасного режиссера: "Ушел Юрий Любимов. Человек-эпоха, человек-вселенная, без которого невозможно представить историю нашей культуры. Еще недавно мы поздравляли Юрия Петровича с днем рождения. И вот вынуждены прощаться" (читайте далее)

Этуш, Газманов и Виторган вспоминают Юрия Любимова

В театре на Таганке сегодня траур. Ушел не просто знаменитый режиссер, но и учитель многих актерских поколений Таганки. В окошке администратора кто-то оставил надпись "Прощайте". Видимо, это в порыве эмоций, узнав о кончине режиссера, написал кто-то из учеников Юрия Петровича. О Юрии Любимове сегодня вспоминают и его коллеги. Супруга Владимира Этуша Елена выложила в своем блоге последнюю фотографию Юрия Петровича, сделанную на его 97-м дне рождения (читайте далее)

Писатель Эдуард Багиров о смерти Юрия Любимова: Его миссия была - изменить эпоху. И он выполнил ее с лихвой

Любимов был настолько велик и монументален, что, если бы мог прочитать сейчас многочисленные завывания по поводу своей смерти, то даже внимания на них не обратил бы. О нем можно написать столько, что не влезет ни в какой фейсбук, но лично для меня Любимов - это, конечно, в первую очередь Высоцкий. А Высоцкий значит в моей жизни очень многое (читайте далее)

ВОСПОМИНАНИЯ АКТЕРОВ ТАГАНКИ

Виктор Шуляковский: Для Любимова работа была – все. Он умер, когда перестал ставить спектакли

Как отозвалась эта утрата в сердцах тех, кто многие годы работал, создавал, творил под началом мастера, актеры Театра на Таганке рассказали в эфире радио «Комсомольская правда».

- Чистопородный гений театральный. Конечно, характер у него был трудный, тут ничего нельзя сказать. Но он был творческий человек. Для него работа – всё. Видите, почему он тяжело заболел и умер именно тогда, когда он перестал постоянно трудиться (читайте далее)

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ

Юрий Любимов: редкие фото мастера