2018-06-13T23:01:42+03:00

Большие газовые войны: почему США давят на Европу, чтобы не дать «Северному потоку-2» дотянуться до Германии

12 июня запустили Транс-анатолийский газопровод — это ответный удар по России, которая поставляет свое голубое топливо на юг Европы по дну Черного моря...
Поделиться:
Комментарии: comments310
Зимой 1983-го в Бонне глава МИД СССР Андрей Громыко и экс-канцлер ФРГ Вилли Брандт обсуждали многое, в том числе и знаменитую сделку «газ в обмен на трубы». Фото: Георгий Надеждин/ТАССЗимой 1983-го в Бонне глава МИД СССР Андрей Громыко и экс-канцлер ФРГ Вилли Брандт обсуждали многое, в том числе и знаменитую сделку «газ в обмен на трубы». Фото: Георгий Надеждин/ТАСС
Изменить размер текста:

Администрация США после того, как ввела санкции против России, готовит санкции в отношении своих европейских союзников, чтобы не допустить строительства газопровода «Северный поток-2».

«АМЕРИКАНКА» ГАДИТ

Две последние недели выдались «урожайными» на сводки новостей по газопроводной тематике.

«Газпром» договорился с Анкарой, что вторая нитка «Турецкого потока» протянется до Евросоюза. А президент Азербайджана Ильхам Алиев запустил проект Южный Газовый коридор (ЮГК) - для поставок газа в Европу в обход России.

ЮГК состоит из трех газопроводов - Южно-кавказского (по снабжению Турции газом из Баку), Трансанатолийского (расширение Южно-кавкзаского, через территорию Турции к границам с ЕС) и Трансадриатического (от границы с Турцией, через Грецию, Албанию и до Италии). Этот коридор придумали, чтобы попытаться отжать кусок газового рынка Европы у России. правда, заработает ЮГК не ранее 2020 года. если Трансанатолийский газопровод намерены запустить буквально на днях (12 июня), то строительство Трансадриатического закончится не ранее осени 2020-го. Да и заполнять его пока нечем - азербайджанское месторождение Шах-Дениз, которое является базой для ЮГК, сейчас выдает не более 9 млрд. кубов газа в год. Так что заполнять трубу, которая рассчитана на транспортировку 16 млрд. кубов в год, а в перспективе - и на удвоение объема, пока нечем.

В отличие от строящихся из России ниток газопровода «Турецкий поток». Который, кстати, и заработает, как минимум, на год раньше, чем ЮГК. Поэтому Москва весьма равнодушно относится к потугам противников России на юге Европы.

Иначе обстоят дела на севере Европы, где Россия вместе с целым рядом западных компаний строит газопровод «Северный поток-2». Ожесточенную войну против этого проекта развязали США. Им поддакивают Украина, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Румыния.

Дело дошло до открытого шантажа. На встрече с Ангелой Меркель в апреле президент США Дональд Трамп даже обещал ей отменить для Германии пошлины на сталь и алюминий, если она откажется от «Северного потока-2». Шантаж не прошел.

И тогда администрация Трампа дала утечку, что против европейских компаний-участников проекта США введут санкции. Угроза нешуточная. Но почему наш «Северный поток-2» из России в Германию так беспокоит Вашингтон?

Раньше России при всех властях «гадила англичанка». Теперь и «американка».

ПЕРВАЯ ГАЗОВАЯ

Самым лакомым кусочком на мировом газовом рынке, безусловно, является Европа. Обширный континентальный рынок наиболее платежеспособных и развитых стран мира, напрочь лишенный энергоносителей, если не считать незначительные запасы угля. Ни тебе нефти, ни газа. Зато очень большие потребности в них. Это стало ясно еще в 60-х годах прошлого века, когда разгорелась первая газовая война за европейский рынок между СССР и США.

Тогда Москва решила построить сеть магистральных газопроводов дл поставок природного газа в Европу. А США намеревались облагодетельствовать европейцев сжиженным природным газом (СПГ), транспортируя его танкерами, в первую очередь, из Алжира.

Кстати говоря, некоторые исследователи считают, что одна из первых «цветных революций» (к счастью, на тот момент, неудавшихся из-за решительности стран соцсодружества), а именно – знаменитая «Пражская весна» 1968 года, была организована спецслужбами Запада, в частности, ЦРУ, специально для того, чтобы сорвать начало поставок советского газа. В другой стране Европы, во Франции, в том же году по инициативе тех же сил с поста президента сместили Шарля де Голля, вызвавшего немалое неудовольствие Вашингтона.

Нашлось тогда место и санкциям США, которые запретили поставку труб большого диаметра СССР. Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, который сначала разрешил немецким фирмам поставку таких труб Советскому Союзу, в апреле 1963-го наложил запрет на эти контракты, заявив, что они «угрожают безопасности ФРГ и интересам безопасности союзников». В результате два немецких концерна, «Маннесман» и «Крупп» понесли убытки на общую сумму до 200 млн долларов (в нынешних ценах порядка 1 млрд. 500 млн долларов), а следствием того стал проигрыш христианских демократов на выборах. Новый канцлер социал-демократ Вилли Брандт оказался пожестче своих современников и нынешних германских властей, на шантаж США не поддался и одобрил сделку «газ-трубы», предложенную министром иностранных дел СССР Андреем Громыко, по которой немецкие компании начали поставлять необходимые газопроводу трубы в обмен на поставки газа.

На тот момент американцам пришлось утереться. Отыгрались они, как мы помним, потом, при Горбачеве. И с разгромным счетом, уничтожив СССР руками наших предателей.

ГАЗОВЫЕ ВРАГИ…

В период Ельцинщины и торжества либеральной демократии Россия была такой тактичной на международной арене, так боялась наступить кому-нибудь на мозоль или просто обратить на себя внимание, что ее перестали считать не то что серьезным, а и абы каким игроком. Образованный в России «Газпром» виделся всем Тем с большим изумлением мир вновь узрел на своей арене российский «Газпром» в центре паутины магистральных внутренних и международных газопроводов, разрабатывающий масштабные месторождения и предлагающий к реализации новые перспективные проекты.

И практически тут же Соединенные Штаты Америки начали ставить России палки в колеса. Конечно же, под предлогом диверсификации рисков и европейской «энергетической независимости от России». Газовая «экспансия» России в Европу стала главной целью США, ликвидировать которую они решили, задействовав два пути. Вытеснить самим Россию путем поставок собственного сжиженного природного газа в Европу. И - насытив европейский рынок газом из других стран-поставщиков и по альтернативным газопроводам.

Первый путь, безусловно, самый предпочтительный. Мало того, что перекрыть финансовый поток России, так еще и компаниям из самих США поиметь немалую денежку. Только тут американской политике активно мешает экономика. Нормальные европейцы, в отличие от их младоевропейских соседей, заглядывающих в рот США, не готовы платить больше, если есть возможность платить меньше.

И поэтому у американцев пока все европейские блины выходят комом. Вот, например, по американской наводке Литва для снижения зависимости от «Газпрома» несколько лет назад взяла в аренду Плавучий терминал для СПГ под гордым названием Independence («Независимость»). Терминал арендовался с целью, чтобы Литва сама стала хабом и раздавала газ, как минимум, еще и Латвии и Эстонии. Вот только выделка не стоит овчинки. На момент первой американской поставки природный газ из России стоил Литве 180 долларов за тысяу кубов, СПГ из Норвегии в пересчете на тысячу кубов - $241, а американский газ Литва купила по более, чем 255 долларов за этот же объем. То есть, чтобы для Литвы это стало коммерчески выгодным, ей надо было накручивать свою наценку уже на и без того самый высокий прайс среди имеющихся. Желающих отдавать гроши просто так не нашлось. Литва в убытках от потенциального хаба. Ведь каждый год платит за аренду терминала 43 млн евро. А кто сказал, что независимость дают бесплатно? «Независимость» дорогого стоит.

На данный момент американцы поставляют в Европу свой СПГ практически только в страны, которые не получают российский газ – Испанию и Португалию. Да и танкерного флота, который может перевезти весь объем необходимого европейским потребителям американского СПГ, не существует. Собственно говоря, недовольны таким «бизнесом» с Европой и американские компании. Если в Европу они поставляют газ чуть ли не в убыток себе, чтобы хоть как-то поддерживать конкурентоспособность, то в странах Южной Америки, а уж особенно в Юго-Восточной Азии продают свой СПГ чуть ли не в полтора раза дороже. А там берут и еще просят.

СПГ – продукт гораздо более затратный, чем просто природный газ. Для того, чтобы газ перешел в жидкое состояние, его необходимо охлаждать, причем, несколько раз, а это тоже требует расходов, удорожая готовый товар. СПГ становится более выгодным, когда у него короткий маршрут доставки. Чем короче путь от поставщика к потребителю, тем рентабельнее. И тут, скорее, России есть что предложить Европе и той же Юго-Восточной Азии, особенно, Японии, чем американцам. Так, например, в декабре прошлого года в Великобританию пришел танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» с грузом СПГ. Только не американского или норвежского происхождения, а с полуострова Ямал. Закупленного у российского ОАО «Ямал-СПГ».

Так что прямое противостояние США и России на европейском газовом рынке складывается не в пользу Вашингтона. Но у американцев есть ведь, если мы не забыли, и второй путь.

… И КОНКУРЕНТЫ

После развала СССР бывшие республики некогда единой страны получили независимость. Некоторые из них, как, например, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан при этом оказались буквально сидящими на богатстве. Нефтяные и газовые месторождения в этих странах были, казалось бы, залогом будущего благополучия. Тем более, что в силу легкости добычи этих ресурсов и дешевизны рабочей силы они могли предлагать газ и нефть чуть ли не по демпинговым ценам и все равно остались бы в прибыли. Но тут подкачала география. С одной стороны, практически все они удалены от перспективных рынков сбыта и не имеют со странами-потребителями общих границ (кроме граничащего с КНР Казахстана). С другой – их реальные соседи не очень платежеспособны. Сейчас многие забыли, но наш «Газпром» покупал практически весь туркменский газ задешево и фактически продавал его уже от себя в ту же Европу. Понятно, что им хотелось и хочется получать всю максимальную прибыль.

И, конечно же, этим пытаются воспользоваться США с присущей им целеустремленностью, чтобы ослабить позиции России. Предлагая в том числе и альтернативные маршруты доставки газа из этих республик и других стран, обходя нашу страну. И это не пустые слова. Например, идея Транскаспийского газопровода, реализации которой успешно противостоят Россия и Иран, (из Казахстана через богатую газом Туркмению по дну Каспийского моря в Азербайджан) возникла в 1996 году в ходе переговоров в США. Еще один проект – газопровод из Катара в Европу через Турцию, на который возлагали много надежд в западном мире. Два года назад американский журналист Роберт Кеннеди-младший, сын того самого одного из братьев Кеннеди отметил, что Вашингтон развязал «необъявленную войну» в Сирии против Асада после того, как Дамаск зарубил этот проект. А уж сколько сил потратили США для продвижения проекта газопровода Набукко, тоже в обход России, ни в сказке сказать, ни пером описать. А проект накрылся, потому что США не могли позволить выйти Ирану, который они обложили санкциями, с его газом в Европу, а других источников заполнения трубы не нашлось.

Зато они вместе с союзниками из ЕС сумели так сильно надавить на Болгарию, что она отказалась от проекта «Южный поток», по которому газопровод по дну Черного моря из России выходил бы на болгарский берег, делая «братушек» распределителем газа всей Южной Европы. Болгария отказалась, но предложение с удовольствием восприняла Турция. Президент Болгарии в ходе недавней встречи попытался поднять тему реанимации «Южного потока», но поезд, как говорится, ушел далеко, и настолько далеко, что даже дым из трубы паровоза уже не виден.

Мы отбиваем, нас отбивают, как это часто не совпадает. Но пока у Европы нет серьезной альтернативы российскому газу, тем более, что Норвегия сокращает добычу на своих месторождениях, которые истощаются.

У и П СИДЕЛИ НА ТРУБЕ

Есть еще и третья группа среди этих участников газовых «баталий» - страны-транзитеры. Когда-то им повезло оказаться на пути прокладываемых труб (это не относится к стройкам транспортной инфраструктуры времен СССР, потому что тогда строили все друг для друга и для себя: и мы, и поляки, и немцы, и болгары, и т.д.), и они со спокойной совестью исповедуют принцип парочки рекламных персонажей: «Мы сидим, а денежки текут».

Денежки ой какие немалые! Сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Для Украины, например, это 2-3 млрд долларов в год, в зависимости от объемов транзита.

Понятно, что эти страны заинтересованы не столько в том, чтобы Россия прекратила или уменьшила поставки газа в Европу, сколько в том, чтобы транзит шел через них. Среди противников проекта «Северный поток 2» находятся Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, еще несколько младоевропейцев. Понятно, что все эти страны в нынешнем состоянии – противники России. Но если прибалты просто русофобствуют по принципу, чем хуже России, тем лучше», то у Польши и Украины свой интерес.

Польша очень хотела, чтобы вместо газопровода по дну Балтики, Россия проложила вторую ветку газопровода «Ямал – Европа», проходящего через ее территорию. Увеличение транзита – рост платежей за него, за работу компрессорных станций по маршруту, доход в казну не лишний. Поляки из кожи вон лезли, доказывая, что еще один газопровод через них – это и дешевле и выгоднее. А когда получили отказ, вот тогда ополчились против газопроводов по дну Балтийского моря.

С Украиной еще интереснее. В наследство от СССР ей досталась мощнейшая газотранспортная система с магистральными международными газопроводами общей длиной более 37 тысяч километров (в однониточном исполнении). И общей мощностью в 178 млрд. кубометров газа на западной границе, из которых 142,5 млрд. – на границах со странами Евросоюза.

Незалежная и самостийная, видя, что львиная доля в Европу из России идет через ее газопроводы, не удержалась от искушения «потеребенькать вентиль», попытавшись шантажировать Россию. «Газовые войны» Украины с Россией, когда Киев отказывался платить за полученный газ, а при сокращении или прекращении поставок «голубого» топлива на Украину, просто отбирал (воровал) его из экспортной трубы, что поставило надежность поставок в Европу под сомнение.

К тому же, все это хозяйство за время независимости Украины ветшало и устаревало. В 2013 году премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что украинская Газо-Транспортная система (ГТС) остро нуждается в ремонте и модернизации, которые обойдутся (на тот момент) в 6 млрд. долларов США. При этом, позиция Киева уже тогда была такова, что модернизировать ГТС должны иностранные инвесторы, а ГТС останется в собственности Украины. Менее чем через год, в июне 2014-го один из газопроводов полыхнул так, что в атмосферу улетели больше 10 миллионов кубометров газа. К тому времени в Киеве сидели уже новые правители, которые тут же заявили о «руке Кремля» и диверсии, хотя губернатор Полтавской области за два года до того требовал отремонтировать аварийный участок газопровода в его области. А ведь ГТС Украины – это не только эти 37 тысяч км. труб. Это еще и 72 компрессионные станции, и 13 гигантских подземных хранилищ. И все это хозяйство тоже надо обслуживать, расходовать деньги на эту инфраструктуру. Сейчас необходимый объем средств на модернизацию ГТС Украины оценивают уже в 8-9 млрд. долларов.

И зачем России тратиться на это для непредсказуемого соседа, который еще и «воюет» с Москвой, отражая «агрессию», когда тот же «Северный поток» обходится вообще без компрессорных мощностей? И в том же немецком Грайфсвальде тоже нет такой станции – давления в начале газопровода хватает на транспортировку газа еще на 100 километров по немецкой земле. Но когда Россия начала строить новые газопроводы, в Киеве раздались вопли: «А нас-то за що?» И многочисленные делегации кинулись во все инстанции доказывать, что Москва не имеет права оставлять Украину без дохода от транзита.

Скажем честно, Россия пошла на строительство новых газопроводов вынужденно. Неадекватность и жадность соседей-транзитеров вкупе с их русофобией и непомерными амбициями вынудила Москву на эти шаги. Но, как оказалось, к лучшему. В 2007-м году через ГТС Украины в Европу было прокачано более 115 млрд. кубометров газа. А через 5 лет этот объем упал уже до 81 млрд. кубов. Знаете почему? Потому что заработал первый «Северный поток» проектная мощность которого 55 млрд. кубов, а фактическая оказалась даже выше – 62 млрд. Еще столько же «Газпром» сможет прокачивать через «Северный поток-2». Еще почти 32 млрд. кубометров будет идти в Европу через «Турецкий поток». Часть останется в Турции, часть пойдет дальше в Европу. И весь необходимый Европе газ будет перекачан через новые мощности, минуя всех транзитеров с их амбициями и хотелками. Пусть тогда они сколько им вздумается, играются с вентилями и трубами, все равно никому, кроме себя, ничего плохого сделать не смогут.

Какая-то часть, необходимая той же Украине, будет поставляться из России по старым газопроводам. Которые Киеву надо будет содержать самому и тратиться на это. А поддержание системы в рабочем состоянии может встать уже не в копеечку, а просто сделает даже дешевый российский газ экономически невыгодным для Украины, потому что расходы на содержание «трубы» будут больше.

Европа – в порядке. «Газпром», в долгосрочном плане, - в шоколаде. Украина там, где ей и положено быть, в колядках на мотив «дайте грошей!».

Ну что же, вы сами этого хотели. В любой войне кто-то должен стать победителем. Даже в газовой.

P.S. А есть ведь у нас еще и азиатские проекты.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Алексей МУХИН, Гендиректор центра политической информации:

- Проекты противодействия России на газовом рынке существовали всегда и, надо отдавать себе отчет, будут существовать всегда. Эта ситуация перешла в фазу открытой «газовой войны» ровно с того момента, как США в Брюсселе объявили о так называемой энергозависимости Европы от России. В результате, правда, энергозависимость возросла с 30 до 35 %, ну да кто ж помнит.

Возьмем хотя бы все эти энергетические пакеты, принятые в Европе. Все они принимались исключительно с целью попытки ограничить распространение российского газа, дешевого, при надежных поставках, и сделать его менее конкурентоспособным по отношению с американским газом, который гораздо дороже, да и поставляется, что называется, под принуждением.

Европа использует вот эти альтернативные проекты, чтобы сделать себе побольше скидку у «Газпрома». Европа, пытаясь так или иначе обращать внимание на разные альтернативные проекты, неизбежно возвращается к российскому газу, как к единственному надежному и бесперебойному поставщику. И европейские компании прекрасно понимают, что если с «Газпрома» они скидку могут потребовать, например, обыскав его офисы, как это случилось пять лет назад по благословению и с подачи европейской комиссии в Европе, то американские офисы американской компании они обыскивать не смогут. Требовать скидку не смогут. Тем более, что США могут поставлять только СПГ танкерами. А это – штука ненадежная. Танкер можно развернуть и продать газ там, где выгоднее. Трубопроводы – это совсем другое дело, это вены экономики. От них никуда не деться. И это действительно единственный надежный способ постоянной доставки энергоносителей.

Того же, к примеру, азербайджанского газа самого по себе явно недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным с российским для большого европейского рынка. Рынок растет, рынок растягивается. И Россия здесь ведет войны не с Азербайджаном, конечно. Мы не ведем газовых войн с Ираном, не ведем газовые споры с другими североафриканскими, ближневосточными странами, по той простой причине, что газ оттуда – это замечательно, но существуют очень серьезные военно-политические риски. Россия ведет газовые войны с США, вернее, это США ведет их против России. Правда, надо сказать, что мы тоже не безответные страдальцы, мягкие белые и пушистые игрушки в этом противоборстве. И мы тут весьма успешно отстаиваем свои интересы. Мы чужие интересы никогда не отстаивали. И не будем отстаивать. Российские энергоносители в сочетании с выстраиваемой нами логистикой - самые конкурентоспособные. Это даже не реклама – это аксиома. И с этим ничего никто не может поделать.

Действующие и планируемые газопроводы Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Действующие и планируемые газопроводыФото: Алексей СТЕФАНОВ

Газопроводы и проекты

ЗАРУБЕЖНЫЕ

ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР (cм. Карту п.10) – система магистральных трубопроводов по транспортировке природного газа в обход России с и через территории Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Турции. В него входят:

Трансанатолийский газопровод, должен быть запущен в эксплуатацию 12 июня сего года. Планируется как расширение Южно-Кавказского газопровода.

Статус: Вводится в эксплуатацию

Месторождение Шах Дениз (Азербайджан)

Маршрут Азербайджан – Грузия - Турция

Стоимость 9,5 млрд. долларов США

Протяженность 1841 км.

Мощность 16 млрд. куб.м. в год (планируется увеличение до 31 млрд. куб.м., а в случае пуска Транскаспийского газопровода и до 60 млрд. куб.м.

Недостатки проекта: в настоящее время добыча Азербайджана на месторождении «Шах Дениз» составляет не более 9 млрд. кубов в год. Поэтому до тех пор, пока не будет проложен Транскаспийский газопровод, Трансанатолийский даже не будет задействован на нынешнюю проектную мощность.

Трансадриатический газопровод

Планируется как продолжение Трансанатолийского газопровода.

Статус Строящийся, запуск ожидается в 2020 г.

Месторождение Шах Дениз (Азербайджан), Каспий

Маршрут: Греция (граница с Турцией) – Албания - Адриатическое море - Италия

Стоимость 6,6 млрд. долларов США.

Протяженность 878 км.

Мощность 10 млрд. куб. м. в год с возможностью увеличения до 20 млрд. кубов.

Недостатки проекта: полностью зависит от осуществления проекта Транскаспийского газопровода. Поскольку полностью находится на территории ЕС, то по требованию третьих лиц (того же «Газпрома») до 50% трубу можно заполнить их газом (для нашей стороныэто положение, безусловно, не недостаток, а достоинство).

Южно-Кавказский газопровод

Статус Действующий

Месторождение Шах Дениз (Азербайджан)

Маршрут: Азербайджан (Баку) –Грузия (Тбилиси) –Турция (Эрзурум)

Стоимость 1,2 млрд. долларов США (на момент строительства на территории Азербайджана и Грузии)

Протяженность 680 км.

Мощность 16 млрд. куб. м.

Недостатки проекта: уязвим в отношении терактов, уже несколько раз подвергался атакам со стороны боевиков РПК (Рабочей Партии Курлдистана)

Транскаспийский газопровод (подводный)

Планируется как начальная часть общего Южного Газового Коридора в обход России

Статус Планируемый

Месторождения в Туркмении и Казахстане

Маршрут: Туркменистан (Туркменбашы) – Азербайджан (Баку)

Стоимость 5 млрд. долларов США

Протяженность 300 км.

Мощность 10-30 млрд. куб. м.

Недостатки проекта: неурегулированность статуса Каспийского моря прикаспийскими государствами, наличие споров о разделе Каспия этими странами, незаинтересованность со стороны Ирана и России, неопределенность намерений Туркмении, ориентированной на поставки газа Китаю.

ЗАКРЫТЫЕ ПРОЕКТЫ

Газопровод «Набукко» ( см. карту п.6)

Предшественник всех вышеперечисленных газопроводов, планировалось именно его построить для вытеснения России с европейского газового рынка.

Статус проект Закрыт

Месторождения в Иране, Туркменистане, Азербайджане

Маршрут: Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Болгария – Румыния – ВенгрияАвстрияЧехия –Германия, Иран – Турция и т.д

Стоимость около 17 млрд. долларов США

Протяженность 3 893 км.

Мощность 26-32 млрд. куб. м.

Недостатки проекта: не смогли заполнить трубу. Иран под санкциями США, а подводный газопровод из Туркмении в Азербайджан, как был, так и остается под сомнением до сих пор.

Газопровод «Катар-Сирия-Турция-Европа»

Также рассматривался долгое время как конкурент поставкам из России

Статус Закрыт

Месторождение Северное/Южный парс (территориальные воды Катара и Ирана.

Маршрут: Катар – Сирия – Турция – Болгария и т.д.

Стоимость более 10 млрд. долларов США (прикидочно)

Протяженность более 3 тысяч км.

Мощность неизвестно

Недостатки: отказ Сирии предоставить свою территорию для строительства газопровода, не такая уж и большая заинтересованность самого Катара, имеющего альтернативные действующие и более выгодные рынки сбыта.

УКРАИНСКАЯ ГТС И НАШИ ПРОЕКТЫ

«Уренгой – Помары – Ужгород» - магистральный газопровод для снабжения газом Украины стран Центральной и Восточной Европы. На территории Украины с ним совпадает маршрут экспортного газопровода «Прогресс»

Статус действующий

Месторождение Уренгойское (РФ)

Маршрут: Россия – Украина - Словакия

Стоимость Строились еще при СССР

Протяженность по территории Украины 1160 км.

Мощность 28 млрд. куб. м.

Мощность газопровода «Прогресс» 26 млрд. куб. м.

Недостатки: Изношенность, в том числе и инфраструктуры, неоднократные случаи шантажа со стороны транзитера Украины.

«Союз»

Статус Действующий

Месторождение Оренбургское (РФ)

Маршрут: Россия – Казахстан – Россия –Украина – Словакия, Венгрия, Румыния

Стоимость строился в СССР

Протяженность по территории Украины 1568 км.

Мощность 26 млрд. куб. м.

Недостатки: Изношенность, в том числе и инфраструктуры, неоднократные случаи шантажа со стороны транзитера Украины.

«Ямал-Европа» (cм. карту п.3) - магистральный газопровод для снабжения Белоруссии, Польши и Германии.

Статус Действующий

Месторождение Западной Сибири (РФ)

Маршрут: Россия (Торжок) – Белоруссия - Польша – Германия (Франкфурт-на-Одере)

Стоимость около 2 млрд. долларов США

Протяженность Более 2000 км.

Мощность 32,9 млрд. куб. м.

Недостатки: большое количество стран-транзитеров, потенциальная уязвимость для шантажа с их стороны.

«Северный поток» (см. карту п. 9) - магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря.

Статус Действующий

Месторождение Южно-Русское

Маршрут: Россия (Выборг) – Балтийское море – Германия (Грайфсвальд)

Стоимость 8,88 млрд. долларов США

Протяженность 1224 км.

Мощность 55 млрд. куб. м. по проекту, 62 млрд. куб. м. фактически

«Северный поток-2» (см. карту п.2)

Расширение газопровода «Северный поток».

Статус Строящийся

Месторождения Газовые месторождения РФ

Маршрут: Россия (Усть-Луга) Балтийское море Германия (Баумгартен)

Стоимость 9,5 млрд. долларов США

Протяженность 1224 км.

Мощность 55 млрд. куб.м.

«Турецкий поток» (cм. Карту п. 8) - газопровод из России в Турцию и Европу по дну Черного моря.

Статус Строящийся

Месторождение Газовые месторождения РФ

Маршрут: Россия (Анапа) – Черное море – Турция (Люлебургаз)

Стоимость 8,4 млрд. долларов США

Протяженность 1100 км.

Мощность 31,5 млрд. куб.м.

«Голубой поток» - магистральный газопровод между Россией и Турцией по дну Черного моря.

Статус Действующий

Месторождение газовые месторождения РФ

Маршрут: Россия (Изобильный) – Россия (Архипо-Осиповка) – Черное море – Турция (Самсун) – Турция (Анкара)

Стоимость 3,2 млрд. долларов США

Протяженность 1213 км.

Мощность 16 млрд. куб. м.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр ГРИШИН

 
Читайте также