Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество5 июля 2019 16:00

Нам бы все мобильники взять - и... разрешить!

Мы спросили о том, что думают ученики и педагоги о возможном запрете телефонов в стенах учебного заведения
Мы спросили о том, что думают ученики и педагоги о возможном запрете телефонов в стенах учебного заведения

Мы спросили о том, что думают ученики и педагоги о возможном запрете телефонов в стенах учебного заведения

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Роспотребнадзору уже к 1 сентября поручили разработать правила использования учениками телефонов в школе. Причем, ограничения вплоть до запрета брать с собой мобильники в класс. Логика тех, кто запрещает, понятна: телефоны отвлекают учеников от учебы. Мешают учителям вести уроки (ведь то и дело раздается то звонок, то бряканье уведомлений). Крутизной телефонов дети хвастаются, вызывая потребительский ажиотаж друг у друга. А еще они их нередко теряют и, поскольку вещь дорогая, получается скандал - кто виноват и кто будет компенсировать пропажу. В общем, доводы тех взрослых, кто требует выгнать смартфоны из класса, вполне очевидны. Но мы попробовали услышать и другое мнение.

Анастасия К*, выпускница средней школы №23 г. Оренбург.

- Пользуешься ли ты смартфоном на уроке? Что делаешь?

- Конечно же пользуюсь, но беру его на переменах, например, для того, чтобы позвонить по своим делам или маме ответить. Если быть честной, то на скучных уроках пользовалась, чтобы заняться своими делами, более важными, чем неинтересный мне предмет. По большей части я зависала в социальных сетях, либо читала книги и статьи, которые были полезны мне для сдачи ЕГЭ. Иногда я готовилась к другому предмету, искала информацию к будущему уроку.

- Как на это реагировали учителя? Они видели, что ты сидишь со смартфоном?

- Да, конечно, видели. Реагировали негативно, хотя был предмет, например, какая-нибудь технология в 10 классе, на которой мы сидели и конспекты писали. Я написала конспект, который задали, и оставшиеся полчаса сидела без дела. То есть план, который был назначен учителем, я выполнила, у меня осталось время, но я не могу заняться своими делами. Меня это возмущало.

- Замечала ли ты, что смартфон тебя отвлекал от уроков?

- Не сказала бы, что сильно отвлекал, все зависит от предмета и может ли заинтересовать учитель. На предметах важных и интересных или там, где был интересный преподаватель, я про телефон даже не вспоминала. Могла ответить на сообщения, которые были срочными, но если учитель просил, то я сразу же убирала телефон. То есть не было такого, что телефон отвлекал от учебного процесса. Говорила на эту тему со своими сверстниками: есть те, кого это действительно сильно напрягает, видимо, у некоторых нет самообладания, и как только они слышат вибрацию телефона, то сразу же берут его в руки и погружаются в него. И неважно, насколько им важен предмет.

- А если смартфоны в школе запретить?

- Но как? В XXI веке смартфон является основным средством коммуникации, он вообще включает в себя все на данный момент вплоть до банковских карт. То есть, если ребенок придет в школу без мобильного, то он элементарно останется без денег. Это уже не просто средство связи...

- Мешают ли тебе смартфоны одноклассников? Тебя это отвлекало? Что с этим делать?

- Мне повезло с одноклассниками, и не было такого, чтобы один включил звук или слушал музыку в наушниках на весь на класс и отвлекал. У нас таких историй не случалось, но, зная другие случаи, могу сказать, что детей просто выгоняли из класса или забирали телефоны. В таком случае, я согласна, что можно отобрать сотовый у ученика, потому что он мешает учебному процессу.

- Как бы ты решала вопрос, если бы была в комиссии по разработке правил пользования смартфонами в школах?

- Видя ситуацию со стороны и ученика, и учителя, я бы предложила, во-первых, повышать квалификацию учителей, чтобы с ним было интересно.

А во-вторых, проводить модернизацию школ, потому что, например, у нас в провинции есть во всех классах и компьютеры, и проекторы, но они настолько плохо работают, что не позволяют увидеть что спроецировано или включить файл к уроку.

* фамилию девушки не называем, поскольку она несовершеннолетняя.

Владимир Бродский, преподаватель теории познания лицея Высшей школы экономики (ВШЭ):

- Мешают ли вам мобильные учеников на уроках?

- Лукавить не буду. Конечно, порой телефоны создают проблему. Однако я не считаю, что мы здесь имеем дело с какой-то катастрофой, которая требует радикальных решений. Я сталкивался с этим в своем профессиональном опыте, но не стал бы драматизировать.

- А много ли учеников сейчас в смартфонах сидят? По вашим наблюдениям?

- Не все ученики, конечно, но довольно ощутимая часть любого класса. Но тут тоже есть варианты как лучше поступить. Я, например, когда начинаю вести свой курс, объявляю, что современному человеку, включая меня, наверное, невозможно просидеть все занятие и не просмотреть уведомления. И я не против, если кто-то на занятии достанет телефон, быстро взглянет и уберет. В этом я проблемы не вижу. Но не приветствую, когда ученики на протяжении всего занятия не отводят глаз от экрана. В аудитории всегда нужно пытаться создать атмосферу взаимоуважения, а такое поведение явно не способствует этому.

- То есть вы с этим никак не боритесь на уроках?

- Если я вижу, что какой-то ученик совсем потерял концентрацию, очень глубоко в смартфон погрузился, то я могу сделать ему замечание - обратить внимание на то, что идет занятие, и ему придется отчитываться по этим темам. Чаще всего такие слова работают.

- Как вы относитесь к запрету смартфонов в школе?

- Школа не должна превращаться в какую-то карательную организацию. А столь строгий запрет принесет больше вреда, чем пользы, так как степень отторжения, непонимания и протеста учеников будет настолько высокой, что в школе создастся откровенно враждебная атмосфера, а на таком фоне, конечно, никаких положительных образовательных результатов достичь невозможно.

- Просите ли вы учеников воспользоваться смартфоном на уроке в учебных целях?

- Я на самом деле регулярно это делаю, потому что на моем курсе большая часть занятий представляет собой обсуждение текстов, которые я скидываю ученикам. Соответственно не все готовы носить с собой в школу ноутбуки, и я это прекрасно понимаю, поэтому я регулярно прошу открыть текст со смартфонов. Мне кажется, что в любом случае хорошо, когда обсуждаемый текст перед глазами и не важно, на компьютере или в телефоне. Сегодня мы все привыкли читать текст со смартфонов.

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли запрещать гаджеты в школах?

Наталья СЫТИЛИНА, педиатр-психолог:

- Чтобы смартфоны не мешали учебной деятельности - да, запретить их в школах надо. А в целях детской безопасности - нет. Тут 50 на 50. Где граница? Школьник не должен доставать смартфон из портфеля в школе. Все зависит от администрации школ, от учителей.

Игорь СЕРЕБРЯНЫЙ, Межрегиональный отцовский комитет:

- Я как родитель скорее за запрет. Из-за гаджетов дети не слушают учителя, а играют в игры. У моего ребенка в классе все именно так. Но этот запрет - борьба не с причинами, а с последствиями. Если детям на уроках скучно - они ищут, как себя развлечь.

Николай НОВИКОВ, координатор поисково-спасательного отряда «Полярная звезда»:

- Запрещать категорически нельзя. Мобильник упрощает поиск ребенка. Но ограничить использование гаджетов стоит. Например, школа может сама выделить зону, где можно работать с планшетом и телефоном.

Николай МИШУСТИН, глава общественного комитета по защите семьи от ювенальной юстиции:

- У меня трое детей, и я столкнулся с влиянием гаджетов на успеваемость. У меня ушло полтора месяца, чтобы детей, погрузившихся в гаджеты, сделать снова отличниками.

Надо ли запрещать гаджеты в школах?

Надо ли запрещать гаджеты в школах?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Ирина ПОЛЕЖАЕВА, многодетная мать:

- Я прекрасно понимаю учителей. Когда дети, вместо того чтобы слушать педагога, непрерывно смотрят в смартфоны, невозможно вести урок. Я за то, чтобы на время урока телефоны сдавались.

Марина, читательница сайта KP.RU:

- Утром в школу вошел - смартфон сдал на вахте, и его положили на полочку твоего класса. Днем из школы выходишь - смартфон получил. Все просто.

Степан, слушатель Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):

- По пути в школу и из школы ребенок должен быть на связи с родителями. Значит, телефоны у детей должны быть! А куда их деть на уроках, школа должна решать сама: в рюкзаки учеников или в сейф - не так важно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мобильникам в школе не место?

Обозреватель «КП» Александр Милкус - об инициативе спикера Совета Федерации (подробности)