Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество26 мая 2022 4:00

Россия отказывается от «магистров» и «бакалавров»: первый шаг к отмене ЕГЭ или возвращение в СССР

Разговоры о выходе из Болонской системы идут в России с начала года
Выпуск бакалавров в Московском лингвистическом университете. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Выпуск бакалавров в Московском лингвистическом университете. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Магистров, бакалавров собираются отменить. Будет вновь как в СССР: поступай в вуз, и учись пять лет. Большинство опрошенных нами экспертов новшеству аплодируют. Но вопросы есть, и главный – а что с ЕГЭ? Сначала сдавай в школе тест-угадайку, а потом – полноценные вступительные экзамены в вузе?

Что происходит

Разговоры о выходе из Болонской системы идут в России с начала года (а в экспертном сообществе и раньше). Точку поставил на днях глава Минобрнауки Валерий Фальков: «Будущее – за нашей собственной уникальной системой образования». Профильный комитет Госдумы тут же заявил, что уже готовит конкретные документы, как именно выходить. Так что судить-рядить поздно, решение принято.

СПРАВКА КП

Что такое Болонская система?

Проще всего понять, что такое не-Болонская система: сдавай вступительные в вуз, и учись пять лет. По окончании в дипломе будет стоять твоя специальность. Почему старая советская система и называется «специалитет». Болонская система – история вообще-то не наша. В 1999 году страны ЕС принялись унифицировать свои образовательные практики. Пришли к тому, что учеба в вузе двухступенчатая: четыре года бакалавриат, два года – магистратура. Россия присоединилась к системе в 2003 году.

Россия стала членом Болонской системы в начале нулевых, тогда же (с 2002 по 2006 год) поэтапно внедрялся ЕГЭ. Эти вещи не связаны, подчеркивает Анзор Музаев, глава Рособрнадзора. Но в общественном сознании – еще как связаны. В апреле портал SuperJob провел опрос, согласно которому 66% россиян вернулась бы к советской системе вузовского образования. Практически столько же (60%, данные январского опроса) отменили бы ЕГЭ. Получается, то и другое как бы не прижилось.

Аргументы против

Главная претензия что к магистратуре-бакалавриату, что к ЕГЭ – поверхностность. Верхоглядство начинается еще в школе, когда выпускникам на экзамене предлагают сыграть в угадайку (выбрать правильный ответ из предложенных) вместо того, чтобы показать свои подлинные знания и умение мыслить, говорит член Академии юридических наук Леонид Ольшанский.

Бакалавриат – продолжение поверхностного образования, вторит почетный профессор Российского нового университета, легендарный изобретатель Владимир Поляков. В советской системе студент три года изучал фундаментальные науки, объясняет он, потом два года совершенствовался в выбранной специальности. На выходе страна имела готового специалиста. В бакалавриате за четыре года в студента надо «впихнуть» все, «это невозможно, поэтому приходится тупо натаскивать», сетует Поляков.

Магистратура проблемы не решает хотя бы потому, что студент имеет право радикально сменить специальность, указывает Ольшанский. «Был политологом – стал зоологом», иронизирует он, в результате через шесть лет мы имеем человека с двумя недо-специальностями.

У родителей и самих школьников-студентов свои претензии. Об этом можно судить по форумам и чатам (мы изучили самые популярные мнения). ЕГЭ выглядит как «Голгофа», где «нельзя ошибиться» - неудача может запрограммировать всю твою дальнейшую жизнь. Многие уверены: смогли бы учиться в вузе, но срезались на ЕГЭ. А вузовские экзамены сдали бы. Срок «полноценного высшего» - 6 лет – кажется чрезмерно длинным. Ограничиться только бакалавриатом? Можно, но отношение к бакалаврам работодателей настороженное, жалуются люди. Вроде как недоучки.

КСТАТИ

А будут ли теперь признавать наши дипломы за рубежом?

Поставим вопрос обратным образом: вот, мы в Болонской системе (пока). И – признаются? Автоматически – в 45 странах (с ними у нас соглашения); в числе этих стран есть Алжир, но нет, например, Франции, Германии и США. В прочих странах потребуется легализация, которая, в свете санкций, может быть невозможной или выглядеть унизительно. При этом выпускников, например, МФТИ, отрывают с руками. Так будет и впредь, говорит Ольшанский, на деле все зависит от авторитета вуза.

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

ЕГЭ пока сохранится

Тем временем власти, видимо, не готовы отказаться от ЕГЭ, который, справедливо или нет, оказался в этой истории главным. По словам Анзора Музаева, избавиться от ЕГЭ можно, если будет предложено что-то взамен. Но он же дает понять: пока замены не предвидится.

«А приемную кампанию вузы как будут проводить? У абитуриента сейчас есть право подавать документы сразу в пять вузов. Эта возможность исчезнет, потому что физически человек не успеет попытать счастья в пяти университетах. А вузам как быть? На ЕГЭ подали заявки 700 тысяч ребят, и если у каждого принимать экзамены по-старому, приемная кампания на полгода растянется. Уверен: будут возмущения вплоть до митингов», - заявил чиновник.

К системе, когда у каждого вуза свои билеты и экзамены, возврата тоже не будет. «Мы же годами от всего этого отходили», подытожил Музаев.

Увы, сказав «а», надо сказать и «б», уверен Ольшанский: старая советская система в вузах, которая так понравилась чиновникам, не вяжется с ЕГЭ, который чиновникам пока тоже нравится. Придется убирать и ЕГЭ. Иначе результат будет выглядеть странно.

Сухой остаток

Проблемы образования, так сказать, персонифицировались: во всем виноваты ЕГЭ и Болонская система. Не будет их, все будет как в абстрактных 1960-х, когда чудесные студенты-гении грызли гранит грифельной доски под руководством горящих от энтузиазма профессоров. Вероятно, это иллюзия.

Есть «ощущение», что молодежь какая-то не такая. Плохо учится, и вообще. У студентов, в свою очередь, претензии к образованию. Диплом получил, устроиться на достойную работу не смог. Как тут разделить, не смог – потому что образование плохое, ситуация в экономике плохая, или – ты плохой?

Опять же о «плохой молодежи». Учителя зачастую не понимают современных коммуникационных технологий. Если со смартфоном – значит что-то нехорошее ищет. Удаленка вроде должна была примирить с гаджетами. Вряд ли примирила: учителя полагают, что удаленка обрушила знания детей. А может, это вы не сумели наладить учебный процесс? Так вопрос даже не ставится.

У Болонской системы есть сторонники. Их аргументы, однако, не бесспорны. Говорят: у студента больше мобильности. Ошибся на бакалавриате – сменим специальность в магистратуре. Но разве нельзя получить второе высшее? Можно. Только путь длиннее. Пять лет в вузе, три года во втором вузе. Еще говорят: наши вузы могут принимать иностранных студентов, зарабатывать, система-то одна, Западу понятная. На что возражают: и много таким образом заработали? Классический такой бесконечный спор. В котором, однако, точка поставлена.

От Болонской системы, безусловно, уйдем. А, чтобы прийти к «старому доброму» (лучше, конечно, к «новому доброму»), придется много поработать.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

«Можно и десять лет без толку учиться»

- Бакалавриат и магистратуры введены в России не для заигрывания с проклятым Западом, а для того, чтобы готовить специалистов на рынок труда. Сохранять ли это, в каком направлении развивать – надо обсуждать с ректорами и работодателями.

Для мотивированных студентов советская система образования была очень хорошей. Неслучайно наши физики, математики везде находят работу. Но теперь многое изменилось: у нас - массовая высшая школа. Тогда в вузы поступала треть выпускников школ. А сейчас – больше.

Сколько лет обучать и как называть программы – спор бессмысленный. Можно десять лет учиться и ничему не научиться, а можно и за три года получать профессию, если у тебя есть высшее образование. Так что нужно смотреть на качество подготовки в вузах. Ведь именно это интересует работодателей, а не на то, что написано в дипломе.

Виктор Болотов, академик Российской академии образования

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Это производство недоучек»: почему бакалавров с магистрами нужно отменить

Профессор Поляков объяснил, почему нужно отменить Болонскую систему образования (подробнее)