Сцена из спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА
На днях в Театре Гоголя вышла премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову.
Режиссер-постановщик – актриса Полина Агуреева. В спектакле занят камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.
В центре сюжета - повествование о жизни двух священников и дьякона в вымышленном городке Старгороде. Рушится патриархальный уклад жизни и вместе с ним уходят из этого мира герои, этот уклад олицетворяющие. Они православные священники. Но это не конфессиональная история, а общечеловеческая. Не столько про религию, сколько про наши традиции, национальные ценности, про русский характер и загадочную русскую душу. Священника Захария Бенефактова играет артист Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Максим Литовченко, который хорошо знаком зрителям не только по работе на сцене, но и в кино. С Максимом мы поговорили после премьеры.
- Наш спектакль о том, как уходит старый, патриархальный, добрый мир. На его место приходит новый. Хотелось бы, чтобы он тоже был светлым, чистым, - говорит Максим Литовченко.
- Слышала, что вы переехали из Москвы в Ярославль...
- Можно и так сказать: случилась внутренняя эмиграция. В Ярославле построил дом. Приезжаю в Москву играть спектакли и репетировать.
- Оригинально...
- Сегодняшний Ярославль напоминает мне Москву моего детства. Я родился в центре, на Таганке, в генеральском доме, который построили немецкие военнопленные (мой дедушка был генералом), в элитной квартире. Москва 70-х, 80-х – это был совершенно другой мир, патриархальный, дружелюбный, открытый. Хорошо помню московские дворы того времени, которые много мне дали в плане воспитания. Сегодня этот колорит, очарование старой Москвы исчезли, к сожалению. Изменились отношения между людьми. Раньше соседи по дому знали друг друга по имени, помогали друг другу, не только за солью можно было к соседу зайти. А сегодня не знаешь, кто живет у тебя на лестничной площадке. Совершенно другой уклад жизни. Обособленный. И ритм другой. Недавно прогулялся по улицам моего детства, по дворам, где мы гоняли пацанами, и был изумлен. Просторные московские дворы все перегорожены, везде шлагбаумы.
А в Ярославле сохранилась атмосфера той жизни, которая исчезла в Москве. Там другой ритм, не такой динамичный. Зато есть свободное время для общения с друзьями, для чтения книг, да просто для жизни. Я снова стал ходить пешком. Не помню, когда я это делал в Москве. В Ярославле очень красивая набережная. Гуляю по ней, кто-то меня узнает, у меня появилось много новых знакомых. Я играю в местном камерном театре. Моя мама живет в Ярославле, а я сейчас нахожусь в Москве. Пока меня нет дома, мои друзья её навещают, привозят продукты, стараются быть рядом. Там существует такое понятие как взаимопомощь, то, что было когда-то в Москве.
Максим Литовченко на съемках сериала "Напарники" в Ярославле
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА
- В вашем новом спектакле речь идет о противостоянии либералов и консерваторов. Это противостояние существует и сегодня. Какая-то «хроническая» история. Вы, как я понимаю, из консервативного лагеря?
- Да, я человек традиционных ценностей. Либералов не люблю из-за их агрессивности. Очень злобные они. Да и глупости у них достаточно. Например, как можно всерьез обсуждать вопрос смены пола ребенка?
- Это же не у нас. А у них, на западе…
- Всё равно рядом. Если этому не сопротивляться, может и к нам проникнуть.
Посмотрите, как у них подчищаются исторические события. Недавно посмотрел фильм «Наполеон» британского кинорежиссера Ридли Скотта. Большое кино с хорошими актёрами. Но всё перевернуто с ног на голову. Русские показаны эдакими бармалеями в ушанках, которые живут в лесу, молятся колесу. Эти «варвары» стреляют из засады. А бравые французские кирасиры скачут за ними в лес. Там русские туземцы их ловят, привязывают к деревьям... В другой сцене Наполеон кричит Александру I: «Эй, мальчик, где ты? Выйди - не бойся, я тебя только пошлепаю по попке». Это и есть историческая правда? Про Бородинскую битву – маленький кусочек, ни слова про сражение при Березине, где была разгромлена французская армия. И совсем ничего о том, как в результате этой военной кампании русские победителями въехали в Париж. Обычный западный зритель посмотрит такое кино и у него сложится превратное впечатление и о России, и о русских «дикарях», которые только и умеют из засады стрелять.
- Русских всегда такими показывали в американском кино.
- Мне недавно приятель показал видео, снятое в цирке в Германии: выходят клоуны на сцену, снимают штаны и начинают… «цирковые номера» демонстрировать. Оператор снимает крупные планы и выводит эти «картины» на широкий экран. Никого не волнует, что в зале могут быть дети, это же цирк, безобидное искусство. Я даже сцепился с приятелем, который мне говорит: «не нравится – не смотри». И ещё «аргумент»: «ты что за цензуру?». Да, я за цензуру. Без цензуры этот кошмар скоро может дойти и до нас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Александр Лазарев: «Надо сохранить лицо Театра Армии, но при этом не стать музеем»
«КП» поговорила с новым главным режиссером театра, который подчиняется Министерству обороны РФ: о творческих планах, о том, как произошло его назначение, о дочке Полине Лазаревой, об актерах, которые покинули Россию после начала СВО и о многом другом (подробнее)
Полина Агуреева поставила спектакль о загадке русской души с её фортиссимо и пианиссимо
5 февраля в Театре Гоголя прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову (подробнее)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Песня «Кукушка» оказалась пророческой для участницы детского «Голоса»: ее отец погиб в зоне СВО (подписывайтесь на наш подкаст)