Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды19 декабря 2023 4:00

Галина Волчек: «Кино мне не доставило радости. Что я могла сказать в «однокрасочных» ролях?»

Исполняется 90 лет со дня рождения выдающейся актрисы и режиссера
Режиссер и актриса Галина Волчек

Режиссер и актриса Галина Волчек

Фото: Людмила СТРИЖНОВА-ВЫСОТСКАЯ

«НЕ ХОЧУ В ЩУКИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ, ХОЧУ ВО МХАТ!»

Галина Волчек с детства мечтала быть актрисой. Причем именно актрисой МХАТа. Она ушла из школы после восьмого класса (из-за очень плохих отношений с завучем, которой не нравилась неординарность мышления старшеклассницы) и экстерном окончила девятый и десятый. Потом вспоминала в беседах с театроведом Мариной Райкиной, что самым страшным экзаменом была химия, по которой она не знала ничего, кроме теории электролитической диссоциации. Ее заворожило сочетание этих звуков, она выучила наизусть все, что могла, про эту самую теорию, и на экзамене отбарабанила как по писаному. (В билете не было ничего про электролитическую диссоциацию, но билет она учительнице не показала).

И с аттестатом зрелости метнулась в Школу-студию МХАТ. Правда, мать уверяла ее, что туда принимают только блатных, так что она для подстраховки подала документы еще и в училище имени Щукина при Вахтанговском театре. И поступила туда, причем вопреки всем правилам (пришла сразу на третий тур и уговорила директора допустить ее до прослушивания). А потом со слезами умоляла «вахтанговцев» не брать ее к себе: «Я не хочу в ваше училище! Это мать! Она стоит там, внизу! Заставила! Я не хотела. Я хочу во МХАТ. Во МХАТ!»

Что ж, в Школу-студию МХАТ ее тоже приняли. Вот только после ее окончания не взяли в театр. Она была крайне подавлена, но к тому моменту уже успела свести знакомство с Олегом Ефремовым, крайне многообещающим актером и режиссером. Который вскоре основал «Студию молодых актеров», впоследствии переименованную в «Современник». С этим театром будет связана вся жизнь Галины Борисовны: в 1972 году она стала его художественным руководителем, и занимала этот пост до самой смерти в декабре 2019-го.

Первым знаменитым спектаклем «Современника» стали «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова (по ней же вскоре Михаил Калатозов снял «Летят журавли»). Волчек вспоминала, что ее охватило такое волнение перед выходом на сцену, что кто-то из доброжелателей протянул ей «лекарство» - четвертинку водки. Она выпила, как ей казалось глоток, а потом поняла, что осушила всю бутылочку. «Заглотнула, как удав, минут за десять до выхода на сцену. Как же меня развезло. Нет, я даже не успела опьянеть и не шаталась. И текст не забыла. Только в сон меня потянула эта водка. Не помню, как доиграла» - рассказывала она.

Спектакль стал триумфом. А отношения с алкоголем у Галины Борисовны не сложились: потом она страшно злилась, если кто-то из артистов позволял себе «для вдохновения» выпить перед выходом на сцену.

Галина Волчек в роли Реганы в фильме "Король Лир" режиссера Григория Козинцева.

Галина Волчек в роли Реганы в фильме "Король Лир" режиссера Григория Козинцева.

Фото: кадр из фильма

«У НИКИТЫ МИХАЛКОВА Я ХОТЕЛА БЫ СНЯТЬСЯ»

Если в театре все у нее сложилось прекрасно, с кинематографом было сложнее. «Как актрисе мне кино не доставило радости. Кроме встреч с несколькими замечательными режиссерами, на которые мне случайно повезло. Эти встречи принесли мне удовлетворение от общения с мастерами. Но, в основном, кинематограф использовал меня как типаж, а я в принципе ненавижу такой подход к искусству. Менялись мои маски, прически, партнеры, а мне навязывали неизменный, очень необъемный образ, в который вместить даже часть моего представления о жизни никогда не удавалось. Что я могла рассказать про себя, про вас в тех однокрасочных ролях, что пришлось сыграть?!.. Не знаю, может быть, я несправедлива к кино, но ведь и оно - несправедливо ко мне» - говорила Волчек.

Она и к себе была несправедлива. Все-таки ведь прекрасно сыграла Регану в «Короле Лире» Григория Козинцева (который взял ее на роль фактически без проб), блистательно выступила в эпизодах других фильмов. Венцом ее кинокарьеры стал «Осенний марафон», где она сыграла Варвару. Венцом - и заодно практически концом: именно шедевр Данелия окончательно привил ей отвращение к кино. А точнее, то, как ее снял оператор Сергей Вронский.

«У меня на носу была довольно заметная родинка, - вспоминала она много позже. - Я уже прожила с ней большую часть жизни, снималась, даже в «Короле Лире» ее мне замазывали, а тут, на озвучании "Осеннего марафона", стою в наушниках и молчу. «Галь, ну что ты?» А я рыдаю, остановиться не могу - увидела свое изображение крупным планом... А после бегом в какой-то институт, где мне ее свели... Правда, до конца фильм я не посмотрела. На премьеру я не пошла, чтобы не видеть позора. Пришла с подругой в «Художественный», купила два билета, забилась, чтобы никто не узнал, и когда почувствовала, что финал близок, сказала: «бежим скорее».

Во время встреч со зрителями в 80-е она говорила, что не стала бы сниматься у Андрея Тарковского. «Всегда у меня есть дистанция с экраном, когда идет фильм Тарковского. В этой дистанции мне хватает времени, сил, эмоции, чтобы откинуться, подумать: «Как это замечательно сделано! Ой, какой потрясающий кадр! Каждый кадр – это искусство!» А вот недавно я посмотрела картину Никиты Михалкова «Родня», и дистанции никакой не было, я жила там, в экране, вместе с ними. И у Никиты Михалкова я бы хотела сняться». Увы, не довелось.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Евстигнеева она выставила на улицу с чемоданами

Еще в Школе-студии МХАТ у Галины Борисовны начался роман с Евгением Евстигнеевым, за которого она вышла замуж. Вспоминают, что при первой встрече он предложил ей закурить и протянул пачку «Беломора». Она закурила, а он был впечатлен - «Беломор», мягко говоря, не относился к разряду «дамских» папирос…

Родители Волчек (они расстались и не жили вместе) поначалу были резко против этих отношений. Совместная жизнь Галины и Евгения в квартире отца была почти невыносима. Пришлось уходить. «Денег на квартиру не было. Я помню, что в первый вечер мы проболтались в городе, ночевали на улице - спасибо теплые дни стояли. Потом скитались по друзьям и знакомым, которые сами снимали углы. И наконец с помощью какой-то умелицы сняли свою первую комнату на Кутузовском проспекте, недалеко от того дома, где жил Брежнев. Деньги на комнату нам дала моя мать».

В этом браке родился сын Денис, ныне известный режиссер. Но продлилось супружество только семь лет. Однажды на гастролях в Саратове Галина Борисовна выставила мужа из гостиничного номера, собрав ему чемоданы, узнав, что он увлечен другой женщиной, актрисой Лилией Журкиной, и прогулял с ней по городу полночи. «После той ночи в гостинице я на следующий же день собралась и уехала в Москву. Я металась, и мне казалось, что хорошо было только в дороге. Думала: вот уеду, мне полегчает. А приехала домой и не находила себе места…»

Вторым супругом стал физик Марк Абелев, - отношения с ним длились девять с половиной лет. «Он умел ухаживать, как никто», - рассказывала Галина Борисовна. Однажды ей надо было ехать в Тбилиси, муж с трудом ее отпустил, они поссорились, она прилетела в столицу Грузии, рыдая. Уснула в гостинице. А утром ее разбудил стук в дверь. Ей принесли огромный букет, в котором была записка: «С добрым утром. Марк». После другой ссоры он накрыл шикарный стол и объявил: «Сейчас заново свадьбу сыграем и начнем жить по-новому»…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Автор памятника Галине Волчек: «Это был коллективный труд, но окончательное решение принимал Денис Евстигнеев»

Новое надгробие появилось на могиле Галины Волчек на Новодевичьем кладбище (подробнее)

Перед смертью Галина Волчек консультировалась у бурятского шамана

Волчек верила, что после смерти человека остается каркас его биополя (подробнее)