Бухгалтерское обслуживание компании: плюсы и минусы решения, стоимость услуг

Без ведения бухгалтерского учета не сможет функционировать ни одна компания. Зачастую, если деятельность организации никак не связана с финансовыми услугами, она не имеет собственной бухгалтерской службы. К тому же фирма может столкнуться с определенными проблемами, связанными с бухгалтерией. Как быть в подобных ситуациях? Ответ очевиден: передать бухгалтерию на аутсорсинг.

Преимущества и недостатки сторонних бухгалтерских услуг

Услуги бухгалтерского обслуживания, оказываемые сторонними организациями, получают все большее распространение. Однако многие владельцы компаний по-прежнему с недоверием относятся к такому варианту ведения бухгалтерии. Чаще всего от стороннего бухгалтерского обслуживания (аутсорсинга) отказываются те, кто мало знает, как в действительности организуется этот процесс. Начнем с объяснения того, что представляет собой данная услуга: по сути это передача ведения бухучета специализированной организации. Чаще всего эксперты из фирм-аутсорсеров выполняют полный цикл операций.

Итак, кратко перечислим основные плюсы комплексного бухгалтерского обслуживания:

  • экономия на заработной плате и других выплатах штатным сотрудникам бухгалтерии. Когда говорят о преимуществах удаленного бухгалтерского обслуживания, в первую очередь выделяют возможность сократить расходы компании. Действительно, как показывает практика, содержание в штате компании бухгалтера обходится дороже, чем расходы на услуги стороннего эксперта;
  • отсутствие необходимости организовывать рабочие места, приобретать программное обеспечение и регулярно обучать бухгалтера;
  • высокий уровень профессионализма сторонних бухгалтеров. Аутсорсинговая фирма готова гарантировать, что ведением бухучета компании заказчика будут заниматься высококвалифицированные специалисты. Нанимая на работу сотрудника в штат, не всегда можно быть уверенным в высоком уровне его профессионализма. При передаче бухгалтерии на аутсорсинг эта проблема снимается;
  • отсутствие вероятности возникновения непредвиденных ситуаций (удаленный бухгалтер не уволится, не уйдет на больничный — точнее, если такое произойдет, компания сразу же предоставит другого специалиста);
  • ответственность за результат возлагается на стороннюю организацию (с ней составляется договор на бухгалтерское обслуживание).

А есть ли минусы в том, чтобы передавать бухгалтерию на аутсорсинг? Недостатки весьма условные. В большинстве случаев, говоря об отрицательных сторонах этого варианта организации бухучета, имеют в виду затраты на абонентскую плату. Но, как мы уже обозначили выше, они все равно будут меньше, чем расходы на содержание своего бухгалтера.

Кроме того, во многих небольших фирмах штатный бухгалтер по совместительству выполняет и обязанности секретаря. Конечно, организации, занимающиеся бухгалтерским сопровождением компаний, не оказывают подобных услуг. Поэтому офис-менеджера заказчику все-таки придется нанимать отдельно.

Что входит в услуги комплексного бухгалтерского обслуживания

Практически каждого владельца компании, который задумывается об обращении к сторонней организации, волнует вопрос о том, что входит в удаленное бухгалтерское обслуживание. Как правило, данная услуга включает в себя:

  • финансовый аудит;
  • текущую бухгалтерскую деятельность;
  • мероприятия по снижению налоговой нагрузки;
  • составление и отправку отчетности;
  • прогнозирование;
  • проверку контрагентов;
  • взаимодействие с контролирующими органами;
  • подготовку документации на требования налоговых органов и ПФР.

Кроме того, с аутсорсером не обязательно заключать соглашение о комплексном бухгалтерском обслуживании — ее услугами можно воспользоваться и разово. Например, если штатный бухгалтер не справился с какой-то определенной задачей или если возникли сомнения в качестве его работы. Однако заказывать комплексное обслуживание зачастую не только выгоднее, но и удобнее: в этом случае руководитель фирмы может снять с себя все заботы, связанные с бухгалтерией, и полностью сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Аутсорсинг часто сравнивают со специализированными сервисами банков по бухгалтерскому обслуживанию. Однако это совершенно разные понятия, и стоит объяснить почему. С появлением таких ресурсов некоторые предприниматели (в частности представители малого бизнеса) обращаются к подобным ресурсам в надежде, что их услуги смогут заменить полноценное бухгалтерское обслуживание. Данное мнение является ошибочным. Во-первых, банковские и другие специализированные сервисы подходят далеко не всем — как правило, такие программы предусмотрены для ИП, использующих УСН 6%. Во-вторых, работа с такими ресурсами, несмотря на кажущуюся простоту, требует определенных знаний в сфере бухгалтерии. Если же сервисом будет пользоваться непрофессионал, это может привести к не самым приятным последствиям для компании.

К сведению

Удаленное бухгалтерское обслуживание может быть актуально не только для малого и среднего бизнеса. Все чаще крупные фирмы и представительства зарубежных компаний выбирают аутсорсинг, поскольку во многих случаях это эффективно, удобно и экономно.

На что обратить внимание при заключении договора на обслуживание

Как мы выяснили, аутсорсинг бухгалтерии действительно позволяет оптимизировать работу компании, но только при условии, что владельцу бизнеса удастся найти надежную компанию – поставщика бухгалтерских услуг. Как не ошибиться при выборе? Существует ряд факторов, на которые следует ориентироваться при поиске оптимального варианта сотрудничества:

  • Наличие гарантий. Бухгалтерское обслуживание должно осуществляться на основании договора, согласно которому заказчику предоставляются гражданско-правовые гарантии того, что услуги будут оказаны на заявленном уровне, а все условия будут соблюдены. Если компания-аутсорсер не выполняет взятые на себя обязательства, она несет за это ответственность и обязана возместить причиненный ущерб.
  • Формат обслуживания. Необходимо заранее выяснить, в каком именно формате будет происходить взаимодействие заказчика и исполнителя. Некоторые сторонние компании занимаются оказанием услуг по бухгалтерскому обслуживанию только в формате консультаций (письменных, устных, телефонных либо онлайн). В то время как другие готовы и предоставить необходимые консультации, и провести оценку состояния активов, и взять на себя всю бухгалтерию фирмы заказчика, начиная с ведения первичных документов и заканчивая подготовкой балансовых отчетов, и многое другое. Владелец бизнеса может выбрать наиболее удобный для себя вариант аутсорсинга либо вовсе заказать полное бухгалтерское обслуживание.
  • Порядок оплаты услуг. Порядок и условия расчетов в компаниях могут различаться. Так, некоторые аутсорсеры предлагают оплачивать услуги по факту исполнения договоренностей, другие — ежеквартально или ежемесячно.
  • Конфиденциальность. Конечно, сохранение в тайне всей информации, полученной от заказчика, — один из основных принципов аутсорсинга. И все же прежде, чем заключать с поставщиком бухгалтерских услуг какие-либо соглашения, следует поинтересоваться, есть ли в договоре положение о коммерческой тайне.
  • Четко сформулированный перечень услуг. Предпочтение следует отдавать тем компаниям, которые способны точно объяснить заказчику, какие услуги входят в бухгалтерское обслуживание. Разобравшись с этим вопросом еще до подписания договора, предприниматель будет знать, чего именно ждать от аутсорсера. Это позволит избежать недопонимания между заказчиком и исполнителем, которое может отрицательно сказаться и на результатах работы.
  • Описание регламента взаимодействия между клиентом и исполнителем. Заказчику необходимо понимать, по какой схеме будет выстроена работа сторонней компании, какое участие потребуется от него и какими полномочиями он наделяет аутсорсинговую фирму при ведении бухгалтерского учета.
  • Закрепление обязанности предоставлять документы и информацию по требованию заказчика. Обратившийся к поставщику бухгалтерских услуг владелец бизнеса должен оперативно получать ответ на любой интересующий вопрос и иметь доступ к документации, связанной с его компанией.
  • Сроки исполнения заданий клиента. Чаще всего владельцы бизнеса прибегают к помощи сторонних компаний в случаях, когда медлить нельзя. Как правило, и сами аутсорсинговые фирмы заинтересованы в том, чтобы сроки выполнения задач по бухгалтерскому обслуживанию были максимально сокращены (но без ущерба для качества).

Бухгалтерское обслуживание бизнеса может стать подходящим решением для тех, кто желает оптимизировать процесс ведения бухучета и при этом сократить расходы своей компании. Передача бухгалтерии на аутсорсинг — это как минимум удобно: владельцу компании не нужно тратить время на организацию работы своей бухгалтерской службы, на поиски сотрудников и их обучение. К тому же предприниматель может быть уверен в том, что вся отчетность будет сдана своевременно, а значит, штрафы ему не грозят. Деятельность фирмы, связанная с бухгалтерским учетом, становится заботой специалистов из сторонней компании.

Где можно заказать услуги бухгалтерского обслуживания

О нюансах выбора компании – поставщика бухгалтерских услуг, а также о преимуществах удаленного бухгалтерского обслуживания рассказывает Лидия Николаевна Ушакова, генеральный директор ООО «Райдел»:

«Аутсорсинг — это относительно новое для России явление, при том что в западных странах абсолютное большинство представителей малого и среднего бизнеса пользуются услугами по удаленному бухгалтерскому обслуживанию. Именно из-за того что аутсорсинг пока еще не очень широко распространен в нашей стране, не все предприниматели готовы доверять ведение бухгалтерии сторонним компаниям.

Конечно, эти опасения небезосновательны. Но риски можно исключить, выбрав действительно надежного партнера. Главное — убедиться в профессионализме сотрудников компании – поставщика услуг и их ответственном отношении к делу.

Но, даже если выбор сделан и осталось лишь заключить соглашение, не следует спешить. Стоит внимательно изучить договор перед тем, как подписать его: сроки, гарантии, перечень услуг, конфиденциальность, порядок оплаты — все это имеет большое значение.

Компания «Райдел» готова предложить владельцам бизнеса любых масштабов удаленное обслуживание на выгодных условиях. Мы работаем на рынке бухгалтерских и аудиторских услуг уже более десяти лет и за это время накопили огромный опыт решения даже самых сложных задач. Наши эксперты постоянно повышают свою квалификацию, посещая различные курсы.

Мы занимаемся не только абонентским бухгалтерским обслуживанием — в «Райдел» предприниматели могут воспользоваться услугами и на разовой основе. Нашим клиентам также доступны услуги по ведению налогового и кадрового учета, по подготовке и сдаче отчетности, аудиту. Кроме того, мы можем предоставлять интересы клиента в ФНС.

Заказчиков мы консультируем по любым вопросам, а сведения по текущей работе по запросу предоставляем в течение пяти минут».

P. S. Компания «Райдел» — член Союза аудиторов, что является показателем высокого качества услуг.