Услуги бухгалтерского сопровождения компаний: стоит ли отдавать «финансовый вопрос» на аутсорсинг?

Деятельность любой фирмы связана с большим количеством финансовых операций, документооборотом, подготовкой и сдачей отчетности. Так что ведение бухгалтерского учета предприятия — дело непростое и порой возникает необходимость в услугах сторонних компаний. Что такое бухгалтерское сопровождение, в каких случаях оно необходимо и какова цена вопроса — разберемся в статье.

Бухгалтерское сопровождение: документация, отчетность, прогнозы

В первую очередь нужно обозначить, что же такое бухгалтерское сопровождение. Так называется один из видов аутсорсинга, подразумевающий полное или частичное поручение бухгалтерского дела фирмы сторонним специалистам. Такие услуги могут оказывать как самозанятые люди, так и зарегистрированные компании. Второй вариант считается более надежным, так как организации, как правило, имеют целый штат сотрудников и широкий выбор услуг и готовы гарантировать, что работа будет выполнена на высоком уровне.

Понятие «бухгалтерское сопровождение» может включать:

  • Аудиторскую проверку. Она может быть как единоразовой, так и регулярной (например, раз в квартал) — все зависит от требований заказчика. Аудит — это, по сути, проверка качества, а словосочетание «аудиторская проверка» в классическом понимании означает полное изучение всех финансовых документов юрлица или ИП. Чаще всего такие проверки устраивают сами владельцы компаний, чтобы выявить недостатки и ошибки в бухгалтерской документации. Такая предусмотрительность позволит избежать растраты средств и штрафа от налоговой инспекции, если та нагрянет с проверкой.
  • Непосредственное ведение бухгалтерии. Делегирование бухгалтерии стороннему эксперту «страхует» руководителя компании от возможных форс-мажоров. Подписав договор с бухгалтером, работодатель может быть уверен, что финансовая составляющая деятельности предприятия будет под контролем профессионала.
  • Составление отчетности. Имеется в виду подготовка документации, содержащей структурированную информацию о положении дел в компании. Прежде всего это сведения о доходах и расходах в фирме. Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года, собственник предприятия должен регулярно отправлять эти данные в налоговые органы — на их основе рассчитывается обязательный налог. К тому же грамотно подготовленный отчет помогает трезво оценить эффективность ведения бизнеса и вынести решение о дальнейшей стратегии развития.
  • Налоговый учет. Всю информацию, необходимую для отчисления налогов государству, объединяют в формы, называемые налоговыми регистрами. Законодательство предусматривает две возможные формы налоговой базы: расчет регистра на основе данных бухгалтерского учета или ведение всех документов, связанных с налогообложением, происходит отдельно. В крупных компаниях, как правило, работают с двумя способами ведения налогового учета.
  • Прогнозирование. При прогнозировании определяют наиболее подходящую стратегию ведения бизнеса, опираясь на новые поправки в НК РФ и на тенденции рынка. Поручив это дело опытному финансисту в рамках договора бухгалтерского сопровождения, предприниматель может освободить себя от многих забот. Такая услуга чаще всего оказывается в рамках консалтинга, то есть носит характер рекомендации.
  • Проверку контрагентов.Под этим термином подразумевается независимая оценка бизнеса партнеров. Всегда присутствует риск связаться с мошенниками, поэтому перед тем, как заключить договор, следует проявить осторожность. Иначе можно потерять деньги. Как правило, для специализированных компаний, занимающихся бухгалтерским сопровождением, обнаружение «фирм-однодневок» — задача вполне выполнимая. Такие некомпетентные организации выдают себя по очевидным ошибкам в документации, найти которые можно при проверке различных баз данных.

Комплексное бухгалтерское сопровождение включает все перечисленные виды услуг и может стать оптимальным решением для любого предприятия.

Кому и когда может понадобиться сопровождение?

Во-первых, сразу стоит развеять миф о том, что услуги по бухгалтерскому сопровождению выбирают только те предприниматели, которые делают первые шаги в бизнесе и просто не успели найти бухгалтера в штат. У любой организации, независимо от ее вида, может возникнуть необходимость, например, оптимизировать расходы на содержание штатного бухгалтера или получить качественную поддержку бизнеса на новом этапе его развития.

Но все же нужно признать, что к данной услуге чаще прибегают фирмы-новички и уже какое-то время присутствующие на рынке компании, занятые в малом и среднем бизнесе. Зарекомендовавшие себя крупные предприятия в бухгалтерском сопровождении нуждаются реже. Тем не менее даже компании с большой историей порой сталкиваются с финансовыми проблемами, которые не удалось спрогнозировать. И в этом случае может выручить бухгалтерское сопровождение.

Одно из главных преимуществ услуг такого рода — возможность удаленного бухгалтерского сопровождения. Благодаря этому при поиске сотрудника не нужно ограничиваться пределами своего города. Заключив договор, предприниматель может не волноваться о том, что бухгалтер решит внезапно перейти на другое место работы, а то и вовсе уйдет в конкурирующую фирму. Даже если у удаленного сотрудника случится серьезный форс-мажор, можно не переживать — договор заключается не с отдельным бухгалтером, а с компанией. А это значит, что она сможет сразу предоставить заказчику другого специалиста, который способен вести его финансовые дела.

В качестве еще одного очевидного плюса можно назвать стоимость услуги. Как правило, точная цена рассчитывается еще на стадии заключения договора об оказании услуг бухгалтерского сопровождения и остается неизменной. Кроме того, предприниматель избавлен от необходимости оборудовать рабочее место для бухгалтера, приобретать расходные материалы и программное обеспечение — а это также экономит средства компании. К тому же при некоторых режимах налогообложения отсутствие штатного бухгалтера еще и уменьшает сумму общего налога, взимаемого с прибыли предприятия.

Распространенная ситуация: предприниматель с удивлением обнаруживает, что не обратил внимания на, казалось бы, незначительную поправку в законодательстве, и в итоге это оборачивается для него существенными затратами или даже прямой ликвидацией бизнеса. Бухгалтерское сопровождение предприятия позволяет уберечься от таких случаев, потому что для работников специализированной компании отслеживание любых изменений в сфере бухгалтерского учета — это не личная инициатива, вызванная праздным интересом, а профессиональная необходимость.

Стоимость бухгалтерского сопровождения бизнеса

Цена оказания услуг по бухгалтерскому сопровождению в серьезных компаниях рассчитывается индивидуально. Можно выделить основные принципы формирования стоимости:

  • Используемая система налогообложения.Стоимость сдачи нулевой отчетности — около 2000 рублей. Работа с ОСНО оценивается выше из-за того, что эта система включает совокупность налогов, которые рассчитываются отдельно: налог на прибыль, на добавочную стоимость, на имущество и так далее.
  • Наличие первичной документации.Если заказчик сам предоставляет бумаги, это упрощает работу для бухгалтеров, следовательно, снижает стоимость услуг.
  • Количество совершаемых бухгалтерских операций.Пожалуй, самый главный пункт, определяющий итоговую цену бухгалтерского сопровождения бизнеса. Благодаря этому фактору возможно справедливое ценообразование: документов у небольших фирм меньше, чем у крупных организаций, поэтому и стоимость услуг для первых будет ниже.
  • Дополнительные факторы.Речь идет о наличии у организации счетов иностранной валюты, о внешнеэкономической деятельности, о возможности расчета неденежными формами и многом другом. Лучше не пытаться экономить, замалчивая подобные вещи, — рассказав о них заранее, предприниматель может оградить себя от рисков, ведь с ним будет работать специалист, который в курсе всех нюансов.

Конечно, потратиться нужно будет и на консультацию, ее стоимость составляет примерно 2000 рублей. В целом аутсорсинг бухгалтерии для ИП может обойтись в сумму порядка 7000 рублей за месяц, если предприниматель сам предоставляет первичную документацию. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) сейчас составляет 12 130 рублей (может различаться в зависимости от региона). Очевидно, что данная сумма уже больше, чем стоимость аутсорсинга, и это с учетом того, что работодателю навряд ли посчастливится найти человека, согласного на зарплату, равную МРОТ. Даже если представить, что крупное предприятие оказалось в максимально сложной ситуации, бухгалтерское сопровождение для него в таком случае может стоить в районе 80 000 рублей в месяц.


Любому предпринимателю может понадобиться профессиональная помощь в ведении финансовых дел. И все чаще в различных ситуациях владельцы фирм обращаются к услугам сторонних компаний. По сути, бухгалтерское сопровождение освобождает бизнесмена от лишних хлопот, и он может рационально распоряжаться временем для решения более важных дел. Чтобы результат работы специалистов действительно удовлетворил, стоит серьезно отнестись к выбору компании-аутсорсера.

Бухгалтерское сопровождение компаний

Одной из проверенных организаций, которая давно присутствует на рынке, является «Райдел». О специфике ее работы рассказала генеральный директор компании Лидия Николаевна Ушакова:

«Компания «Райдел» работает в сфере аудиторско-консалтинговых услуг с 2005 года, поэтому можно смело говорить о том, что свою компетентность мы успели доказать. Наши специалисты оказали помощь в ведении бухгалтерии более чем 80 предприятиям — от небольших ИП до крупных ООО. Причем речь идет не об «одноразовом» сотрудничестве: согласно статистике в среднем с каждым клиентом мы сотрудничаем на протяжении шести лет. Наша работа с обращающимися к нам предпринимателями строится в первую очередь на взаимном доверии, мы делаем все возможное для того, чтобы бухгалтерское сопровождение организаций было действительно эффективным.

«Райдел» является членом Российского союза аудиторов, работники компании ежегодно проходят курсы по повышению квалификации. Помимо аудиторов и бухгалтеров в штате компании есть специалисты по кадровому учету.

Деятельность «Райдела» подтверждена не только отзывами клиентов, но и профессиональными свидетельствами и аттестатами.

Взаимодействие с компаниями ведется по отработанному сценарию: сначала проводится обязательный экспресс-аудит и проверка контрагентов. После этого мы разрабатываем специальный план бухгалтерского сопровождения для ООО или ИП. Затем создается график сбора и сдачи всех необходимых документов. На всех этапах работы мы поддерживаем связь с клиентом, предоставляем ответ по любому интересующему вопросу в течение получаса, обеспечиваем максимальную прозрачность при ведении документации.

Мы всегда готовы представить интересы заказчика, поэтому сами ведем диалог с налоговой инспекцией. Эксперты «Райдел» знают, как можно снизить налоги законным способом. Что касается документов, здесь мы предельно аккуратны: вся отчетность обязательно проходит несколько проверок на предмет ошибок перед отправкой в соответствующие органы.

Можно сказать, что сотрудничество с компанией «Райдел» — это не просто заключение договора с удаленными специалистами, а прямая инвестиция в качество ведения бизнеса».