Кто и зачем проводит оценку бухгалтерской отчетности предприятия: анализ — всему голова

В любой компании ведется бухгалтерская отчетность, и иногда возникает необходимость в ее независимой оценке. Некоторые предприятия по закону обязаны регулярно выполнять такой анализ. Другие фирмы заказывают экспертную оценку работы бухгалтерского отдела по собственной инициативе. В статье объясним, для чего это нужно. Также расскажем, кто и каким образом выполняет анализ бухгалтерской отчетности.

Цели независимого анализа бухгалтерской отчетности

Для начала разберемся с определением. Независимая проверка бухгалтерской отчетности — это анализ, который проводится внешними специалистами (то есть не сотрудниками проверяемой компании). Комплекс мероприятий решает несколько задач:

  • С его помощью можно выявить, насколько точны, полны и достоверны сведения, предоставляемые финансовым отделом. Бухгалтеры, как и все люди, могут допускать ошибки, непреднамеренно искажая картину экономического положения предприятия. Но иногда случается, что сотрудники финотдела целенаправленно предоставляют неверные данные, преследуя личную выгоду. Какой бы ни была причина ошибок, в отчетности они способны стать для компании источником больших проблем как финансового, так и юридического характера. Анализ данных бухгалтерского учета поможет своевременно выявить и ликвидировать все нарушения и неточности.
  • Проверка позволяет узнать рыночную стоимость компании. Эта информация может потребоваться, например, потенциальным инвесторам, планирующим вкладывать средства в предприятие. Руководителям фирмы нужно знать ее рыночную стоимость, чтобы планировать развитие бизнеса, принимать решения в области менеджмента. Также эти сведения необходимы при продаже, банкротстве и ликвидации компании.
  • Посредством анализа бухгалтерского учета предприятия можно убедиться в том, что он соответствует законодательным требованиям. Достоверность данных еще не означает, что система отчетности, принятая в организации, не противоречит нормативным актам. Регулярный анализ помогает предотвратить разногласия с законом.
  • С помощью независимой проверки бухгалтерской отчетности можно выявить существующие риски для бизнеса — например, узнать, грозит ли компании банкротство или штрафы от налоговой инспекции.

Зная эти задачи, можно догадаться, с какими целями обычно выполняется проверка бухгалтерской отчетности организации. Руководству предприятия она нужна, чтобы:

  • убедиться в компетентности и добросовестности главного бухгалтера и прочих ответственных сотрудников;
  • объективно оценить экономические показатели, что, в свою очередь, дает возможность повысить эффективность бизнеса и сформировать позитивный имидж компании на рынке;
  • подготовить отчет о финансовом состоянии фирмы для инвесторов или кредиторов, заслужить их доверие;
  • предупредить возможные разногласия с законом и налоговыми органами.

С октября 2016 года порядок проверки бухгалтерской отчетности и работа независимых специалистов регулируются Международным стандартом аудита 200. Кроме того, эта сфера подчиняется Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).

На заметку

Крупные компании, чьи экономические показатели имеют значение для большого количества лиц, обязаны каждый год проходить независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности и сдавать заключение аудитора в отделение Росстата. Закон № 307-ФЗ устанавливает перечень таких организаций. К их числу принадлежат все публичные акционерные общества, предприятия, чьи акции торгуются на фондовом рынке, компании, объем выручки которых за истекший год оказался больше 400 млн рублей[1]. Регулярно предоставлять данные о проведенном независимом анализе должны также организации, занятые в определенных сферах, в частности финансовой и страховой деятельности.

Как проводится проверка

Прежде всего отметим, что далеко не каждая организация или частное лицо вправе проводить анализ бухгалтерской отчетности. Закон устанавливает требования к аудиторам. Во-первых, они должны состоять в СРО, что является доказательством профессиональной компетенции. Во-вторых, существуют правила независимости экспертов, в общем виде перечисленные в статье 8 Закона № 307-ФЗ. Это, скорее, ограничения, которые определяют, кто не может выполнять проверку. Не считаются независимыми и, соответственно, не вправе проводить анализ отчетности:

  • специалист, который одновременно со своей работой эксперта занимает один из руководящих постов в проверяемой организации и так или иначе отвечает за бухучет (это может быть учредитель, генеральный директор, главбух);
  • аудиторская компания, где в качестве должностных лиц состоят такие специалисты;
  • организация, чье руководство находится в близких родственных отношениях с учредителем, главным бухгалтером или другими сотрудниками проверяемой компании, ответственными за бухучет;
  • компания, учредителем или участником которой является проверяемое предприятие (равно как и обратный случай — аудиторская фирма выступает учредителем по отношению к контролируемой организации);
  • компания, у которой тот же учредитель, что и у проверяемой фирмы;
  • организация, в течение последних трех лет предоставлявшая услуги по ведению бухучета аудируемой компании (то же касается экспертов, которые работают индивидуально).

Более детально требования к экспертам сформулированы в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 года. Документ самым подробным образом регламентирует действия проверяющих в различных обстоятельствах, где возникает угроза объективности оценки.

К поведению экспертов также предъявляются строгие требования. Они описаны в Кодексе профессиональной этики аудиторов. Так, в соответствии с основополагающими принципами специалист по оценке бухгалтерской отчетности должен быть компетентным, при исполнении своих обязанностей действовать честно и объективно, соблюдать конфиденциальность и не выходить за рамки профессионального поведения[2].

Проверка бухгалтерской отчетности предприятия производится в три этапа.

Подготовка. На этой стадии специалист знакомится с деятельностью организации, разрабатывает план анализа и представляет его должностным лицам компании, отвечающим за проведение проверки. После согласования всех деталей стороны заключают договор, в котором определяются условия сотрудничества.

Основной этап — собственно анализ. Главный метод проверки бухгалтерской отчетности — изучение документов компании. Эксперт анализирует каждую статью бухгалтерского баланса, все показатели отчетов (о прибыли и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств) и пояснительную записку. Также его заинтересуют налоговые декларации, первичная документация, учредительные документы предприятия. Специалист обратит внимание на то, все ли формы бухгалтерской отчетности есть в наличии, не противоречат ли они требованиям законодательства и учетной политике организации, содержат ли полную и правдивую информацию о финансовом положении компании. Правильность заполнения реквизитов, отсутствие ошибок в арифметических вычислениях, совпадение одних и тех же данных в разных формах отчетности — все это тоже выясняется в ходе проверки.

Алгоритм проверки бухгалтерской отчетности бывает разным: специалист может начать с анализа первичной документации или, напротив, заняться этим в последний момент. Для оценки достоверности данных используются различные методы: арифметический пересчет, инвентаризация, устный или письменный опрос руководства компании, персонала, контрагентов.

Заключительный этап — подведение итогов и выдача заключения. Эксперт составляет окончательное мнение относительно полноты и точности бухгалтерской отчетности. Оно оформляется в виде официального документа — аудиторского заключения. Его форма и содержание регламентированы Законом № 307-ФЗ. В аудиторском заключении указываются:

  • лица, которым оно адресовано;
  • информация о проверяемой компании (название, юридический адрес, номер государственной регистрации);
  • сведения об организации или специалисте, выполнявшем проверку показателей бухгалтерской отчетности;
  • список всех документов, в отношении которых был проведен анализ, с обозначением отчетного периода;
  • перечень и описание выполненных мероприятий по проверке;
  • результаты анализа (является ли бухгалтерская отчетность предприятия достоверной).

Помимо заключения, подготавливается также аудиторский отчет. В него включают информацию о методах, примененных при анализе, обнаруженных ошибках в отчетности, слабых местах в организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, рекомендации по устранению недостатков. Аудиторский отчет не предназначен для сдачи в органы контроля, у него другая роль — помочь руководству компании оптимизировать работу финотдела.

А каков результат?

Что дает предпринимателям проверка достоверности бухгалтерской отчетности, выполняемая по их собственной инициативе? В результате анализа руководители и собственники бизнеса получают сразу несколько преимуществ.

Во-первых, проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности помогает объективно оценить финансовое положение компании. Владельцы бизнеса и топ-менеджеры зачастую не представляют себе в точности, что происходит в организации: информация от финотдела поступает в разрозненном виде и не позволяет сформировать полной картины, не говоря уже о случаях намеренного искажения данных. Только после детального анализа всех составляющих отчетности становится понятно, как в действительности идут дела на предприятии.

Во-вторых, оценка дает возможность увидеть компанию со стороны — глазами клиентов, кредитных организаций, инвесторов, представителей налоговой службы. Мало иметь свое личное представление об экономической ситуации в фирме — нужно понимать, какое впечатление складывается о ней у других участников рынка и государственных органов. Это знание заметно облегчает взаимодействие с ними и помогает прогнозировать ближайшее будущее компании.

В-третьих, проверка правильности бухгалтерской отчетности в умелых руках служит эффективным инструментом создания положительного имиджа компании. По результатам анализа становится ясно, какие показатели финансовой деятельности влияют на репутацию предприятия и каким образом.

В-четвертых, специалист, проводивший проверку, дает рекомендации по улучшению этих показателей. По сути, руководство компании получает инструкцию, как устранить выявленные недочеты и избежать их возникновения в дальнейшем. Это положительно сказывается не только на непосредственном экономическом результате деятельности предприятия (напрямую повышается эффективность бизнеса), но и на репутации компании.

В-пятых, проверка бухгалтерской отчетности помогает обнаружить и минимизировать финансовые и налоговые риски. По итогам анализа можно понять, какие ошибки в бухучете и отчетности ведут к возможным проблемам, и сделать выводы на перспективу.

Даже если компания по финансовым оборотам, специфике и сфере деятельности не входит в список организаций, подлежащих обязательному независимому анализу, все равно имеет смысл периодически проводить проверку бухгалтерской отчетности. Так можно решить сразу несколько задач. Используя результаты анализа, руководитель организации может объективно оценить ее экономические показатели и положение на рынке, повысить эффективность, уменьшить риски, улучшить имидж компании среди клиентов, партнеров и конкурентов.

Компания, проводящая анализ бухгалтерской деятельности предприятий

О том, как правильно выбрать компанию – поставщика аудиторских услуг, рассказывает ведущий бухгалтер-эксперт ООО «Райдел» Мария Эдуардовна Орешина:

«Оказывать аудиторские услуги могут не все компании, а только те, у которых есть соответствующая лицензия. Среди них стоит отдать предпочтение организациям, имеющим достаточный опыт работы и положительную репутацию.

ООО «Райдел» с 2006 года занимается оказанием бухгалтерских и аудиторских услуг, состоит в Союзе аудиторов России. В штате компании работают специалисты с большим опытом в сфере бухучета. По результатам анализа бухгалтерской отчетности наши эксперты предоставят полную оценку финансового состояния предприятия. Аудиторы ООО «Райдел» хорошо знают, какие экономические показатели определяют имидж компании и как их улучшить. По итогам проверки мы даем клиентам рекомендации по устранению недочетов и оптимизации системы бухгалтерского учета. Также определяем возможные финансовые, налоговые и управленческие риски.

Об уровне доверия к компании «Райдел» можно судить по некоторым цифрам. У нас более 60 постоянных клиентов, средний срок сотрудничества с каждым из них составляет шесть лет.

Мы работаем в среднем ценовом сегменте, поэтому наши услуги доступны в том числе для небольших компаний».


P. S. ООО «Райдел» оказывает бухгалтерские и аудиторские услуги малому и среднему бизнесу: занимается ведением бухучета, подготовкой и сдачей отчетности, представляет интересы клиентов в налоговых органах, проводит консультации.