IP-телефония: подключение, провайдеры, стоимость и возможности технологии

Телефонная связь в современных офисах обязана быть не только высококачественной и надежной, но и должна предоставлять большое количество дополнительных возможностей. Именно поэтому  IP-телефония все активнее отвоевывает рынок у традиционных средств связи. Так, используя технологию Voice over  IP  (VoIP) для передачи речевых сигналов через Интернет, можно добиться оптимальных результатов в бытовом и коммерческом применении.

Традиционная телефония теряет свою актуальность, особенно при решении бизнес-задач. Частные лица, которые активно пользуются Интернетом, также стремятся перейти на IP-телефонию в целях экономии расходов на связь[1].

Принцип работы

Принцип IP-телефонии построен на преобразовании аналоговых голосовых сигналов в цифровые данные, которые передаются посредством Интернета. По достижении адресата происходит обратная перекодировка в голосовые сигналы. Преобразование аналоговых сигналов в цифровые и обратно, а также сжатие и передача ведутся по IP-протоколу, который может работать с текстовыми, звуковыми, графическими и видеоданными.

Сравнение IP-телефонии и обычной телефонной связи

Обеспечение взаимодействия между удаленными абонентами – задача, которую IP-телефония и обычная телефонная связь решают по-разному.

Так, обычная телефонная связь между обоими собеседниками осуществляется через телефонные линии связи, а звуковые сигналы передаются через определенные телефонные коммутаторы. Технология же IP-телефонии позволяет передавать данные через Интернет, минуя значительное количество коммутаторов традиционной телефонии и каждый раз автоматически выбирая оптимальный путь передачи. Это снижает нагрузку на каналы традиционной телефонии и удешевляет звонок. Таким образом, можно сделать вывод, что технологии IP-телефонии являются доступными по стоимости и по сравнению с обычной телефонией более выгодны.

Необходимое оборудование

Для использования подходят практически любые современные гаджеты и ноутбуки. Также существуют недорогие IP-телефоны IP-шлюзы (к ним подключаются обычные аналоговые телефоны) и видеотелефоны производства AddPac, Cisco, D-Link, QTECH, RAD Data Communications, Элтекс.:

  • VoIP-Шлюзы. Устройства, позволяющие модифицировать обычные телефоны для осуществления звонков через Интернет. Бывают одноканальными (для дома и небольших офисов) и многоканальными (для крупных компаний).
  •  IP-телефоны. Телефонные аппараты с разъемами для подключения к IP-сети. Как уже отмечалось, IP-телефония может быть также подключена практически на любом смартфоне.
  • Видеотелефоны. IP-телефоны с функцией передачи видео, позволяющие организовывать видеозвонки.
  • Компьютеры (ноутбуки). Позволяют осуществлять звонки через Интернет. Для этого достаточно установить специальную программу.

Организация IP-телефонии 

IP-телефония может быть организована по нескольким схемам:

  • Компьютер–телефон (IP-телефон–телефон, смартфон–телефон). Компьютер подключен к сети Интернет, а с другой стороны IP-оператор соединяется через традиционную АТС с обычным телефонным аппаратом. На компьютере должны быть: специальное приложение, микрофон и обычные колонки.
  • Web–телефон. На web-странице размещается кнопка «Вызов», с помощью которой можно сделать звонок, набрав телефонный номер одним нажатием.
  • IP-телефон–IP-телефон. Звонки в случае реализации этой схемы совершенно бесплатны. Удобный способ организации телефонии в офисах разных городов.

Возможности технологии

IP-телефония для бизнеса – это новые возможности, не свойственные обычной телефонной связи. Прежде всего, это, конечно, снижение расходов на междугородные и международные переговоры за счет передачи данных по сети Интернет. По достоинству оценены миллионами пользователей всего мира и такие плюсы IP  телефонии, как:

  • Удобное построение внутрикорпоративных телефонных сетей, позволяющих внутренним пользователям оставаться мобильными, устанавливать надежную связь между географически отдаленными филиалами, организовывать аудио- и видеоконференции.
  • Звонки с web -сайта компании, отслеживание истории пропущенных звонков.
  • Возможность осуществлять телефонную связь в зонах Wi-Fi вместо сотовой связи.
  • Возможность бесплатных звонков между интернет-пользователями.
  • Готовые отраслевые решения для разных сегментов рынка, разработанные с учетом бизнес-процессов и потребностей предприятий.

Иными словами, пользуясь услугами IP-телефонии, вы имеете практическую возможность совершить телефонный звонок без обращения к городским телефонным сетям или к сотовой связи, применяя при этом расширенный функционал, а также снижаете расходы на связь.

Операторы IP-телефонии

В нашей стране первые компании, предоставляющие услуги голосовой связи по IP-протоколу, появились около двадцати лет назад[2]. К настоящему времени рынок IP-телефонии насчитывает более 400 лицензированных участников. Оборот IP-услуг в России в год составляет более $60 000 000. Из него более половины рынка занимают услуги междугородной и международной связи. Среди лидеров можно назвать компании Межрегиональный транзит телеком (МТТ), Ростелеком, ТТК.

Как подключить IP-телефонию?

Чтобы подключить IP телефонию, клиенту требуется стабильный Интернет со скоростью передачи данных от 1 Мбит/с. Подключенный к Интернету офис может быть оснащен IP телефонией с нуля в срок от одного часа до нескольких рабочих дней. Крупные компании предоставляют все необходимое оборудование и услуги специалистов. Можно подключить услугу и самостоятельно – как правило, все необходимые инструкции есть на сайте провайдера.

Стоимость подключения и тарифы

Преимущества IP-телефонии особенно ярко видны на примере междугородних и международных тарифов. Так, позвонить из Москвы в Санкт-Петербург будет стоить 51 коп. /мин., в Екатеринбург − 48 коп. /мин, в Иркутск – 78 коп. /мин., Владивосток – 64 коп. /мин. Звонки на мобильные номера России – 1,49 руб./мин., и этот тариф останется неизменным при перемещениях внутри страны.

Переход на IP-телефонию существенно снижает расходы и на международную связь. Если говорить о странах СНГ, то звонок в Белоруссию обойдется в 12,16 руб./мин., в Казахстан − 6,65 руб./мин. Стоимость звонка в США в зависимости от штата колеблется в пределах полутора рублей – 1,34 руб. за одну минуту разговора в среднем. По сходным небольшим тарифам можно звонить в Европу.