Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

KeepKeys

Защитите бизнес от информационных рисков:

  • конфиденциальность корпоративных данных;
  • разграничение доступов;
  • управление паролями каждого сотрудника.
Подробнее...
DynaAds
Успех бизнеса в интернете напрямую связан с показателями конверсии — чем больше активных пользователей, тем выше продажи.

Как можно повысить конверсию?


Разработка
Получить новый сайт можно с льготным годовым администрированием.

Разработка и поддержка проектов...


Аналитика
Для того чтобы узнать, почему падает посещаемость сайта и снижаются позиции в поиске — следует провести технический аудит.

Где можно заказать технический аудит?
Loqui Business
Корпоративные социальные сети способны повышать лояльность сотрудников компании и отражать настроение внутри коллектива.

Ознакомиться с соцсетью для бизнеса...


DynaAds
Система DynaAds — это сочетание полезного контента и нативной рекламы, отвечающих потребностям целевой аудитории.

Как работает DynaAds?


адаптивный сайт
Согласно последним требованиям поисковых систем наличие адаптивного сайта является одним из важных условий выхода на топовые позиции.

Где можно заказать адаптивный сайт «под ключ»?

Какими должны быть ключевые показатели эффективности информационных технологий (ИТ) и что можно сделать для улучшения этих характеристик? Этим вопросом в условиях экономического кризиса все чаще приходится задаваться руководителям предприятий и ИТ-директорам, поскольку оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.

В 2013 г. по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было признано, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировой тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно ему 70% опрошенных руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять большее внимание этому направлению.

Многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия – сложный процесс, требующий специальных знаний, технологий, привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса грозит следующими неприятными последствиями:

  • использование нелицензионного ПО ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами;
  • потеря и утечка важной для компании информации;
  • неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение;
  • снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки;
  • снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.

Что такое IT-активы и почему ими нужно управлять?

С позиций управления к IT-активам следует отнести:

  • инфраструктуру (аппаратное обеспечение);
  • лицензионное ПО (программное обеспечение);
  • контракты с поставщиками;
  • финансы.

Каждой организации требуется решить, как управлять активами соответственно своим потребностям и предполагаемой отдаче. В круг задач управления ИТ-активами входят:

  1. Инвентаризация (важны ее комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  2. Непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку ПО и АО, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  3. Анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам, выставление счетов;
  4. Создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  5. Оптимизация процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Весь процесс управления ИТ-активами может и должен быть автоматизирован, для чего существуют различные модульные решения. Выбор зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по этой тематике в настоящее время собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

  • ISO/IEC 20000 – международный стандарт, определяющий требования к компании, оказывающей IT-услуги. Используется в работе любых высокотехнологичных организаций: системных интеграторов, банков, страховых компаний, интернет-провайдеров, разработчиков программного обеспечения.
  • ISO/IEC 19770 – стандарт, позволяющий выстроить бизнес-процессы на предприятии таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО.
  • COBIT – стандарты, которыми определяются задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определение IT-процессов и требования к ним, описаны возможные инструменты реализации последних.
  • ITIL – британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. В настоящее время она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению ИТ-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM, Microsoft.

Изучение теоретической базы по данному вопросу в настоящее время доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» крупных технических вузов. К сожалению, сегодня такими знаниями владеет далеко не каждый IT-директор предприятия, а тем более – генеральный директор. И все же, претворять передовые идеи управления ИТ в жизнь необходимо. Это – гарантия эффективности ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Преимущества внедрения процессов управления ИТ-активами и процессами

Итак, профессиональное управление ИТ-активами позволит вам достичь следующих результатов:

  • повышение эффективности управления бюджетом;
  • качественное стратегическое планирование;
  • соответствие регулирующим требованиям;
  • возмещение затрат и определение путей их снижения.

Так или иначе пытаются решить проблемы управления ИТ-активами все компании. Некоторым удается это осуществить самостоятельно. Однако если речь идет о крупном холдинге, помощь профессионалов необходима.

Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий

Хотя в целом перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 г. выглядят удручающе – по данным IDC, долларовый сегмент снизится на 10% – менеджмент в сфере информационных технологий будет пользоваться все таким же высоким спросом. IDC сообщает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисном 2008 г.

В соответствии с мировой тенденцией, основным внутренним заказчиком IT-сервисов в компаниях будет чаще выступать генеральный директор, чем IT-директор.

Рейтинг ИТ-компаний России

Какую ИТ-компанию выбрать для решения вопросов управления IT-активами? Ведь речь идет о всестороннем владении информационными технологиями, партнерских отношениях с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, конфиденциальности и защите информации. На рынке давно и хорошо известны следующие компании.

КРОК

Компания существует с 1992 г. По данным IDC, к настоящему времени КРОК лидирует на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции) с долей 16,1% рынка. Количество сотрудников КРОК превышает 2 200 человек, более 75% из них – технические специалисты, имеющие в совокупности 4 400 профессиональных сертификатов. Постоянное сотрудничество с более чем 200 производителями АО и ПО позволяет создавать комплексные решения, в которых сочетаются инфраструктурная часть и автоматизация бизнес-процессов. В компании работают Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, где клиентам предоставляется возможность опробовать новейшие технологии применимо к своим бизнес-задачам. Ежегодно компания реализует 2 000 проектов для корпоративных заказчиков. Среди клиентов – «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие крупные компании. В 2013 г. оборот составлял 27 млрд руб.

IBS

Год основания компании – 1992. В группе компаний IBS работает более 10 000 человек по всему миру. Этот IT-гигант неизменно присутствует в первой пятерке различных отраслевых рейтингов. Сотрудничает с западными и российскими поставщиками АО и ПО. В компании работает Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. IBS предлагает широкий спектр услуг в области информационных технологий, в том числе разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консалтинговые услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг, Среди клиентов – «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и другие Консолидированный оборот в 2014 г. составил $903.6 млн.

«Техносерв»

Компания основана в 1992 г. Представительства расположены во многих городах России и стран СНГ. Среди ключевых направлений работы – хранение и обработка данных, построение и мониторинг ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, ИТ-аутсорсинг и др. Заказчиками являются «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и др. По итогам 2013 г. вошла в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» российских IT-компаний. Более 2 000 сотрудников. Оборот в 2013 г. составил 40,16 млрд руб.

NVision

Работает на IT-рынке с 2001 г. Оказывает широкий круг ИТ-услуг: консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, построение и обслуживание ИТ-инфраструктур и др. Офисы компании представлены в России (20 представительств), странах СНГ и Европы (4 представительства). Среди партнеров – более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО. В компании работает более 3 500 человек, которые обслуживают 250 крупных заказчиков («ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и др.). Ежегодно реализуется более 5 000 проектов. В 2013 г. выручка «Энвижн Груп» составила 39,4 млрд руб. В рейтинге ИД «Коммерсант» 2014 г. компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг.

«Астерос»

Группа компаний основана в 1998 г. В ее состав входят «Астерос», «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс». Представительства расположены в России и странах СНГ. Среди основных направлений работ – построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности, в том числе информационной, инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений, ИТ-аутсорсинг. Клиентами группы являются «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России, ФТС РФ и др. В «Астерос» более 1 700 специалистов. В 2013 г. «Астерос» вошла в рейтинг «Эксперт-400» – список крупнейших компаний России. Оборот в том же году составил 19,7 млрд руб.


Каждая из представленных в данной статье компаний заслуживает внимания и детального рассмотрения. Однако обоснованный выбор можно сделать, лишь обратившись к каждому из поставщиков услуг и проанализировав предложенные ими решения актуальных для вас задач.