Какая страховая компания лучше?

Этим сакраментальным вопросом задаются как новички-страхователи, так и бывалые владельцы полисов, имевшие в прошлом негативный опыт общения с одной или несколькими страховыми компаниями. Зачастую этот отрицательный опыт связан с необоснованным ожиданием выплаты после наступления события, которое не является страховым случаем в соответствии с купленным полисом. В других случаях клиент прав, но не может быстро или в полном объеме получить выплату. Рассмотрим общие принципы, как правильно подходить к выбору страховщика и как определить: какая страховая компания лучше?

Конечно же, существует ряд субъективных оснований, на базе которых люди принимают решения: близость филиала страховой компании, невысокая стоимость полиса, сила убеждения и компетентность страхового агента — все это может иметь значение при выборе страховщика в каждом отдельном случае, но ни один из этих факторов не должен быть определяющим.

В первую очередь важна надежность страховой компании, а также ее готовность оперативно исполнить взятые на себя обязательства.

Надежность означает, что даже в самый неблагоприятный, кризисный период страховщик будет в состоянии производить все выплаты и при этом не обанкротится. Оперативность исполнения обязательств — это необременительный для страхователя срок, за который тот получит выплату в соответствии с условиями полиса.

Кроме того, имеет смысл потратить немного времени и провести собственный анализ, опираясь на открытую информацию, размещенную на официальных сайтах страховых компаний, а также на профильных независимых ресурсах — форумах, порталах рейтинговых и информационно-аналитических агентств, в блогах и группах социальных сетей. Очевидно, что не лишним будет поинтересоваться у друзей, коллег и родственников об их опыте сотрудничества с теми или иными страховыми компаниями.

Сложность выбора подходящего страховщика усугубляется количеством присутствующих на российском рынке страхования компаний, которых сегодня более сотни. Как же провести ранжирование такого количества страховщиков? Самостоятельно это сделать весьма затруднительно, но существуют независимые информационные, экономические и рейтинговые агентства, объединения (ассоциации, союзы) страховщиков и др., публикующие ежегодные (иногда — ежеквартальные) рейтинги страховых компаний и их деятельности. Такой информации можно смело присвоить высший уровень доверия.

Рейтинги страховых компаний

Крупнейшее рейтинговое агентство России «ЭКСПЕРТ РА» помогает принять взвешенное решение при выборе страховой компании, давая возможность проанализировать деятельность страховщиков, опираясь на многие показатели. В методику расчета рейтинга входит также большое количество факторов, которым при анализе присваивается определенный вес — т.е. относительная значимость показателя по сравнению с другими факторами. Вот они:

  1. Внешние факторы устойчивости и корпоративного управления , такие как:
    • Размерный фактор (величина и динамика активов и собственных средств, размер уставного капитала, совокупной страховой премии);
    • Положение компании в отдельных сегментах рынка (ее нахождение в ассоциациях и объединениях, репутация компании и ее топ-менеджеров, бренд, отношения с надзорными органами, специализация, кэптивность — зависимость от учредителей в определении стратегии);
    • Корпоративное управление (финансовый потенциал владельцев и изменение его состава, структура собственности и организационная структура, риск-менеджмент и стратегия, качество управления, состояние информационной инфраструктуры, аудитор, отчетность по МСФО, прозрачность экономических процессов);
    • География присутствия (эффективность работы компании в регионах и развитие филиальной сети).
  2. Страховой бизнес. Этот блок включает:
    • Страховой портфель (диверсификация и стабильность страхового портфеля, прибыльность по видам страхования, относительная величина рисков и параметры портфеля входящего перестрахования);
    • База клиентов (размер и структура клиентской базы, наличие постоянных и зависимость от основных клиентов, процент расторгнутых договоров, каналы распространения полисов, партнеры по входящему перестрахованию, для кэптивных компаний — наличие кредитного рейтинга у основного клиента);
    • Перестраховочная политика (надежность, диверсификация и эффективность перестраховочной защиты, перестрахование крупных рисков, отношение максимальной страховой выплаты-нетто по отношению к собственным средствам).
  3. Финансовые показатели оцениваются по следующим параметрам:
    • Ликвидность и платежеспособность (коэффициенты текущей ликвидности и уточненной страховой ликвидности-нетто, история крупных выплат, дебиторская задолженность и ее качество, наличие займов и кредитов, внебалансовых обязательств, маржа платежеспособности, достаточность собственных средств);
    • Доходность и убыточность (рентабельность активов по РСБУ и по МСФО, собственные средства, коэффициенты убыточности-нетто, убыточности по РСБУ и по МСФО, процент расходов на ведение дела);
    • Инвестиционная политика (инвестиционный портфель: ликвидность, диверсификация по объектам вложений, стабильность и наличие признаков оптимизации; надежность вложений, процент дочерних компаний и аффилированных структур, рентабельность инвестированного капитала, выполнение приказов №100н и №149н).

Краткая методика агентства «ЭКСПЕРТ РА» здесь приведена для иллюстрации того, насколько сложно объективно оценивать характеристики страховых компаний даже с применением математических и социологических методов анализа.

Следовательно, рейтинги, основанные на «народном» голосовании, хотя и имеют право на существование, но весьма субъективны, зачастую ангажированы, имеют нерепрезентативную выборку — то есть количество и качество респондентов не соответствует условиям, которые предъявляет социология к количественным и качественным методам анализа.

К отзывам, относящимся к любой страховой компании, следует подходить с большой долей скептицизма, поскольку у всякого страховщика среди клиентов имеются поклонники и противники, а самостоятельно измерить количество тех и других не представляется возможным. Но мы все же приведем в этой статье общий тон отзывов в отношении лидеров российского страхового рынка.

ВТБ Страхование

Страховая группа ВТБ Страхование, основанная в 2000 году на данный момент является одной из крупнейших страховых организаций в Российской Федерации и входит в число системно значимых. Филиалы компании открыты в 114 городах различных регионов России. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s присвоило страховой группе долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг финансовой устойчивости BB+ (или ruAA+ по национальной шкале), что является самым высоким показателем среди страховых компаний с отечественным капиталом. Согласно же данным отечественного рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» за 2015 год, ВТБ Страхование входит в число самых надежных страховых компаний и имеет рейтинг А++ (исключительно высокий уровень надежности).

Компания предоставляет клиентам полный спектр страховых продуктов и услуг, в том числе страхование имущества физических лиц, жизни и здоровья, страхование путешественников, накопительное и инвестиционное страхование жизни, страхование имущества юридических лиц, добровольное медицинское страхование (ДМС) и т.д. К недостаткам деятельности страховой группы можно отнести длительные сроки рассмотрения выплатных дел.

Общий тон отзывов о «ВТБ Страхование» таков: бесконфликтная, надежная и достойная страховая компания, но услуги ее недешевые. Тем не менее, весьма значительная часть страхователей предпочитают именно ее, особенно среди тех, кто имел негативный опыт общения с другими, более «дешевыми» страховщиками.

РОСГОССТРАХ

Крупнейшая и старейшая в РФ страховая группа, лидер по количеству филиалов в регионах. По данным «ЭКСПЕРТ РА», компания стоит на первом месте по страховым премиям, резервам и активам. В 2014 году Национальное рейтинговое агентство подтвердило рейтинги надежности «Росгосстраха» на уровне ААА и А++. Компания осуществляет страхование физических и юридических лиц (ОМС, КАСКО, страхование выезжающих за рубеж и т.д.).

Однако в ряде регионов неоднократно были зафиксированы случаи нарушения компанией антимонопольного законодательства, в частности принуждения клиентов приобретать дополнительные страховые услуги, на некоторое время у «Росгосстраха» была даже отозвана лицензия на осуществление ОСАГО.

Отзывы: очень длительное ожидание выплат, иногда — откровенные отказы в выплате без решения суда, особенно по автострахованию (но с ними легко судиться и выигрывать), значительно заниженные суммы ущерба после оценки, низкий уровень ответственности перед клиентами, «забюрократизированность». В качестве плюсов клиенты отмечают, что легко и быстро можно найти офис компании, кроме того есть огромная армия страховых агентов.

СПАО РЕСО-Гарантия

Компания основана в 1991 году. На сегодня она включает более 760 филиалов и офисов продаж и 19 000 независимых агентов. Входит в число системообразующих страховых компаний России. Клиентский пул — 10 млн юридических и частных лиц. Компания лицензирована для осуществления более чем 100 видов страховых услуг. Приоритетными видами деятельности являются автострахование, ДМС, страхование имущества физических и юрлиц, ипотечное страхование. Служба кредитных рейтингов Standart&Poor's присвоила «РЕСО-Гарантия» рейтинг ВВ (ruAA).

Отзывы о страховой компании «РЕСО-Гарантия» , как и в большинстве случаев, касающихся других страховщиков, – отрицательные. Это легко объяснить: человек скорее напишет, будучи во власти отрицательных эмоций, чем положительных. При этом, судя по всему, существуют филиалы и офисы продаж, в которых «чтут букву Закона» и работают компетентные специалисты, а есть такие, где очень непрофессиональное отношение к клиентам.

Страховая группа СОГАЗ

Компания также относится к числу системно значимых. По сумме страховых премий занимает второе место по России. В состав группы входит девять страховых и обслуживающих компаний в РФ и за рубежом. 14 млн чел. и 40 тыс. юридических лиц застрахованы в «СОГАЗ». Кроме страхования и перестрахования в сфере интересов компании – спонсорство (в частности, «СОГАЗ» – партнер и страховщик чемпионата Континентальной хоккейной Лиги).

Однако в адрес компании, как и в случае с «Росгосстрахом» поступало немало жалоб на навязывание менеджерами дополнительных услуг и отказ продавать полис ОСАГО без страхования жизни.

В отзывах о СГ «СОГАЗ» примерно 45% приходится на положительные, и 55% – на отрицательные. В плюсы граждане ставят оптимальное соотношение цена-качество (по полисам КАСКО), в минусы – человеческий фактор, как и в большинстве крупных СК: одни филиалы обслуживают на высоком профессиональном уровне, сервис в других –оставляют желать лучшего.

СГ АльфаСтрахование

Созданная в 1992 году, «АльфаСтрахование» является одним из крупнейших страховщиков с универсальным пакетом услуг для физических лиц и корпоративных клиентов (компания предоставляет более сотни различных услуг, включая страхование имущества и жизни). Имеет очень широкую сеть региональных представительств (около 400), благодаря чему уже более 22 млн частных лиц и 435 тыс. компаний уже воспользовались предложениями «АльфаСтрахования». В 2015 году международное агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг финансовой надежности компании на уровне ВВ (ruAA).

Общий тон отзывов: три владельца полисов из пяти категорически недовольны обслуживанием или возмещением ущерба. В целом претензии касаются преимущественно заниженного уровня возмещения убытков по различным видам страхования, а также «замаскированных» условий возмещения, прописанных в полисах. Безусловно, есть и благодарственные отзывы, в которых говорится даже о том, что сумма выплаты превысила потраченную на ремонт автомобиля.

Страховая группа «Согласие»

Образована в 1993 году и на данный момент входит в ТОП-10 крупнейших страховых компаний России. Филиальная сеть организации состоит из 126 офисов на территории Москвы и области, 75 филиалов, 135 удаленных рабочих мест и 132 отдельных региональных офисов, что позволяет компании осуществлять страховую деятельность практически на всей территории РФ.

В финансовых кругах компанию неоднократно критиковали за слишком частую смену топ-менеджеров и, как следствие, снижение репутации.

В отзывах о деятельности есть жалобы на неквалифицированную работу call-центра, на медленные выплаты, чрезмерно заниженные (в 5-6 раз) размеры возмещения ущерба, трудность обратной связи; из позитивных моментов – невысокие цены на КАСКО, неограниченный срок обращения с документами после ДТП (после предварительного звонка).

САО ВСК

Ведет свою деятельность более 20 лет и сегодня предлагает клиентам, как частным, так и корпоративным большой спектр страховых продуктов и услуг. В региональную сеть входит 600 филиалов и пунктов страхования, 10 млн человек и 125 тыс. предприятий застрахованы в этой компании, уставный капитал – 3,2 млрд руб.

«ВСК» уделяет также большое внимание перестраховочной защите своего страхового портфеля.

Общий тон отзывов о ВСК: уровень народного доверия к «ВСК» довольно низкий: не более трети населения удовлетворяет ее сервис. Видимо, это связано с тем, что компания в большей степени ориентируется на работу с юридическими лицами.

ООО «Группа Ренессанс Страхование»

Основана в 1998 году и является частной страховой организацией. Относится к категории системно значимых страховых компаний в РФ. В 2014 году «ЭКСПЕРТ РА» присвоил предприятию рейтинг надежности А++.

500 тыс. чел. и тысячи организаций застрахованы в этой компании. Среди партнеров ООО «Группа Ренессанс Страхование» находятся более 700 больниц и других российских лечебных заведений, ведущие автомобильные дилеры и туристические компании.

В отзывах о СГ «Ренессанс Страхование» отмечаются и плюсы – недорогие полисы, и минусы – трудно добиться возмещения даже незначительных убытков, сервис обслуживания на низком уровне.