Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения и качество образования
Начальная школа – безусловно, один из важнейших периодов в жизни ребенка. Ведь именно от того, как пройдет этот этап, будет зависеть успех и достижения школьника в дальнейшем. Сегодня мы расскажем о возможностях начального образования в России и о лучших начальных школах.
Содержание статьи:
Первые начальные школы появились еще во времена Петра I. Тогда они делились на несколько типов (цифирные, русские, адмиралтейские и др.) и были созданы по образцу европейской культуры. Массовая народная школа появилась уже позже – во время коренных преобразований с середины 19-го и начала 20-го века. Начальная школа в ее современном виде уже не раз претерпевала различные изменения.
Особенности начального образования в России
Отправляясь в начальную школу, ребенок не просто идет в новый неизведанный мир, но и меняет социальный статус. Именно в начальных классах ребенок учится дисциплине. Здесь расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, выстраиваются новые границы, появляется потребность в самовыражении. От того, как пройдут первые годы в школе, будут во многом зависеть и дальнейшие результаты обучения. Школьник учится не только писать, считать, читать. На этом этапе закладывается его мировосприятие, основы познавательной мотивации, происходит становление самосознания и самооценка, развиваются творческие навыки, воображение, эстетическая и физическая культура. Какую начальную школу выбрать для ребенка?
На сегодняшний день в России есть трехлетняя и четырехлетняя начальные школы. Все больше специалистов считает, что четырехлетняя школа обеспечивает более благоприятную адаптацию ребят к учебе. Поступить в начальную школу можно как с 6, так и с 7 лет. В настоящее время есть тенденция полного перехода на 4 года начальной школы – это создает более комфортные условия для младших школьников, поддерживает их интерес к учебе и формирует более глубокие познавательные навыки. Кроме того, такой подход соответствует международным стандартам.
Нормативные документы
Качество начального образования в России регулируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
- Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373);
- Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
- Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Стандарт начального общего образования позволяет обеспечить единство образовательного процесса на всей территории нашей страны. В нем содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы, базисный учебный план, в который, в частности, был включен раздел «Внеурочная деятельность». Нормативные документы обеспечивают комфортную обстановку в процессе обучения и создают наиболее благоприятные условия для учебы.
Программы образования в начальной школе
В современной начальной школе предполагается две системы обучения – это традиционная и развивающая. В рамках традиционной системы изучается одна из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». К развивающим относятся программы Занкова и Эльконина-Давыдова, однако и многие классические программы были настолько трансформированы, что уже могут считаться развивающими.
Вот некоторые особенности каждой из программ:
- «Школа России» делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д.
- «Школа 2100» ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
- «Начальная школа XXI века» мягко адаптирует школьников к учебе. Обучение происходит в форме игры. Дети учатся сами добывать знания, дискутировать, обсуждать, анализировать.
- «Гармония» – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Включает в себя новые перспективные технологии обучения.
- «Классическая начальная школа» построена на традиционных методиках, а вот «Перспективная начальная школа» идеально подходит для сельских школ, где в одном классе могут обучаться дети разных возрастов и уровней знаний.
- В программе «Планета знаний» все задания носят развивающий характер. Дети становятся более самостоятельными, инициативными, учатся делать выводы и добывать информацию.
- Программа Занкова имеет другую структуру. Во-первых, она создает доверительные отношения между учителем и учеником, которые общаются не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Именно поэтому дети становятся хорошими собеседниками. Во-вторых, школьники сначала выполняют задания, а потом уже изучают теорию – причем познают и раскрывают ее самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе, считаются сложными, но при этом очень притягательными для детей.
- А вот программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях, хорошо развивает мыслительные способности. Большая часть занятий проходит в классе, дома дети отдыхают. Программа очень насыщенная, и в нашей стране не так много педагогов, которые умеют по ней работать.
Типы (виды) начальных школ
Начальные школы можно разделить как по направленности (углубленное изучение определенных предметов – например, иностранных языков или математики), так и по формату – частные или государственные. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким, многие родители считают, что именно частные школы способны дать более качественное образование. Так ли это – давайте разберемся.
Частная школа
Частное образование не случайно считается более престижным. В первую очередь, оно имеет главное преимущество – детей в классе намного меньше, а это значит, что преподаватель может уделить больше внимания каждому ученику. Часто частные школы имеют свою направленность и предлагают редкие программы. В таких школах создается более комфортная обстановка, предоставляются широкие возможности для всестороннего развития способностей ребенка, его творческого раскрытия. Благоприятный микроклимат способствует лучшей учебе. В штате частных школ обычно работает детский психолог и логопед, проводятся регулярные медицинские осмотры, есть своя столовая, предлагающая разнообразное и полезное питание, а сами классы, здание, залы отвечают самым современным и высоким требованиям качества и безопасности. Такие школы хорошо охраняются. Здесь заботятся не только о том, чтобы ребенок получил нужные знания в соответствии с программой, но и чтобы он рос здоровым и активным.
Единственный минус – за любую частную школу нужно платить, и суммы порой складываются немаленькие.
Государственная школа
Государственные школы бесплатны, однако и условия здесь обычно отличаются в худшую сторону. Количество учеников в классах порой достигает 30 или даже больше человек, поэтому учитель физически не может уделить должное внимание каждому ребенку. Государственные школы прошли испытание временем, их учебная программа и план строго соответствуют стандарту, а дети получают разностороннее образование. Но большой поток учащихся превращает процесс учебы в конвейер. Дополнительные секции и услуги предоставляются платно.
Качество образования в начальной школе
При сравнении частных и государственных начальных школ крайне актуальным является вопрос качества образования. В связи со спецификой образовательного процесса первого этапа это понятие включает в себя не только оценку базовых навыков, таких как умение читать, писать, но и принципиальных личностных характеристик, которые в дальнейшем обязательно отразятся на успешности учащегося. Среди них – дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход, воображение. При формальном подходе к обучению, который обычно практикуется в государственных школах, развитие этих ключевых личностных характеристик – вторичный процесс, и это зачастую отрицательно сказывается на успешности школьников в дальнейшем. В частных же учебных учреждениях практикуется личностный подход. В этом случае ребенок не только получает необходимые знания, но и развивает свои способности к познанию мира. Во многом – это достигается за счет применения творческого подхода к обучению, уникальных образовательных программ и методик, неформального общения педагога и ребенка, грамотной работы школьного психолога. Однако в этом есть и определенный риск. Так, некоторые родители отмечают, что при переводе из частной в государственную школу их ребенок на начальном этапе значительно отстает по уровню знаний от одноклассников. Однако это скорее исключение из правил. В большинстве случаев уровень образования детей из частных учреждений несколько выше, а сами дети значительно более мотивированы на получение знаний и нацелены на успех.
Какую школу выбрать для ребенка?
Итак, какую же школу выбрать? Рассмотрим основные плюсы и минусы частных и государственных школ:
Плюсы | Минусы | |
Частная школа |
|
|
Государственная школа |
|
|
Если финансовая ситуация позволяет, то однозначно стоит отдать предпочтение частной школе. Здесь ваш ребенок будет в полной безопасности, окружен специалистами высокого класса, в комфортной и благоприятной обстановке ему будет проще учиться и развиваться.
Однако важно учесть, что частные школы также отличаются друг от друга. На что обратить внимание при выборе?
- Наличие лицензии, аккредитации.
- По каким программам ведется обучение, какие дополнительные занятия, есть ли профиль – математический, языковой и т.д.? В этом вопросе важно учитывать интересы и способности ребенка.
- Квалификация специалистов и учителей. Особенно важна личность учителя как раз в начальной школе. Поинтересуйтесь, как давно работают учителя, нет ли текучки кадров? Пообщайтесь не только с директором, но и с учителем, который будет вести уроки у вашего ребенка.
- Удобство расположения. К сожалению, частные школы, в отличие от государственных, не всегда располагаются рядом с домом, и на дорогу может уходить по несколько часов в день. Это, безусловно, испытание и для родителей, и для ребенка. Поэтому по возможности стоит обращать внимание, на близость учебного заведения.
- Как выглядит сама школа, насколько в ней комфортно, какая у нее материально-техническая база. Есть ли своя столовая, спортивный и актовый залы, кабинеты для труда и т.д.
- Обратите внимание на атмосферу школы, на школьные фотографии на стендах, детские поделки, календари экскурсий...
- Если в школе есть старшие классы, имеет смысл уточнить процент поступления выпускников, успешность результатов ЕГЭ и др.
- Почитайте отзывы в Интернете, пообщайтесь с родителями учащихся – они знают ситуацию изнутри и смогут дать адекватную оценку.
С поступлением в начальную школу в жизни младшего школьника и всей его семьи происходят существенные изменения. Для ребенка это определенный стресс – адаптация в новом коллективе, режим, дисциплина, общение с новыми людьми. Безусловно, родители переживают, как пройдет этот период, и хотят создать наилучшие условия для школьника. Желаем вам в этом удачи!