Нативная реклама vs контент-маркетинг: что в онлайне всех полезней, эффективней и дешевле
Термины «нативная реклама» и «контент-маркетинг» нередко используются некоторыми компаниями как взаимозаменяемые. У этих форматов действительно много общего — оба отвечают за распространение контента, однако каждый из них имеет разное значение и открывает разные возможности для бизнеса. Расскажем, что стоит за данными понятиями и какой подход следует применять в том или ином случае.
Естественная реклама как инструмент контент-маркетинга
Нативная (или естественная) реклама включает в себя упрощенный и ненавязчивый контент, который легко встраивается, например, в структуру новостного сайта, социальные сети или мероприятие, на котором показывают такую рекламу. Реклама «мимикрирует» под платформу, на которой размещена, приобретает ее форму и характеристики, используя нерекламные форматы в PR-целях. Это значит, что у целевой аудитории не возникает чувство отторжения и нет эффекта так называемой баннерной слепоты (то есть игнорирования рекламного контента на подсознательном уровне).
Согласно исследованиям сети Linkedln, 53% пользователей больше рады видеть нативную рекламу, чем баннерную, и на 18% больше опрошенных готовы совершить покупку после того, как их заинтересуют естественной рекламой, нежели обычной.
Нативная реклама занимает особое место в маркетинговом плане компании. Она — инструмент контент-маркетинга: стратегической техники, главной задачей которой также является повышение узнаваемости бренда и увеличение продаж, что, в свою очередь, тоже часть длительного процесса. В отличие от естественной рекламы, которая может включать в себя, например, одну статью о бренде, написанную в редакционном стиле и размещенную на сторонней площадке, контент-маркетинг включает в свой план разные активы — новости, видео, посты в социальных сетях, а реализует их на тех площадках, которыми владеет компания, то есть собственных.
Вот какое определение дает этому маркетинговому направлению Джо Пулицци, основатель американского Института контент-маркетинга: «Это процесс создания и поддержания контента, необходимый для привлечения новых клиентов, а также для корректировки и усиления потребительского поведения».
Существует три основных вида контента, используемых в стратегии контент-маркетинга: образовательный, развлекательный и брендированный.
Цель образовательного контента — и нативной рекламы, включающей в себя такой контент — повысить узнаваемость бренда путем рассказа потребителю о сфере деятельности компании клиента. Обычно образовательный — или, как его еще называют, полезный — контент занимает 60% всего используемого контента.
Развлекательный контент часто недооценивают — он не способствует увеличению продаж напрямую, зато от него зависит вовлечение новых пользователей бренда и общение с ними. Этот контент использует юмор — и, по словам вице-президента портала BuzzFeed Скотта Лэмба, именно поэтому работать с таким контентом нужно очень аккуратно. Лэмб считает, что главной ошибкой здесь может стать попытка говорить с аудиторией на ее языке без достаточного изучения этой аудитории. Результатом могут стать посты в социальных сетях в стиле dad’s joke, то есть так называемые «родительские шутки», от которых аудитория испытывает не заинтересованность, а неловкость. Такой контент занимает обычно около 30%.
Оставшиеся 10% принадлежат самому сложному, но и самому ценному типу контента — продуктовому, или брендированному. Он может содержать в себе прямую рекламу, подробное описание продукта и ссылку на сайт. Именно этот тип работает на увеличение продаж продукта аудитории — при условии, что аудитория была подготовлена текстами, постами и видеороликами первых двух типов контента.
Нативную рекламу можно считать одним из важных способов, который контент-менеджер использует для привлечения целевой аудитории бренда и, соответственно, для увеличения продаж. Это реклама внутри контента — высокотаргетированного, полезного, связанного по смыслу как с интересами бренда, так и издателя, читателя. Естественная реклама органично встраивается в формат медиа-площадки, которую рекламодатель арендовал и оплатил. Размещение рекламы на собственной или неоплачиваемой площадке также является частью стратегии контент-меркетинга. Такой контент похож на нативную рекламу, но не является ею.
3 преимущества нативной рекламы
Дивиденды от нативной рекламы, являющейся частью контент-стратегии, очевидны: она повышает узнаваемость бренда, помогает быстро и четко донести информацию о нем целевой аудитории, и в конечном итоге приводит к увеличению продаж. Вот несколько плюсов включения такой рекламы в маркетинговый план.
Отсутствие баннерной слепоты
Термин «баннерная слепота» появился в 1998 году, когда американцы Джен Бенвей и Дэвид Лейн провели несколько юзабилити-тестов и обнаружили, что пользователи могут игнорировать баннеры и другие рекламные объявления как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Спустя 19 лет ситуация осложнилась: если CTR первого рекламного баннера составлял 44%, сейчас этот показатель колеблется в районе 0,04–0,1%. Заходя на ресурс в поисках необходимой или интересной для них информации, пользователи на психологическом уровне не замечают или блокируют все остальное — в том числе красочные рекламные баннеры. Если верить статистике, только 14% пользователей замечают последнее отображаемое рекламное объявление, однако конверсию можно считать еще более низкой — 50% кликов по баннерной рекламе на мобильных устройствах пользователи делают случайно.
Нативная реклама, в отличие от баннеров, не раздражает пользователя — она использует принцип «информируя, развлекай», который помогает ей дойти до конечной целевой аудитории.
Что пользователь заходит на сайт светской хроники и видит баннер с чехлами для мобильных телефонов. Что он сделает с большей вероятностью? Скорее всего, кликнет на баннер только в том случае, если чехол необходим ему прямо сейчас. А если пользователь, зашедший на сайт, увидит редакционную статью «Такой же, как я: Кендалл Дженнер меняет наряды даже своему айфону»? Определенно, текст (а заодно и «вшитая» в него реклама) будет прочитан, ведь человек пришел на сайт за новостями о звездах.
Повышение узнаваемости бренда
Нативную рекламу можно считать одним из самых эффективных современных инструментов продаж. Она размещена именно на той площадке, где бывают потенциальные потребители и именно в то время, когда они туда заходят, использует те форматы, которые близки целевой аудитории, и несет в себе встроенную информацию о бренде.
Кроме того, работа с редакцией (каналом, площадкой в социальных сетях или блогом) предполагает гораздо большую аккуратность, нежели работа с баннером: нативная реклама должна отвечать всем принципам издания, то есть быть предельно естественной. Для рассказа о бренде используются те же форматы площадки, что и для других, нерекламных, материалов. Притом они интересны и достойны внимания, но контент релевантен компании.
Например, производитель кошачьего корма Purina разместил на развлекательном сайте Buzzfeed забавный видеоролик, в котором пожилой кот рассказывал котенку о правилах жизни в доме. В финале хозяйка кормит своих питомцев рекламируемым кормом. Видео моментально стало вирусным и набрало около 25 миллионов просмотров. Или же можно вспомнить компанию Netflix. В целях продвижения своего сериала о политике «Карточный домик» был снят целый документальный фильм об отношениях президентов и первых леди для информационного ресурса The Atlantic.
Некоторые кейсы уже стали классикой — например, иллюстрированные гиды от пива Guinness. Все началось с «Гида по устрицам» — в журналах размещался материал, рассказывающий о разновидностях устриц, и лишь в конце упоминалось, что лучше всего запивать их пивом. Гид, выпущенный в 1950-х годах, имел огромный успех, и бренд выпустил еще немало подобных материалов — гид по сырам, мотогонкам и так далее.
Таргетированность контента
Любая успешная реклама — это правильно таргетированная реклама. То есть та, при создании которой был учтен портрет аудитории: пол конечного потребителя, возраст, география проживания, финансовое положение и другие факторы. Нативная реклама — не исключение: для создания полезного и действенного контента нужно понимать интересы своей аудитории. Это поможет и с выбором площадки. Пример: целевая аудитория компании, продающей зарядные устройства для мобильных телефонов — молодые люди, проводящие много времени в социальных сетях и, скорее всего, смотрящие видеоролики, так как именно видео быстрее всего разряжает батарею. В результате создан совместный проект с видеоблогером Идой Галич — забавный 50-секундный ролик о девушке, у которой садится телефон в тот момент, когда она собирается бросить парня. Видео было посмотрено 2,5 миллиона раз.
Одно из ключевых правил нативной рекламы можно сформулировать так: не навреди. Нативная реклама встраивается в формат площадки, но не обманывает ее читателей — так, например, контент-маркетологи советуют не бояться упоминания «спонсорского проекта», не советуют маскировать нативную рекламу под новости. Такое заигрывание с потребителем повысит узнаваемость бренда, однако не даст нужного эффекта — и приведет не к продажам, а к разочарованию клиентов компанией.