Выбираем облачное хранилище: каждому бизнесу — по потребностям

По прогнозам SAP СНГ и Forrester Russia[1], с 2017 по 2020 год включительно среднегодовой рост отрасли облачных вычислений по всем сегментам составит 25,43%, что опережает темпы IТ-сферы в целом. Таким образом, рынок облачных решений за 4 года вырастет более чем в 2 раза — с 22,6 до 48,33 млрд рублей. Что же является драйверами такого роста и какие факторы могут помешать прогнозам сбыться? Об этом и пойдет речь в нашем обзоре.

Облачные хранилища и их использование в бизнесе

Еще в 2011 году журнал Time[2] назвал экономическую модель «совместного потребления» (sharing economy) способной изменить мир. Ее главная идея — объединить массовый спрос и разрозненное предложение, используя принципы бартера и аренды. Концепция проявляется в самых различных областях цифрового бизнеса, да и человеческой деятельности в целом. Сегодня уже всем известны глобальные онлайн-сервисы, построенные на модели «совместного потребления». Среди них Uber, BlaBlaCar, Airbnb и множество других.

Казалось бы, причем здесь облачные сервисы? Дело в том, что ни одно подобное приложение не получило бы развития без использования «облачных» технологий. Все они, перешагнув период стартапов, мигрируют в виртуальную среду, а точнее — в вычислительные облака дата-центров.

Данная концепция строится на так называемых облачных вычислениях (cloud computing). Под ними понимают подход оперативного предоставления удаленных IT-ресурсов (сетевая, аппаратная и программная инфраструктура) по первому запросу клиента, в необходимом объеме и при минимальном участии поставщика услуг.

Неотъемлемыми требованиями, предъявляемыми к вычислительным облакам, являются:

  • доступность из любой точки мира при наличии интернета;
  • непрерывность и надежность доступа к сервисам и данным;
  • высокая пропускная способность и простота администрирования;
  • возможность быстрого масштабирования объема IT-ресурсов;
  • автоматический учет потребляемых мощностей;
  • стоимость, зависящая от степени использования.

Иными словами, не владея собственными вычислительными ресурсами, клиент может задействовать их для решения задач компании из любой точки на планете, в любое время и в любом объеме.

Чаще всего с помощью «облаков» клиенты решают проблему хранения большого объема данных. Облачные хранилища позволяют дистанционно накапливать, хранить и обрабатывать любое количество информации без приобретения дорогостоящего оборудования и лицензий на ПО. Такой сервис востребован индивидуальными предпринимателями (дизайнерами, маркетологами, программистами, HR-специалистами), предприятиями малого и среднего бизнеса в первую очередь в сферах экономики с высокой конкуренцией:

  • розничная торговля, в том числе реализация товаров повседневного спроса (38% рынка — по данным Forrester Research)[3];
  • логистика и транспортные услуги (12% рынка);
  • медиакомпании и СМИ (10% рынка);
  • цифровая экономика и телекоммуникационные компании;
  • кредитно-финансовый сектор;
  • секторы ТЭК и ЖКХ;
  • малые и средние производственные предприятия;
  • медицина и фармацевтика.
На заметку
Согласно экспертным прогнозам[4], основными драйверами развития рынка облачных сервисов в России станут субъекты малого и среднего бизнеса. Облачные технологии позволят им существенно сократить расходы на материально-техническую базу и обеспечат гибкость в управлении ресурсами.

Объем данных

Рис. 1. Объем данных в бизнесе разного масштаба (международное исследование IDG Enterprise Data & Analytics Survey, 2016)

Любопытно
Потребности российского бизнеса в объемах облачного хранилища выглядят примерно следующим образом:
  • фрилансеры — 50–200 Гб;
  • малое предприятие — 200–5000 Гб;
  • средний бизнес — 5–100 Tб;
  • крупный бизнес — от 100 Tб.

Возможности облачных хранилищ

Говоря об облачных хранилищах, многие оценивают их возможности по объему задействованной памяти, но это далеко не единственный параметр, характеризующий сервис. Стоит также брать во внимание:

  1. Скорость обмена информацией (загрузки/выгрузки файлов) между локальными серверами клиента и облачным хранилищем.
  2. Максимальный объем передаваемых файлов (обычно от 5 Гб до 5 Тб).
  3. Степень защищенности передаваемых и сохраняемых данных.
  4. Интеграцию и совместимость облачного хранилища с различными программными и аппаратными платформами, базами данных (реляционными, NoSQL), а также поддержку различных протоколов (OpenStack Swift, Amazon S3, RBD).
  5. Тип организации облачного хранилища:
    • файловое хранилище (file storage option) — подходит для мультимедийных массивов или личных каталогов пользователей, крупных репозиториев контента, среды разработки;
    • объектное хранилище (object storage option) — подходит для импорта неструктурированных данных (например, медиафайлов и веб-материалов) из других хранилищ с целью аналитики, миграции данных, резервного копирования, архивации;
    • блочное хранилище (block storage option) — подходит для обработки массивов финансовой и иной информации, требующей сложных вычислений, для размещения ERP-систем, а также для любых часто перезаписываемых данных;
    • агрегатное хранилище (aggregate storage option) — вариант блочного хранилища, подходит для компактного хранения информации, которая не требует масштабных перезаписей.
  6. Прочие возможности (дополнительный функционал):
    • автоматическая синхронизация данных, в том числе посредством WebDAV;
    • совместная работа над документами несколькими пользователями и автоматическое создание версий файлов;
    • разграничение прав/уровней доступа к файлам и папкам;
    • сохранение удаленных файлов и максимальные сроки их восстановления (обычно 30–180 дней);
    • встроенные программные клиенты, модули и сервисы: мастер создания и редактирования документов, медиаплеер, CRM и ERP-модули, функции аналитики, почтовый клиент;
    • вычисления: виртуальные контейнеры, развертывание web-приложений, балансировка (load balancing) и автомасштабирование нагрузки (auto scaling), система управления событиями, структурирование и систематизация больших массивов разобщенной информации;
    • брендирование интерфейса;
    • техническая поддержка 24/7: по e-mail, телефону, в режиме реального времени по чату и пр.
  7. Гарантии отказоустойчивости и сохранности данных, подкрепленные финансовыми обязательствами — страхование ответственности провайдера перед клиентом.

В зависимости от комбинации и объема вышеперечисленных характеристик поставщики облачных сервисов формируют для клиентов свои стандартизированные или персонифицированные предложения — облачные продукты и решения. Причем последние становятся все популярнее ввиду их неоспоримых преимуществ:

  • обеспечение глобального доступа к данным из любой точки мира и с любого устройства с выходом в интернет;
  • гибкое управление неограниченным пространством для хранения информации, объем которого определяется текущими потребностями бизнеса и рабочими нагрузками;
  • более высокая защищенность данных от технических сбоев, человеческого фактора, диверсионных вторжений и попыток хищения;
  • бесперебойность доступа к информации благодаря обязательному применению строгих IТ-стандартов в дата-центрах (ЦОДах) и, как следствие, — обеспечение непрерывности бизнес-процессов;
  • возможность выбора между публичным, частным или гибридным хранением информации с различным уровнем контроля над управлением данными;
  • совместная работа над документами большого числа сотрудников с разграничением прав их доступа к информации;
  • мгновенный обмен большими объемами данных между географически распределенными офисами;
  • возможность интеграции облачного хранилища с многочисленными сервисами;
  • доступ к мощным вычислительным ресурсам для обработки, структурирования и систематизации больших массивов разобщенной информации;
  • отсутствие необходимости в постоянных инвестициях в модернизацию, расширение, обслуживание систем хранения данных и связанную с этим IТ-инфраструктуру и, как следствие, — высвобождение средств на разработку и внедрение инноваций, оптимизация капитальных расходов и операционных затрат в целом;
  • ускорение запуска новых коммерческих проектов и вывода их на рынок.
  • оплата только реально использованных ресурсов.

А есть ли минусы у этого сервиса? Есть, но большинство из них носят иррациональный, психологический характер. Например, согласно проведенному порталом TAdviser.ru в 2017 году опросу[5], препятствием для перехода к «облаку» многие называют риски, связанные с потерей контроля над управлением данными, с утечкой или утратой информации. Другим барьером может являться неприятие «облачных услуг» IТ-персоналом, который иногда воспринимает такое делегирование как угрозу собственному авторитету. Иногда мешает внедрению облачных технологий непонимание их преимуществ руководством, которое либо проводило оценку перспектив перехода в «облако» некорректно, либо просто базируется на собственных ощущениях, вовсе не прибегая к финансовым расчетам.

Есть и объективные сдерживающие факторы, такие как предписания регуляторов финансового рынка, вводящие определенные ограничения на миграцию данных в «облака». Отдельные компании считают достаточно высокой стоимость перевода данных в «облако», несмотря на то, что это одноразовые затраты. Другой проблемой для миграции данных в виртуальную среду целый ряд представителей малого бизнеса считает неудовлетворительное качество так называемой последней мили[6], т.е. нестабильное интернет-соединение между офисами компаний и узлами местных провайдеров, которые должны обеспечивать надежность и бесперебойность работы каналов передачи данных на пути от клиента к облачному хранилищу.

Между частным и публичным: какое облачное хранилище выбрать

Если возможности облачных хранилищ кажутся вам привлекательными, настало время определиться, какое хранилище выбрать. В зависимости от финансовых возможностей и потребностей облачные вычисления могут использоваться в различных вариантах развертывания:

  • частные облака;
  • публичные облака;
  • гибридные облака.

Поговорим подробнее о каждом варианте.

Какое хранилище выбрать

Частное облако

Использование частного облака представляет собой аренду сервиса и инфраструктуры в условиях частной сети и полностью выделенного виртуального ресурса. Плюсы такой конфигурации следующие:

  • возможность собственноручно управлять облачной средой с высокой доступностью к физическим ресурсам и настройкам виртуальной платформы;
  • более высокая степень защиты данных за счет одиночного потребления сервиса в этой сети;
  • более высокая производительность;
  • эластичная и быстрая масштабируемость ресурсов.

Минусами частного облака считают существенные затраты на внедрение и обеспечение функционирования ресурса после запуска проекта. Кроме этого, даже у частного облака есть ограничение объема. Если на определенном этапе его ресурсов будет недостаточно, то возникнут новые траты. Еще один существенный минус — это риск утраты работоспособности ресурса. Поскольку управление инфраструктурой «облака» идет изнутри (т.е. силами самого клиента), то этот риск значительно выше, чем при работе с публичным облаком.

Исходя из описанных характеристик, частное облако может быть интересно представителям крупного бизнеса, которым важно сохранить максимальную безопасность и конфиденциальность, перенаправить расходы на «железо» в другие сферы бизнеса, например, на развитие и запуск новых продуктов.

Публичное облако

Представляет собой аренду виртуальных сервисов и инфраструктуры поверх Глобальной сети.

Поскольку затраты на обеспечение работы «облака» делятся на всех пользователей, то этот вариант хранилища является самым экономичным. Начать работу в публичном облаке может любое частное лицо или компания. Для этого необходимо лишь устройство с выходом в интернет. Подключение ресурсов и доступа происходит в течение нескольких минут. Вместе с этим, среди минусов публичного облака выделяют:

  • отсутствие возможности клиента повлиять на работоспособность ресурса;
  • зависимость работы в «облаке» от качества интернет-соединения;
  • более низкая, по сравнению с частным облаком, защищенность данных.

Публичное облако оптимально подходит компаниям малого и среднего бизнеса, которые не имеют возможности содержать собственный IТ-отдел. При этом сотрудники такой компании коллективно используют одни и те же приложения, например, электронную почту. Актуально публичное облако и для тех организаций, которые временно нуждаются в тестировании программы или приложения, для размещения интернет-проектов, аппликаций и как вспомогательный ресурс для реализации различных бизнес-задач.

Гибридное облако

Современный вариант, объединяющий в одну сеть локальные ресурсы и публичный облачный сервис. Совокупность возможностей двух технологий превращает его в удобный и гибкий инструмент для различных целей. Гибридное облако позволяет клиенту не отказываться от работоспособного оборудования и сохранить за собой право самостоятельно управлять наиболее важными процессами.

Такая конфигурация является компромиссом для тех, кто сомневается в безопасности облачных сервисов: компании могут постепенно выводить из собственного управления наименее значимые элементы и одновременно оценивать преимущества облачного решения.

Гибридное облако удобно компаниям, нагрузка на IТ-сервисы которых возникает волнообразно, например, при ведении сезонного бизнеса, а также при потребности одноразово протестировать программу или обработать большое количество данных. Кроме того, для бизнеса с капиталоемкой собственной IТ-инфраструктурой гибридное облако можно назвать обязательным этапом при переходе к публичному облаку.

Среди недостатков гибридного облака следует отметить:

  • снижение конфиденциальности по сравнению с возможностями частного облака;
  • потребность в дополнительных тратах на развертывание технологии при запуске проекта;
  • оставление части функций по управлению ресурсами в руках клиента, что может от него потребовать привлечения новых опытных IТ-сотрудников или повышения квалификации существующих.
Это важно!
Специалисты в сфере облачных решений при выборе подходящего для компании вида «облака» советуют придерживаться нескольких критериев:
  • бюджет;
  • безопасность;
  • степень контроля над оборудованием;
  • допустимость простоев;
  • соответствие индивидуальных условий запросам компании[7].

Как же выбрать подходящую облачную конфигурацию? Специалисты предлагают искать «облако», оптимальное по соотношению цены и качества предоставляемых технических ресурсов.

Определите для себя, какое значение для вашей организации имеет безопасность данных. Если вы работаете с конфиденциальными данными, от которых зависит само существование бизнес-процессов, то следует предпочесть частное облако публичному.

Ответьте на вопрос, насколько важен для вашего бизнеса контроль над вычислительными мощностями. Если на этой функции завязана эффективность вашей работы — откажитесь от публичного облака и попробуйте, например, гибридное.

Предположите, что вы не сможете силами своей компании распределять нагрузку на ресурсы и обеспечивать доступность сервиса для пользователей хотя бы на несколько минут. Если эта ситуация представляет угрозу для вашего бизнеса — выбирайте публичное облако.

Пройдитесь по перечню плюсов и минусов описанных выше моделей развертывания систем облачных вычислений, смоделируйте реальные ситуации и вы, определенно, сделаете правильный выбор.

Варианты организации

Если после анализа плюсов и минусов разных типов «облаков» решение сделано в пользу публичного или гибридного, предстоит определиться с вариантом организации сервиса. Сегодня доступны такие сценарии использования «облаков»:

  • SaaS — программное обеспечение как сервис;
  • PaaS — программная платформа как сервис;
  • IaaS — инфраструктура как сервис;
  • комбинации решений, перечисленных выше.

По данным исследования, проведенного совместно SAP СНГ и Forrester Russia, с 2017 по 2020 год активнее всего будет расти незаслуженно обделенный в настоящее время формат PaaS — 36,56%. Прирост ниже среднего покажет самый объемный сейчас сегмент отрасли SaaS— 21,65% и чуть менее крупный IaaS — 18,07%[8] (рис. 2).

Прогноз темпов роста

Рис. 2. Прогноз темпов роста различных сегментов рынка облачных услуг

SaaS — программное обеспечение как сервис

В этой модели клиенту предоставляется в аренду программное обеспечение, доступное через веб-приложение и управляемое поставщиком услуг. Такой способ организации гарантирует исключительно лицензионное ПО и сокращение периодических затрат. SaaS привлекателен для клиентов, которые не имеют возможности или необходимости инвестировать в собственную программно-аппаратную платформу — в развертывание, внедрение, поддержку и обновление ПО. Услуга интересна для владельцев бизнеса фактически во всех сферах экономики, где применяются корпоративные программы общего доступа (Microsoft Office, 1C, SAP, CRM) для управления учетными записями, аналитикой, организацией видео-коллов и для реализации других задач. Модель организации имеет следующие минусы:

  • она не подходит для реализации нестандартных и инновационных решений;
  • клиент выбирает одного разработчика на длительный период времени, что снижает мобильность и гибкость в последующем выборе услуг;
  • есть риск несовместимости и ограничения функционала веб-сервисов;
  • доступность и работоспособность ресурса зависит от качества интернет-соединения;
  • безопасность хранения данных целиком и полностью зависит от компетентности и ответственности поставщика услуги.

PaaS — программная платформа как сервис

Услуга PaaS предоставляет доступ к целостной платформе приложений для многопользовательских облачных сред в сочетании с управляемыми сервисами облачной инфраструктуры. Основной потребитель решения — разработчик программного обеспечения, в арсенале которого появляются все необходимые инструменты и сервисы для создания, настройки, тестирования, развертывания, управления и обновления веб-приложений. Такой способ организации доступен и выгоден зрелой самостоятельной компании из сегментов среднего или крупного бизнеса.

Основная сложность в работе на PaaS состоит в необходимости шифрования потоков информации между разработчиком и провайдером услуги, что, в свою очередь, ведет к повышенным нагрузкам на вычислительные мощности и дополнительным расходам.

IaaS — инфраструктура как сервис

Представляет собой стандартизированный высокотехнологичный продукт, дополненный сетевыми функциями и средствами хранения данных. Плюсы IaaS — это, конечно, оплата по мере использования ресурсов, надежность, защищенность, возможность совершенствования уровня оказания услуги. IaaS выгодна:

  • начинающим компаниям, которые еще не уверены в необходимости вложений в собственное «железо»;
  • клиентам, у которых потребность в IТ-ресурсах ощущается волнообразно;
  • предпринимателям, бизнес которых быстро меняется, а с ним — потребность в IТ-инфраструктуре;
  • клиентам для разового тестирования нового направления деятельности.

Среди минусов IaaS как услуги специалисты выделяют постоянную привязку к интернет-соединению, зависимость от поставщика услуг, а также возможность простоев в связи с неработоспособностью сервисов. Кроме того, в рамках IaaS потребители услуги могут и должны самостоятельно управлять и обеспечивать безопасность операционных систем, приложений и контента, что делается обычно посредством API.


Итак, подходящий вариант организации облачного сервиса определяют вид деятельности компании и характер ее потребности в IТ-ресурсах. Хотите правильно выбрать сценарий использования облачных сервисов — ориентируйтесь на бюджет компании, «ценность» используемых данных, последствия простоев и учитывайте важность обладания контролем над сервисом.