Строительство торговых комплексов: «умные» инвестиции
Рынок торговой недвижимости сформировался в России за последние 12-15 лет, но несмотря на видимое количество торгово-развлекательных центров он все еще далек от насыщения. Растущий уровень жизни и объемов потребления диктуют свои правила, поэтому строительство новых торговых центров по-прежнему актуально.
Динамично развивающийся рынок
В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, торговый оборот формируют не только местные жители, но и приезжие, поток которых неуклонно растет. Бурное развитие многих городов и строительство новых районов, отдаленных от центра, требуют создания инфраструктуры, в том числе и возведения торговых центров.
В то же время конкуренция вынуждает владельцев крупных торговых площадей прилагать усилия для повышения привлекательности и увеличение уровня комфортности ТЦ. Концепция «рынка под крышей» уже давно не соответствует пожеланиям покупателей. Все это приводит не только к увеличению количества торговых центров, но и к повышению их качества.
По оценкам экспертов, рынок торговых центров в городах-миллионниках будет расти еще много лет. Но при строительстве ТЦ нужно учитывать нормы и требования не сегодняшнего, а завтрашнего дня, иначе в конкурентной борьбе не выстоять.
Главное – правильно выбрать концепцию
Перед началом строительства торгового центра нужно очень тщательно продумать, что именно новая точка будет предлагать посетителям, какие услуги могут быть востребованы. Исходя из этих данных, можно искать потенциальных арендодателей, инвесторов, покупать землю под строительство и приступать к разработке проекта.
Предварительные исследования рынка играют огромную роль. Строительство торгового центра требует разработки маркетинговой стратегии и позиционирования, всесторонней оценки рентабельности каждой функции торгово-развлекательного центра, анализа таких аспектов, как расположение, конкурентоспособность и настроения покупательской среды.
Выбор концепции торгового центра – один из самых важных шагов, именно это решение определяет шансы ТЦ на успех. Оно также влияет на выбор расположения и архитектурные особенности здания. Размытая концепция или ее полное отсутствие – основная ошибка девелоперов. Такие факторы, как неразумная планировка, неверное расположение фуд-корта, несоответствие площади центра товарообороту и количеству посетителей, недостаток парковочных мест, могут «похоронить» новый проект в считанные месяцы.
Существует классификация концепций торговых центров. Самая простая из них основана на количестве магазинов и наличии либо отсутствии дополнительных развлечений.
Мономагазины, то есть магазины, в которых представлена только одна марка, торговыми центрами в строгом значении этого слова считаться не могут и, по мнению многих специалистов, такая концепция постепенно отходит в прошлое.
Мультиторговые комплексы, которые были так популярны в начале 2000-х, все еще встречаются, и их количество велико. Однако торговый центр, собравший под своей крышей много торговых точек разных марок, но не предлагающий клиентам ни возможностей для отдыха, ни дополнительных сервисов в условиях жесткой конкуренции обречен.
Люди ходят в торговые центры не только для того, чтобы сделать покупки или воспользоваться определенными услугами – они также хотят развлекаться, хорошо проводить время и встречаться с друзьями. Такие требования и породили самый востребованный вид торговых комплексов – торгово-развлекательные центры. Помимо магазинов в них также присутствуют кафе, рестораны и фуд-корты, салоны красоты, детские комнаты, кинотеатры, боулинг и другие возможности для отдыха и развлечений. Торгово-развлекательные центры – самый прибыльный и перспективный вариант.
Этапы строительства торгового центра
Чтобы создать успешный и прибыльный торговый центр, требуется сотрудничество специалистов разных специальностей: от маркетологов и экономистов до архитекторов и строителей. Проектирование и строительство торговых комплексов – очень сложная задача. Ведь еще на «бумажной» стадии необходимо учесть множество факторов: распланировать покупательские потоки, создать наиболее комфортные условия – как для посетителей, так и для арендаторов, продумать нюансы эксплуатации.
Весь процесс строительства от закладки фундамента до «разрезания ленточки» в среднем занимает около двух лет. Как правило, торгово-развлекательные центры окупаются в течение нескольких лет – разумеется, если все предварительные расчеты и исследования были проведены корректно и правильно интерпретированы.
Строительство торговых зданий включает в себя несколько этапов. Рассмотрим основные из них:
- Разработка концепции. Она включает в себя проведение маркетинговых исследований, которые должны определить, какие именно услуги и товары будут интересны потенциальным покупателям. Вместе с этим рассчитываются затраты на строительство торгового центра, определяются технические характеристики постройки.
- Выбор места. Место для строительства торгового центра определяется его концепцией, размерами и бюджетом. Важное условие – доступность, так как в слишком отдаленный торговый центр привлечь посетителей будет непросто. Необходимо также учитывать уровень развития инфраструктуры района и конкурентное окружение.
- Разработка проекта. На данном этапе разрабатывается архитектурный проект, определяется общий вид и особенности планировки торгового центра и прилегающей территории, подготавливается весь пакет необходимых для начала строительства документов.
- Подготовительный этап. Перед тем, как начинать строительство торгового центра, нужно подготовить площадку – очистить ее, провести при необходимости дренаж почвы, организовать временные коммуникации и подъездные дороги, соорудить подсобные помещения для строителей и подвезти материалы.
- Строительство. Это самый сложный и долгий этап, во время которого необходимы совместные усилия множества людей. От укладки фундамента до работ по внутренней и внешней отделке могут пройти месяцы, и сроки постройки в первую очередь зависят не от размеров объекта и уровня его сложности, а от слаженности работы команды и правильной организации процесса.
Строительство торговых комплексов предполагает сотрудничество с огромным количеством подрядчиков и точную координацию их работы. Облегчить задачу, сократить строки строительства торгового центра и свести к минимуму количество накладок можно, поручив все работы – от проектирования до постройки – одной компании, обладающей большим опытом в этой сфере.
Новые технологии в строительстве
Эффектные архитектурные решения, удобное расположение, красивый фасад и изысканный дизайн интерьера – это еще не гарантия успешности центра. Ведь требования к торговым комплексам со временем меняются, комфорт и безопасность обретают все большее значение, и использование самых современных технологий при строительстве торговых зданий может стать весомым конкурентным преимуществом.
Особое внимание следует уделить системам кондиционирования и вентиляции, которые будут поддерживать оптимальную температуру и комфортный микроклимат в разных помещениях торгового центра, учитывая их специфику и проходимость.
Организация покупательских потоков также требует инновационного подхода – даже малоэтажный торговый комплекс должен быть оснащен эскалаторами и вместительными лифтами, расположенными в верно выбранных точках.
Нельзя обойти вниманием и такой важный момент, как организация парковки. Самое современное решение – парковка, расположенная в верхней части здания, оснащенная специальными лифтовыми подъемниками «ПСК Содружество». Автоматические парковки позволяют сберечь пространство, расположив большее количество автомобилей на ограниченной площади, а также улучшить внешний вид торгового центра и сделать его более удобным для посетителей.
Сколько стоит ТЦ построить?
Строительство торговых зданий требует значительных финансовых вложений. Но попытки сэкономить могут привести к тому, что реализация идеи будет далеко не такой впечатляющей, как рассчитывал заказчик, а, следовательно, и популярность торгового центра окажется намного ниже, что скажется на сроках окупаемости.
Однако эти цифры могут значительно варьироваться, и приведенные расценки можно рассматривать лишь как ориентировочные.