Таможенная очистка грузов Контакты свой контракт для физических лиц для юридических лиц Запрос Стандарт Лайн
Таможенная очистка грузов Запрос свой контракт для физических лиц для юридических лиц Стандарт Лайн

Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Таможенная очистка груза — обязательная процедура, в просторечии называемая растаможкой, которую должны пройти любые товары при пересечении границы государства или их групп. В силу сложности таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) провести самостоятельно таможенную очистку груза непросто. Для того чтобы пройти эту процедуру быстро, без проблем и задержек, компании зачастую пользуются услугами специализированных организаций — таможенных представителей (агентов). О сложностях и тонкостях процедуры таможенной очистки грузов, ввозимых на территорию РФ и ЕАЭС, — в нашей статье.

Таможенная очистка грузов: что это?

Обычно таможенная очистка груза подразумевает таможенное оформление и уплату таможенных пошлин. Оказанием таких услуг занимается таможенный представитель, или таможенный брокер. Это агент, который вправе от имени и в интересах заказчика совершать любые операции по таможенной очистке.

При пересечении границы груз подпадает под одну из таможенных процедур, перечень которых определен Разделом IV[1] Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск для внутреннего потребления (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и такие таможенные процедуры, как транзит (через территорию Таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и так далее.

Согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 289-ФЗ)[2], при ввозе товаров на территорию РФ из стран, не являющихся членами ТС, декларанту необходимо предъявить таможенному органу предварительные сведения о товарах, используемых транспортных средствах, а также о месте и времени пересечения границы ЕАЭС. При необходимости предоставляются сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы. Затем декларант совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или с их таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ[3], указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, например таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.

Справка

Таможенный союз ЕАЭС (далее — ТС ЕАЭС) предполагает организацию единой таможенной территории для стран-участников, в число которых входят Россия, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы, а также иные меры регулирования при торговле с другими государствами. При взаимной торговле между странами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории ЕАЭС формально действуют упрощенные правила перевозки грузов.

Процедура таможенной очистки при экспорте

При экспорте товаров из РФ декларант или его представитель обязан передать таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьей 89 ТК ЕАЭС[4]. Для каждого вида транспорта в Кодексе приведен перечень документов, в число которых обязательно входит таможенная декларация. Документы также могут быть предоставлены в электронном виде, но таможня вправе в любой момент затребовать оригиналы.

Важно

Сведения, указанные в Таможенной декларации, должны включать перечень наименований товаров, а также их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (система классификации товаров в международной торговле) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. При этом для каждого товара важно определить правильный код, что бывает непросто. Неподготовленный человек может легко ошибиться. А это повлечет весьма неприятные последствия.

После того, как таможенный орган выдал разрешение на убытие товаров, на декларации проставляются соответствующие отметки. Вывоз грузов, имеющих статус товаров Таможенного союза, из РФ в государства-члены ТС осуществляется без ограничений, если иное не установлено международными договорами и законодательством РФ.

Процедура таможенной очистки импортных грузов

Таможенная очистка при импорте в целом схожа с процедурой экспорта. Для прохождения растаможивания необходимо уплатить ввозные таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги. Сделать это нужно до завершения процедуры выпуска товаров в свободное обращение. Кстати, в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) термин «таможенная очистка» чаще всего применяется относительно импорта.

Что касается работы таможенных брокеров, то их деятельность по «растаможке» грузов обычно включает в себя два этапа: подготовительный и собственно таможенную очистку. На подготовительном этапе брокер предварительно анализирует полученные от клиента данные, рассчитывает таможенные пошлины, определяет коды товаров по товарной номенклатуре ВЭД и заполняет декларацию на товары.

Далее агент начинает непосредственное взаимодействие с таможенными органами. Он заполняет транспортные документы, оплачивает сборы, рассчитывает пошлины и налоги. Для выполнения этой работы необходимо всегда быть в курсе изменений таможенного законодательства, которое неспроста считается одним из самых сложных в мире. Поэтому, если вы не уверены на 100% в своих знаниях таможенных процедур, стоит обратиться к брокеру. Как правило, компании, выступающие таможенными агентами, зачастую оказывают услуги по перевозке и «растаможке» в комплексе, под ключ, что крайне удобно для клиентов.

На заметку

К числу ввозных (импортных) таможенных платежей относятся: ввозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы. Вывозные (экспортные) платежи — это вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы. Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в то время как вывозные — Правительством РФ.

Законодательные коллизии и проблемы таможенного оформления

Таможенная деятельность в России регулируется в основном следующими документами:

  • Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)[5].
  • Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6].
  • Законом РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 3 августа 2018 года)[7].

Важно!

Закон № 289-ФЗ потребовался в связи с тем, что в 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. До этого действовал Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[8], отдельные статьи которого остаются применимыми до 2020 года[9].

Последние редакции этих документов созданы в соответствии с современными тенденциями законотворчества, то есть не перегружены деталями и доступны для понимания. Однако, помимо них, выходит большое количество подзаконных правовых актов, писем и методических рекомендаций. Эти документы издаются Федеральной таможенной службой (ФТС), Правительством РФ и другими заинтересованными структурами, в том числе самими таможнями. Именно поэтому в таможенном праве есть немало противоречий, проблем и коллизий, с которыми сталкиваются многие компании, задействованные в сфере экспорта и импорта товаров. Таможенные брокеры, обладая большим опытом в разрешении подобных вопросов, могут поспособствовать тому, чтобы товар клиента прошел таможенную очистку без задержек и проволочек.

К сожалению, довольно часто сотрудники таможенных органов пользуются юридической неграмотностью компаний-участников ВЭД. Например, инспектор может неправомерно отказать в принятии заявленной таможенной стоимости товаров или в оформлении в соответствии с выбранным таможенным режимом. В некоторых случаях у участников ВЭД запрашивают несуществующие документы, иногда же и вовсе возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Наконец, инспекторы могут отказать в приеме декларации из-за малейшей ошибки в документах. Решить подобные проблемы без поддержки специалиста в области таможенного дела не всегда реально.

Как снизить риски при таможенной очистке грузов

Итак, чтобы снизить риски при прохождении таможенных процедур, компания может нанять собственного специалиста в штат или вынести данную функцию на аутсорсинг, то есть обратиться к лицензированному таможенному брокеру. Иметь специалиста в штате актуально только для крупных компаний, которые имеют стабильный поток товаров, подлежащих таможенной очистке. Во всех остальных случаях обращение к таможенному брокеру поможет избежать затрат на содержание штатного юриста и в то же время существенно снизить риски при прохождении таможенных процедур. Последнее особенно актуально при транспортировке товаров, входящих в так называемую группу риска (подлежат более тщательной проверке). Перечень таких товаров регулярно обновляется таможенными органами. Знание актуальной версии закона позволит минимизировать риск попадания товара под такую проверку.

Самостоятельное или непрофессиональное взаимодействие с таможней может повлечь за собой весьма плачевные последствия — от задержек таможенного оформления до получения крупных штрафов и конфискации товаров.

Чтобы избежать рисков при экспорте или импорте товаров, имеет смысл обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании нет специалиста в данной области или если товар приходит на новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов является сложной процедурой с множеством подводных камней, которые могут стать причиной существенных потерь времени и денег. Процесс передвижения всех грузов, поступающих на ту или иную таможню, полностью зависит от работающих там инспекторов, взаимодействие с которыми лучше поручить профессионалам.

К какому таможенному брокеру обратиться?

Мы попросили дать комментарий для наших читателей руководителя компании «Стандарт Лайн» Александра Александровича Березнева, и вот что он нам рассказал:

«Современный таможенный брокер должен знать особенности оформления грузов, прибывающих и отбывающих из любых стран любыми видами транспорта. Кроме того, от него требуется и безупречное знание всех актуальных нормативных документов, и большой опыт практической работы. Только в этом случае он сможет оказывать услуги на высоком уровне.

Компания «Стандарт Лайн» может обеспечить быструю «растаможку» — до восьми часов после получения транспортной документации. Мы работаем с товарами, поступающими авиационным, железнодорожным, автомобильным и морским транспортом. Таможенную очистку производим в аэропортах Домодедово, Шереметьево, Внуково, на станциях Ворсино, Кунцево 2 и Ховрино, на постах Московской и Московской областной таможен, в Балтийской и Новороссийской таможнях. Компания имеет большой опыт оформления фитосанитарных и ветеринарных грузов. Мы также занимаемся международными перевозками и в качестве внешнеторгового агента готовы представлять интересы наших клиентов. Иными словами, если вам необходима отправка или доставка каких-либо товаров, «Стандарт Лайн» может предоставить такую услугу под ключ вне зависимости от географии заказа».

P. S. Уточнить детали можно на сайте компании через форму обратной связи или обратный звонок.

* Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0742/01 выдано ФТС РФ 3 сентября 2018 года.