Внедрение МСФО в организации: цели, плюсы и сложности перехода

Современный мир меняется быстро, и вместе с ним развивается отечественный бизнес. Возрастает необходимость привлечения большего количества инвесторов, в том числе и иностранных. А последние, как правило, заинтересованы в прозрачности и достоверности финансовой информации и отчетности компании, в развитие которой предполагается вложить средства. Удовлетворить такой интерес может только финансовая отчетность, составленная по международным стандартам (МСФО).

Причины и цели внедрения МСФО в России

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это набор документов, которые регламентируют правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия экономических решений[1]Прищепа Л. В., Буряк В. А., Горохов А. А. МСФО и РСБУ: различия и методы сближения. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/.

Россия начала переход на систему МСФО больше двух десятилетий назад[2]Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. URL: https://minfin.gov.ru/. В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всех общественно значимых компаний[3]Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 07.04.2020) «О консолидированной финансовой отчетности». URL: http://www.consultant.ru/. Кто должен публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО? В этот список входят:

  • кредитные организации;
  • страховые компании (за исключением оказывающих услуги обязательного медицинского страхования);
  • клиринговые организации;
  • другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды[4]Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 07.04.2020) «О консолидированной финансовой отчетности». Статья 2. Сфера действия настоящего федерального закона. URL: http://www.consultant.ru/.

Список компаний, которые ведут отчетность по международным стандартам, регулярно увеличивается. Также руководитель предприятия имеет право начать вести учет по МСФО по собственной инициативе. Тем самым он обеспечивает более эффективное управление в компании. Декларируемая цель перехода организации на международную систему бухгалтерского учета — приведение финансовой отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и общемировыми стандартами. МСФО в данном случае становится дополнительным инструментом, который способен помочь привлечь новых инвесторов и клиентов. Кроме того, переход на международные стандарты может быть одним из условий потенциальных инвесторов, чтобы минимизировать возможные риски и неточности в отчетности. При этом нужно учитывать, что использование международных стандартов финансовой отчетности не освобождает организацию от обязанности вести бухгалтерский учет по правилам российского законодательства.

Основные причины перехода компаний на МСФО2

Назовем основные причины перехода компаний на международные стандарты финансовой отчетности:

  • Отличие МСФО от РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета). Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, ей волей-неволей придется составлять отчетность на понятном для всех языке.
  • Недостаток притока инвестиций в Россию. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации является серьезным препятствием для поиска инвесторов. Формирование отчетности в соответствии с международными стандартами позволяет российским предприятиям выйти на зарубежные рынки.
  • Использование МСФО позволяет сократить время и ресурсы для разработки новых правил ведения бухгалтерского учета. Приближение российской системы учета и отчетности к МСФО позволяет решить проблему создания эффективной системы финансовой отчетности.

Важный момент: шаблонов в составлении отчетности по МСФО нет, как и предписаний по ведению первичной отчетности, проводок, планов счетов и других документов. Международные стандарты не устанавливают единых форм отчетов, а лишь регламентируют минимальное количество информации, которое должно быть раскрыто. Главное, чтобы отчетность по МСФО показывала сущность происходящего в бизнесе, а переход должен становиться полезной работой для бухгалтеров и финансистов.

Преимущества введения МСФО в организации

Следует учитывать, что переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В чем заключаются плюсы перехода на МСФО?

  • Финансовая отчетность по международным стандартам способствует повышению конкурентоспособности компании при привлечении финансирования на зарубежных рынках.
  • Такая отчетность отличается высокой информативностью и полезностью для всех заинтересованных лиц.
  • Увеличение числа потенциальных иностранных инвесторов даже в условиях кризиса. Для российских компаний выход на крупнейшие биржевые рынки возможен только при условии использования ими международных стандартов учета.
  • Расширение полномочий и ответственности российских экономистов. Повышение знаний и навыков специалистов приводит к увеличению достоверности финансового учета.

Одним из отрицательных факторов введения стандартов по МСФО для компании является необходимость дополнительных трудовых и финансовых вложений. Организации придется либо вести одновременный учет по РСБУ и МСФО, либо составлять отчетность по российским стандартам и трансформировать ее в международные с помощью профессиональных экспертов.

Проблемы перехода на МСФО

Подготовка к переходу на МСФО

Если компания взвесила все за и против введения МСФО и приняла решение составлять отчетность по международным стандартам, то придется провести подготовительную работу. Подготовка к переходу на МСФО включает следующие моменты:

  • разработка учетной политики;
  • выбор валюты оценки и валюты представления отчетности;
  • анализ корпоративной структуры организации;
  • определение способа трансформации;
  • анализ всех операций компании (это поможет выявить разницу в учете по российским и международным стандартам);
  • расчет входящих остатков;
  • заполнение отчетов.

Вручную такие отчеты по стандартам МСФО подготавливать долго, сложно и неудобно. Поэтому существуют программные приложения, автоматизирующие подготовку и трансформацию отчетности. Но в самых простых случаях возможно использование программы MS Excel. Такой вариант является наиболее распространенным и низкозатратным. При этом основные данные выгружаются из стандартной бухгалтерской системы, например «1С». Встроенные формулы позволяют создавать в Excel отчеты, базы данных, расчетные таблицы разных типов.

В случае выбора в пользу автоматизированных систем учета программа должна подбираться индивидуально, принимая во внимание сферу деятельности компании, учетную политику и другие показатели.

Внедрение МСФО — довольно сложный и многогранный процесс. На каждом этапе необходимо учитывать множество вопросов, но это не мешает компаниям составлять отчетность в соответствии с МСФО. В настоящее время ведение учета по международным стандартам финансовой отчетности интересно организациям, которые пытаются выйти на зарубежные рынки. Такая отчетность позволяет правильно оценить качество работы менеджмента организации и принять экономически верные решения.