Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней — одна из важнейших обязанностей граждан и юрлиц в РФ. Контролирует данный процесс, как известно, ФНС. И она крайне заинтересована в получении всех сведений о том, какие у налогообязанных лиц есть источники доходов — даже если находятся они за рубежом. Такими источниками могут быть контролируемые иностранные компании — КИК. Доход от КИК, который получает резидент, облагается налогом в соответствии с действующим российским законодательством: граждане выплачивают НДФЛ, а организации — налог на прибыль. Поэтому налоговые резиденты, у которых есть компании в других странах, должны каждый год информировать об этом госорганы.

О том, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам, нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК, как это сделать и можно ли перевести иностранную компанию под юрисдикцию РФ, поговорим в статье.

Какие иностранные организации и структуры признаются КИК

Первым делом нужно разобраться, о чем вообще идет речь. Контролируемыми иностранными компаниями могут признаваться зарубежные организации либо структуры — разумеется, тоже зарубежные.

Под организациями, само собой, понимаются юридические лица. Есть определенные признаки, по которым организацию можно отнести к КИК[1]. Фирма будет считаться КИК, если:

  • она зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (то есть ее владелец не платит налоги в России);
  • контролирующее участие в ней принимают российские резиденты, коими могут быть как физлица, так и юрлица.

Чем же тогда от компании отличается структура? Ответ на этот вопрос содержится в статье 11 НК РФ[2]. Там говорится о том, что иностранная структура имеет следующие признаки:

  • создается на основании законодательства другой страны;
  • не является юрлицом, а имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит;
  • ее деятельность сопряжена с извлечением прибыли;
  • имеет бенефициаров — участников или иных лиц, также получающих личную прибыль.

В пункте 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395 можно найти рекомендации, позволяющие определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект[3]. Так, следует в первую очередь ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его с положениями НК РФ и, отталкиваясь от этого, делать вывод о природе субъекта. Если же налогоплательщик затрудняется однозначно отнести КИК к одной из групп, то компания по умолчанию будет считаться организацией.

Контролирующие лица КИК

Как мы выяснили, контролируемой иностранной компанией считается организация либо структура, находящаяся за рубежом, а ее деятельность контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Но что вообще подразумевается под словом «контролируемая»? По сути, контролировать иностранный субъект означает иметь возможность влиять на решения, которые принимаются внутри КИК, связанные с тем, как распределяется прибыль контролируемой иностранной компании.

При этом совершенно неважно, какая у лица степень контроля: в соответствии с разъяснениями из Письма Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303 влияние лица на решения компании может быть любым[4]. Дело в том, что даже с минимальными полномочиями оно может блокировать решения. Таким образом, согласно российскому законодательству такое лицо считается контролирующим.

Если говорить именно об иностранной структуре (которая, как мы помним, не является юрлицом), то здесь под контролем подразумевается возможность влиять на решения того, кто в данной структуре ответственен за распределение активов. При этом важно именно то, зависят ли от российского субъекта решения, касающиеся прибыли структуры и порядка ее распределения. В Письме Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124 можно увидеть, что во внимание принимаются любые вероятные отношения между российским лицом и субъектом, распоряжающимся активами структуры, если благодаря таким отношениям резидент РФ может влиять на распределение прибыли структуры[5].

Говорить о том, что у российского юридического или физлица есть контроль над КИК, имеет смысл, если:

  • его доля участия в зарубежном субъекте — не менее 25%;
  • его доля составляет только 10%, но кроме данного лица в субъекте принимают участие иные резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
  • лицо способно влиять на принимаемые в организации решения, касающиеся распределения ее прибыли.

Контроль над иностранной структурой может быть:

  • у ее учредителя;
  • у другого лица, соответствующего хотя бы одному из перечисленных в статье 25.13 НК РФ условию: имеет право на полный доход структуры или на его часть, может распоряжаться имуществом структуры либо получит его после того, как она прекратит свою деятельность (например в результате ликвидации).

Между тем выделяют ряд случаев, когда резидент РФ не вправе считаться контролирующим КИК лицом.

  1. Если участие субъекта РФ в КИК опосредованное — через российскую публичную компанию. Иными словами, если гражданин связан с российской компанией, а уже та, в свою очередь, — с зарубежной. Соответственно, сам резидент как первое звено в этой цепочке не является лицом, контролирующим иностранный субъект. Это правило, к слову, до 1 января 2029 года не актуально в отношении международных холдинговых компаний.
  2. Субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, при этом одновременно действуют следующие условия:
    • ценные бумаги фирмы допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже из тех, что расположены в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития. В настоящий момент в ее состав входят 36 государств, в том числе страны с ведущей мировой экономикой: США, Германия, Франция, Япония и Норвегия;
    • доля участия лица — не более 50%;
    • процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью.

Кроме того, в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ указаны дополнительные условия — если все они соблюдаются одновременно, учредитель зарубежной структуры не считается субъектом контроля, а следовательно, не обязан ставить ФНС РФ в известность о том, что имеет к ней какое-то отношение. Это будет актуально, если данное лицо:

  • не получает прибыль от структуры;
  • не распоряжается ее прибылью;
  • не имеет прав на ее имущество;
  • не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях, или Кто имеет право признать лицо контролирующим

Согласно действующей редакции НК РФ, есть два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию:

  • добровольный — субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию;
  • принудительный — ФНС узнает о его статусе из других источников.

Как можно догадаться, добровольный порядок является более предпочтительным как для инспекции, так и для самого лица. В первую очередь нужно сообщить (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры[6]. И что важно, необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом — годом, прибыль за который лицо определяет как свой доход.

Согласно Приказу ФНС России от 5 июля 2019 года № ММВ-7-13/338@, в случае, когда российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, в уведомлении ему придется отметить:

  • дату, когда это произошло;
  • наименование самой КИК;
  • регистрационный номер компании (если таковой имеется);
  • ее организационную форму;
  • свою долю участия;
  • данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.

Ежегодное сообщение о КИК выглядит иначе, и сведения в нем указываются иные. Приказом ФНС России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-13/422@ утверждены форма и содержание такого уведомления. Этот документ ФНС принимает в электронном виде, но от физлица также и в бумажном. При заполнении уведомления о контролируемых иностранных компаниях указываются:

  • период, за который отчитывается уведомитель;
  • название КИК;
  • номер ее регистрации, если он есть;
  • форма организации;
  • дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК;
  • день, когда была создана финансовая отчетность за актуальный период;
  • реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности;
  • доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте;
  • основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании;
  • основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

На заметку

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной по причине сложности самой процедуры, а также если из-за ужесточения законодательства в странах присутствия бизнеса КИК теряет свою экономическую целесообразность, это может быть знаком того, что пришла пора вернуться «домой». Сделать это безболезненно для компании и контролирующих лиц вполне реально.

Как мы уже сказали, налоговая может и самостоятельно выяснить, что у лица есть подконтрольная иностранная компания. Если это происходит, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить — сначала направляет требование, чтобы лицо подало уведомление о наличии у него влияния на зарубежную компанию. В таком случае у налогоплательщика есть достаточно времени, чтобы подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях: оно может быть потребовано налоговиками в срок, который не должен быть менее 30 дней с даты получения требования[7].

В течение предоставленного на ответ месяца налогоплательщик вправе:

  • подать уведомление об участии в иностранной организации в принятой форме, удовлетворив тем самым требование ФНС и легализовав свою принадлежность к КИК;
  • предъявить подтверждение того, что не является лицом, контролирующим иностранные компании;
  • доказать, что не знал о своей обязанности ставить ФНС в известность. Такое возможно, если доля уведомителя в зарубежной фирме составляет 10%, а общая доля участия остальных налоговых резидентов РФ в ней в какой-то момент превысила 50% — об этом можно попросту не узнать вовремя.

Можно ли вернуть активы КИК в Россию

Российское законодательство позволяет переводить иностранные компании под юрисдикцию РФ. Для этого введена редомициляция — это, по сути, смена личного закона компании. Порядок процедуры описан в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Стоит отметить в этом отношении, что возврат иностранных активов российских резидентов обратно в РФ с некоторых пор стал общегосударственной задачей — страна взяла курс на деофшоризацию. И важным ее инструментом является амнистия капиталов, которая предполагает добровольное раскрытие сведений об имеющихся у гражданина зарубежных счетах и компаниях. Для этого в ФНС подается специальная декларация в бумажном виде. Порядок проведения амнистии капиталов установлен Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года.

Взамен на добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям и даже по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларируемыми активами. Более того, информация из поданной гражданином декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и даже госорганам, в том числе силового блока. Также налоговая не вправе предоставлять копии декларации никому кроме самого декларанта, даже по запросу суда, МВД или ФСБ.

Всего к настоящему моменту состоялось три волны амнистии, последняя завершилась 29 февраля 2020 года. Пока что перспективы введения четвертой весьма сомнительны. Во время первых двух этапов от граждан не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. К третьей волне требования существенно ужесточились. Чтобы декларацию приняли, а взамен предоставили все обещанные гарантии, заявителям нужно было:

  • репатриировать (то есть перевести) все свои средства со счетов в российские банки;
  • редомицилировать КИК.

И если перевод средств из одного банка в другой — это еще вполне выполнимая задача, то с редомициляцией компании не все так просто. Для выполнения этой процедуры необходимо учитывать множество тонкостей, обладать знаниями международных норм и национального законодательства обеих стран — и той, откуда компания уходит, и Российской Федерации.

Такое серьезное усложнение «правил игры» при декларировании иностранных активов послужило одной из основных причин, по которым третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие[8].


Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект — организация или структура, — о нем необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК ему не избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежной компании можно вернуть на родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого ему придется пройти через репатриацию либо редомициляцию. Чтобы ускорить и упростить процесс, можно обратиться в компанию, оказывающую профессиональную помощь при переводе активов.