Бабушкинский район в Москве

На протяжении всей истории Бабушкинский район считался одним из самых комфортных районов Москвы для проживания. Это так называемый «спальник», где есть вся необходимая инфраструктура, что позволяет прекрасно существовать, не выезжая за пределы района. Конечно, любителям развлечений и ночной жизни здесь будет скучно, но семьи с детьми смогут по достоинству оценить уют и удобства района.

«КП» вместе с жителями и экспертами разбирается, какие же есть преимущества и недостатки жизни здесь.

История района

Современный Бабушкинский район — это лишь небольшая часть некогда подмосковного города Бабушкин. Первое упоминание местности, на которой он располагался, датируется 1339 годом. Уже тогда она носила название «Урочище Погонно-Лосиный остров», которое впоследствии дало имя уникальному парку в Северо-Восточном округе Москвы — «Лосиный остров». Несмотря на близость к Москве, вплоть до конца XIX века это был заповедный уголок с богатой флорой и фауной, которого почти не коснулась рука человека.

В 1883 году в этой местности была построена сортировочная станция «Платформа 10-й версты». Станция стала важным транспортно-железнодорожным узлом на Ярославском направлении.

Лосиноостровская станция была важным транспортно-железнодорожным узлом на Ярославском направлении.
Фото: Сергей КОРОВКИН, commons.wikimedia.org

Чуть позже она получает название «Лосиноостровская». В это же время в ее окрестностях начинается бурная жизнь. Благодаря наличию железнодорожной станции и прекрасной экологической обстановке москвичи активно покупают и арендуют участки под дачи, тем самым решая сразу и дачный, и жилищный вопрос. Многие начинают жить там круглогодично.

Со временем инфраструктура дачных поселков развивается, население растет и поселению присваивается статус города, который сперва носит название Лосиноостровск, а уже затем Бабушкин, по имени известного полярного летчика и Героя Советского Союза.

После завершения постройки Московской кольцевой автодороги в 60-х годах Бабушкин, как и многие подмосковные города, вошел в состав Москвы. В 1968 году официально появился район Бабушкинский, гораздо больший по площади, чем современный.

Те границы, в которых мы видим район сегодня, были очерчены в 1991 году после разделения Москвы на административные округа.

Бабушкинский район на карте Москвы

Описание и фото района

Бабушкинский район располагается в Северной части Северо-Восточного административного округа, но в достаточной удаленности от МКАД.

С одной стороны он ограничен руслом реки Яузы, а с других — улицами Летчика Бабушкина и Менжинского, Осташковской, Кольской и Енисейской улицами и Анадырским проездом. Также часть района проходит вдоль железнодорожной линии Ярославского направления.

Примечательно, что многие улицы района носят «северные» названия.

Бабушкинский район в цифрах

5,07 кв.км — площадь самого района
8 место в СВАО район занимает по площади
88 691 тыс. человек проживают на территории Бабушкинского района

Плюсы

  • Транспортная доступность
  • Много зелёных насаждений
  • Относительно доступные цены на жилье
  • Тихие и уютные дворы
  • Безопасность
  • Детские и спортивные площадки

Минусы

  • Преобладает ветхий жилищный фонд
  • Проблема с парковками
  • Пробки на дорогах

Недвижимость

Бабушкинский район — один из наиболее комфортных районов СВАО для семей с детьми. Здесь прекрасно развито транспортное сообщение, хорошая экологическая ситуация, обилие парков и отличная социальная инфраструктура.

Однако на данный момент большую часть жилого фонда составляют обветшалые «панельки». Все обещает изменить реновация — под снос запланировано порядка 40% домов, что значительно изменит облик района.


Острый дефицит: первичный рынок недвижимости

О том, как обстоят дела на рынке первичного жилья, рассказывает Александр Козлов, коммерческий директор концерна «РУСИЧ»:

— Бабушкинский район — хорошо развитый спальный район столицы. Если говорить о структуре рынка, здесь преобладает вторичное жилье. Первичный рынок на данный момент представлен только одним проектом — апарт-комплексом бизнес-класса.

Большую часть жилого фонда составляют старые панельные дома.
Фото: commons.wikimedia.org

Александра Белоус, президент Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия» также отмечает недостаток предложений на первичном рынке:

— Район выгодно отличает баланс между относительно доступными по цене квадратными метрами и комфортной для проживания социальной экосистемой. Покупают и «вторичку», и «первичку». Другое дело, что новостроек до реновации было относительно немного.


Реновации быть: как меняется рынок вторичного жилья

— В Бабушкинском районе активно растет спрос на покупку квартир во вторичном сегменте, — говорит Руслан Закирьянов, руководитель направления вторичной недвижимости и долгосрочной аренды Авито Недвижимости. — Такой повышенный интерес обусловлен особенностями жилищного фонда, который в основном представлен домами старой постройки. Сейчас здесь появляется все больше новостроек. К тому же жители района одни из первых переселились по программе реновации в новые дома на улице Летчика Бабушкина.

Александр Козлов добавляет:

— Здесь преобладает вторичное жилье, в основном панельные дома. По данным ЦИАН, на сегодняшний день в свободной продаже в границах Бабушкинского района 120 объектов недвижимости, преимущественно это квартиры на вторичном рынке.

По программе реновации были построены новые дома на улице Летчика Бабушкина.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Программа реновации в Бабушкинском районе столицы коснется 94 домов, больше всего объектов под снос на улице Менжинского и на улице Летчика Бабушкина.

Лучшие спальные районы Москвы

Как выбрать наиболее подходящий для себя спальный район Москвы, а также рейтинг топ-10 самых лучших спальных районов столицы, по мнению «КП» и оценкам экспертов.

На любой кошелек: стоимость недвижимости

Эксперты отмечают широкий ценовой диапазон в данном районе. Средняя стоимость за 1 кв.м. будет варьироваться от 180 до 470 тысяч рублей.

— На первичном рынке стоимость однокомнатных квартир начинается от 12,5 млн. рублей, двухкомнатных — от 17 млн. рублей, трехкомнатные продаются от 22 млн. рублей. На вторичном рынке стоимость однокомнатных квартир начинается от 8,5 млн. рублей, двухкомнатных — от 11 млн. рублей, трехкомнатных — от 12,5 млн. рублей, — говорит Александр Козлов.

Задел на будущее: кто покупает жилье в Бабушкинском районе

— В таком тихом, зеленом и интеллигентном районе, как Бабушкинский, обычно селятся семейные пары 30–35+ уже имеющие детей, либо планирующие завести ребенка, так как в районе хорошая социальная инфраструктура, достаточно детских садов и школ. Район будет интересен и более старшему поколению, здесь приятно выйти на заслуженный отдых. Само название располагает к неспешному семейному счастью у родного очага в окружении внуков, — отмечает Александра Белоус.

Спокойный район заинтересует семейные пары с детьми.
Фото: Евгения ГУСЕВА

— Жилье здесь покупают в основном семьи с детьми, поскольку в районе много детских садов, есть престижные языковые школы и гимназии. Также недвижимость пользуется спросом у коренных жителей района, которые родились здесь, знают все преимущества и недостатки местности, но выбирают уже привычную для жизни локацию, — добавляет Александр Козлов.

Инфраструктура 

Транспорт

Здесь действительно хорошая транспортная ситуация. В самом центре района располагается станция метро «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии. Даже из самых удаленных уголков пеший путь до нее займет не более получаса.

Также на границе Бабушкинского и Ярославского районов находится железнодорожная станция «Лосиноостровская» Ярославского направления.

Транспортная ситуация в районе благоприятна.
Фото: Евгения ГУСЕВА

Наземный транспорт в районе развит довольно неплохо, насчитывается уже около 15 маршрутов. На нем удобно передвигаться не только внутри Бабушкинского, но и ездить в более отдаленные районы СВАО — Бутырский, Останкино. Через Бабушкинский район проходит один из двенадцати ночных маршрутов автобусов.

А вот для автовладельцев ситуация не радужная. Основные артерии района — Енисейская улица и улица Летчика Бабушкина — почти всегда загружены в часы пик, что заставляет находить альтернативные пути перемещения.

Промышленность и экология

Бабушкинский район никогда не считался промышленным. На его территории находится Лосиноостровский электротехнический завод и электродепо «Свиблово». Негативно на экологию влияет плотное автомобильное движение.

При этом общая экологическая обстановка в районе считается благоприятной, поскольку в нем много зеленых насаждений, даже можно встретить яблони и вишни, сохранившиеся от «дачного периода».

Медицина

В районе есть несколько взрослых и одна детская поликлиника, но они часто бывают перегружены, из-за чего жителям приходится обращаться в соседние районы. В ближайшее время планируется открытие большой взросло-детской поликлиники, которая должна решить вопрос.

В районе расположена всего одна детская поликлиника.
Фото: Алексей БУЛАТОВ

В районе есть травмпункт и Городская клиническая больница имени А.К. Ерамишанцева. Больница считается одной из передовых в Москве, здесь работают высококвалифицированные специалисты. С платными клиниками ситуация получше.

Образование

С образовательными учреждениями ситуация более, чем приятная. Здесь функционирует три общеобразовательных комплекса, в которые входят 10 школ и 15 детских садов, несколько из них со специальным уклоном. Некоторые школы периодически занимают высокие места в рейтинге лучших школ города.

Для детей различных возрастов представлен неплохой выбор центров дополнительного образования и спортивных секций.

В районе функционирует множество образовательных учреждений, часть из них — со специальным уклоном.
Фото: Евгения ГУСЕВА

В районе находятся Первый Московский Образовательный Комплекс и Суворовское училище.

На территории Бабушкинского района расположены вузы: Московский пограничный институт ФСБ России, Факультет подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Академия социального управления. 

Магазины и торговые центры

На границе района, рядом с железнодорожной станцией «Лосиноостровская», есть рынок, где всегда можно найти свежие фрукты, овощи и многое другое. Рынок славится качеством продуктов и демократичными ценами, поэтому туда за продуктами зачастую приезжают жители соседних районов.

На местном рынке всегда можно найти свежие фрукты и овощи.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В достаточном количестве есть «сетевики» среднего сегмента, характерные для спальных районов.

В районе есть несколько ТЦ, но достаточно примитивного уровня — это еще одна отличительная черта спального района. Но вопрос решает доступный транспорт.

Развлечения

Несмотря на удаленность от центра и статус «спальника», в Бабушкинском районе есть много разных способов провести досуг.

На окраине, в неприметном для глаз месте, в трех минутах ходьбы от станции «Лосиноостровская», стоит старый особняк второй половины XIX века. Это Московский государственный историко-этнографический театр, который был создан в 1988 выпускниками Щепкинского училища. До 1997 года он являлся подразделением Малого театра.

Московский государственный историко-этнографический театр располагается в особняке второй половины XIX века.
Фото: commons.wikimedia.org

Далеко не все жители района знают, насколько уникальное место существует прямо у них под боком. Театр сочетает в себе классическую драматургию и фольклор, потрясающую игру актеров и этнические костюмы.

В Бабушкинском районе недавно отреставрировали кинотеатр «Вымпел», существующий еще с советских времен. Кинотеатр осовременили, но при этом сохранили дух прошедшей эпохи. В другой части района находится еще один кинотеатр в торговом центре. В этом же ТЦ для любителей более активного отдыха есть боулинг и лазертаг.

В зимнее время для жителей функционирует бесплатный каток на ул. Чичерина,8, оборудованный теплыми раздевалками, прокатом и кафе.

В зимнее время на улице Чичерина оборудуют бесплатный каток.
Фото: vk.com/public173866551

Ресторанов высокой кухни в районе вы не найдете, но приятно провести вечер всегда можно в одном из сетевых заведений средней ценовой категории или в локальной кофейне.

Парки

Вдоль всей северо-западной границы тянется самый главный парк района — сквер по Олонецкому проезду в долине реки Яузы. Площадь его составляет почти 30 гектаров. После реконструкции в сквере появились дорожки, мосты, детские, спортивные площадки, места для воркаута и для игры в баскетбол и волейбол, большой теннис, скейт-парк и площадка для выгула собак.

В сквере по Олонецкому проезду построены детские и спортивные площадки.
Фото: skver-olonets.bapark.ru

Ближе к Юго-Западной границе района в 2007 году появился очень необычный сквер «Знаки зодиака», выполненный в астрологической тематике, фигуры для которого московский скульптор создавал из металлолома.

Еще один сквер, с интересным названием «Красная дорожка», пролегает вдоль улицы Искры. Сквер был назван так местным населением из-за асфальта красного цвета. Еще в конце 70-х годов здесь сохранялись частные постройки с вишневыми и яблоневыми садами. В связи с необходимостью возведения многоэтажных домов большая часть всех насаждений была уничтожена. То, что от них осталось, до сих трепетно охраняется жителями. 

Совсем молодой сквер с площадками для детей разных возрастов, спортивными объектами и зоной выгула собак был открыт в 2018 году на Верхоянском проезде.

Лучшие районы Москвы для проживания

Выбрать комфортное жилье в Москве, которое отвечало бы всем вашим требованиям и было бы доступно по цене, довольно сложно. Начать стоит с выбора района. Мы предполагаем, что наши покупатели — люди семейные и работающие. И при этом не олигархи. Поэтому в рейтинг мы включили столичные районы, где, по мнению опрошенных «КП» экспертов рынка недвижимости, наиболее удобно жить и где реально купить комфортное жилье по относительно доступным ценам.

 Спорт

У жителей есть прекрасная возможность совершать пробежки и делать упражнения на открытом воздухе. На Олонецком проезде можно найти физкультурно-оздоровительный комплекс «Яуза» с бассейном. Также в районе открыто несколько фитнес-клубов разного масштаба и ценовой категории, оснащенных современным оборудованием и всем необходимым для комфортных тренировок.

Для жителей района открыто несколько фитнес-клубов разной направленности.
Фото: pixabay.com

Недавно были отремонтированы четыре межшкольных стадиона и построен один новый с площадками для волейбола, футбола и баскетбола. Пользоваться ими могут все желающие.

Отзывы риэлторов

Александра Белоус, президент Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия»:

— Бабушкинский является очень зеленым и уютным «спальником». Здесь расположены несколько крупных живописных скверов, где можно гулять. Довольно хорошо развита транспортная и социальная инфраструктура. Район идеален для проживания пожилых людей и семей с детьми. Он довольно тихий, спокойный и социально благополучный. Единственный минус, на мой взгляд, — далековато от центра и не очень много мест для культурного досуга. Но наличие автомобиля и хорошо развитый общественный транспорт легко нивелируют эти недостатки.

Александр Козлов, коммерческий директор концерна «РУСИЧ»:

— В Бабушкинском районе хорошо развита социальная и транспортная инфраструктура. В нем достаточно детских садов и школ, две из которых с углубленным изучением языков, есть развивающие и досуговые центры для детей и подростков и даже несколько вузов. Открыты небольшие спортивные клубы и сетевые фитнес-центры. В парках в теплую погоду проходят творческие и спортивные занятия для детей и взрослых, а в зимнее время работает каток. Из недостатков района — сильно загружены взрослая и детская поликлиники.

Отзывы жителей

Юлия, 40 лет, пресс-секретарь ГК «Кабош»:

— Мы выбрали этот район из-за цен на жилье — здесь они оказались ниже, чем в других, сходных по доступности к центру Москвы, районах. В Бабушкинском есть все, что нужно для жизни семьи: магазины, поликлиники, парки и зоны отдыха, детские площадки. До центра Москвы легко добраться на метро. Общественный транспорт ходит с интервалом 5–7 минут.

Один из главных плюсов района — его близость к центру и ВДНХ, большое количество парков и относительная экологичность. Среди минусов — район сейчас активно перестраивается, сносятся пятиэтажки, уходят тихие дворики с бабушками на лавочках и все застраивается так называемыми «человейниками», через год-два его будет не узнать. 

Анна, 25 лет, PR-менеджер компании Pressfeed:

— Я не выбирала этот район, просто переехала к своему молодому человеку. Но район обожаю! До жизни в Бабушкинском я жила в центре на Новокузнецкой и могу сразу отметить, что тут гораздо больше зелени, чем в центре. В этом районе много парков и скверов, за которыми ухаживают, есть река Яуза, где водятся утки. С точки зрения инфраструктуры район очень удобен — здесь несколько школ, больница, супермаркеты разных категорий, рынок. Есть МФЦ, почта, постаматы. Есть кафе и кофейни. Единственное, чего мне не хватает — это крафтовые бары.

С точки зрения транспортной доступности всё прекрасно — есть метро, трамвай, который идет до ВДНХ, автобусы.

Районы Москвы

Вместе с экспертами мы выбрали для вас наиболее перспективные районы Москвы, где лучше купить недвижимость. Учитывались и выгодность покупки, и комфортность жизни в будущем.

Как добраться

Самолет
В Москве четыре аэропорта. Все международные, но принимают рейсы из России. Добираться до воздушных гаваней, кроме «Жуковского», удобно на «Аэроэкспрессе» — вариант не самый дешевый, по сравнению с автобусами и маршрутками, зато спасает от столичных пробок.
«Шереметьево» находится на севере от Москвы, в 11-16 км от МКАД (в зависимости от терминала). «Аэроэкспресс» в «Шереметьево» ходит с Белорусского вокзала каждые 30 минут, время в пути 35-40 минут. Если ваш рейс улетает из нового терминала В (а туда сейчас перевели многие внутренние рейсы), надо будет еще проехать на автоматическом подземном поезде. Они ходят с интервалом в 4 минуты, время в пути тоже 4 минуты. Указатели есть, заблудиться сложно. Автобусы и маршрутки из «Шереметьево» довезут до станций метро «Речной вокзал» и «Планерная». Ночной автобус H11 соединяет аэропорт со станциями метро «Войковская» и «Китай-город». На машине — по Ленинградскому шоссе либо по платной трассе М11.
Сайт аэропорта: svo.aerо
«Домодедово» расположен к югу от столицы, в 24 км от МКАД. «Аэроэкспресс» ходит с Павелецкого вокзала каждые 30 минут, время в пути 45 минут. Автобусы и маршрутки довезут до станции метро «Домодедовская». На машине – по автомагистрали А-105.
Сайт аэропорта: dme.ru
«Внуково» находится к юго-западу от мегаполиса, в 13 км от МКАД. «Аэроэкспресс» отправляется с Киевского вокзала каждый час, время в пути 35 минут. Автобусы и маршрутки курсируют между «Внуково» и станциями метро «Юго-Западная» и «Саларьево».
На автомобиле — по Киевскому, Боровскому или Минскому шоссе.
Сайт аэропорта: vnukovo.ru
«Жуковский»
Самый новый из всех столичных аэропортов расположен на юго-западе от столицы, в 26 км от МКАД. Добираться сюда сложнее, чем в другие воздушные гавани: на автобусе от метро «Котельники» (дорога займет не меньше часа) либо электричкой или скоростным поездом «Спутник» с Казанского вокзала до станции «Отдых» (55 и 40 минут соответственно), там надо пересесть на аэропортовский шаттл либо маршрутку (и это еще 15 минут в пути). На машине – по трассе М-5 и Новорязанскому шоссе.
Сайт: zia.aero
Поезд
Ленинградский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Сюда приходят поезда из Санкт-Петербурга, в том числе «Сапсаны», а также Твери, Великого Новгорода, Петрозаводска, Пскова и других городов.
Казанский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Поезда из Казани, Воронежа, Самары, Рязани и других городов.
Ярославский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Соединяет со столицей Архангельск, Ярославль, Вологду и даже Лабытнанги.
Курский вокзал (ст. м. «Курская»). Сюда прибывают составы из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы, а также часть поездов из Санкт-Петербурга.
Белорусский вокзал (ст. м. «Белорусская»). Поезда из Минска, Смоленска, Калининграда.
Павелецкий вокзал (ст. м. «Павелецкая»). Железнодорожные маршруты из Астрахани, Волгограда, Тамбова, Саратова.
Киевский вокзал (ст. м. «Киевская»). Сюда приходят поезда из Калуги, Брянска, Киева.
Рижский вокзал (ст. м. «Рижская»). Поезда из Риги и Великих Лук.
Автобус
Автостанция «Центральная» (ст. м. «Щелковская»). Сюда ходят автобусы из Батуми, Варшавы, Владимира, Воронежа, Иваново, Костромы и других городов.
Автостанция «Красногвардейская» (ст. м. «Красногвардейская» или «Зябликово»). Междугородные автобусы из Крыма, Астрахани, Белгорода, Волгограда, Кисловодска, Курска и других городов.
Автостанция «Теплый Стан» (ст. м. «Теплый стан»). Автобусы из Брянска, Дербента, Калуги, а также Беларуси и Германии.
Автостанция «Тушинская» (ст. м. «Тушинская»). Маршруты из Пскова, Санкт-Петербурга, Твери, а также Латвии и Эстонии.
Автовокзал «Южные ворота» (ст. м. «Алма-Атинская»). Сюда прибывают автобусы из Крыма, волжских городов, Грозного, Ростова-на-Дону, а также Грузии.
Автостанция «Варшавская» (ст. м. «Варшавская»). Автобусы из Волгограда, Воронежа, Курска, Липецка, Рязани, Самары и других городов.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2024 год

День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.

На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.

Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…

Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.

В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.

Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.

Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.

МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ

Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.

В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.

Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.

В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.

Остановка десятая.

ДИВЕЕВО: «КУПОЛА
В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ - ЧТОБЫ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛ»

От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.

В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево. 

Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.

Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников. 

Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.

Остановка девятая.

ЧЕБОКСАРЫ: МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И СНОВА ОСТАП БЕНДЕР

Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.

По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…

Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей. 

Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.

Что еще посмотреть

Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).

Остановка восьмая.

КАЗАНЬ: ФРАГМЕНТЫ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!

Мечеть Казань

Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка  (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань. 

Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани. 

Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника. 

Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она  вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы  это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.

Что еще посмотреть

Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).

Остановка седьмая.

ЧИСТОПОЛЬ: ГОРОД НЕРАСКРЫТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.

Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.

Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома. 

Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба. 

До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе  и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…

Что еще посмотреть

Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.

Остановка шестая.

ЛЕНИНОГОРСК: ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД НЕФТЯНИКОВ В ПРЕДУРАЛЬЕ

Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.

О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на  богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.

Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек. 

Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.

Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения. 

Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).

Что еще посмотреть

Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума

Остановка пятая.

БОЛГАР: ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км.  На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем. 

Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи. 

Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.

Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут  чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.

Что еще посмотреть

Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый  большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.

В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.

Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.

Остановка четыре.

МОРОСКИНО: ЖИВОПИСНАЯ ДЕРЕВНЯ ХУДОЖНИКА

Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с  художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.

Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.

Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.

— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.

К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).

Остановка третья.

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК:
ГОРОД НАЛИЧНИКОВ
И ПРОТОТИП ВАСЮКОВ

От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.

Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков  в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.

Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы. 

Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.

Что еще посмотреть

В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.

Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.

Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.

Остановка первая.

ГОРОХОВЕЦ:
ОТ КОГО «ХОВАЛСЯ»
НА ГОРЕ ЦАРЬ ГОРОХ

Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».

В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.

Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.

Что еще посмотреть

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.

В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.

Остановка вторая.

НИЖНИЙ НОВГОРОД:
ГДЕ СМОТРЕТЬ ЛУЧШИЕ
В СТРАНЕ ЗАКАТЫ

Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».

А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.

На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.

Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».

Что еще посмотреть

Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.

Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.

От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева)  и Волгу (справа).

Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия  в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три  года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».