2016-08-24T02:55:20+03:00
КП Беларусь

Спайс в школе. Что делать?

Какие меры помогут в решении тяжелой проблемы
Какие меры помогут в решении тяжелой проблемы.Какие меры помогут в решении тяжелой проблемы.
Изменить размер текста:

Прочитал интервью замечательных писателей Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского, посвященную их новой книге с простым и страшным названием «Спайсы». Я, как и авторы книги, считаю, что это сейчас одна из самых важных и сложных проблем, которую мы должны решать. Кто МЫ? Родители? Учителя? Милиция? Власть? Мы ВСЕ! Не перекладывая ответственность друг на друга, никого не обвиняя, не бросаясь пустыми словами и призывами, а поддерживая и помогая друг другу. И понимая, что простого решения не существует.

Изменять, а не ужесточать законы

Евгения и Андрей точно и подробно описали, что делать родителям. Ни убавить ни прибавить! Я же напишу, каких шагов я жду от властей. Я считаю, что необходимо кардинально изменить Кодекс об образовании и другие законы, касающиеся системы образования. Мне могут возразить, что никакие новые законы не помогут. Вместо этого надо ужесточить наказания за распространение наркотиков. Насколько я знаю, закон и сейчас суров к наркодилерам, что не мешает им заниматься своим делом. Но при этом наше законодательство и система отчетности сейчас таковы, что администрация школ и учителя будут до последнего скрывать правонарушения.

В нашей школе ученик может совершать любые проступки и практически всегда останется безнаказанным. Даже если ученик совершит уголовное преступление, администрация школы сделает все возможное, чтобы его скрыть. Так как в первую очередь за это преступление будет наказан не ученик, а администрация школы и классный руководитель. Мой коллега А.Василевский не только мне, но и в СМИ рассказывал историю, как несколько лет назад забрал во время урока у учеников телефон с видео, где старшеклассники издевались над младшеклассником, вынуждая его заниматься оральным сексом. Дело было спущено на тормозах. Не помогло и обращение в милицию.

Такая ситуация крайне опасна, так как порождает в учениках чувство безнаказанности. Ребенок точно понимает, что его проступок взрослые будут «разруливать» друг с другом. Причем наказаны будут классный руководитель и директор школы, которых как минимум лишат премии. Потому я бы не стал обвинять педагогов в желании скрыть правонарушение. Необходимо решительно изменить законодательство. Педагог должен быть наказан именно за сокрытие правонарушения и поощрен за сообщение о нем. Именно так в 1986 году в СССР была начата борьба с дедовщиной в армии. Командиров перестали наказывать за вскрытие случаев дедовщины в своей части. Более того, за сокрытие такой информации командир серьезно наказывался. Приговоры военных судов по делам о неуставных отношениях оглашались публично в Домах офицеров. И количество, а главное - тяжесть правонарушений сразу же пошли на спад (в 1985 - 1987 я служил в СА и видел это своими глазами).

Положение, существующее в школе сегодня, опасно еще и тем, что педагог кроме всего может не решиться сообщить о преступлении из-за страха перед правонарушителем (например, распространителем наркотиков). Поэтому законодательство должно еще и защищать преподавателя, не испугавшегося сообщить о преступлении.

Вообще, надо отказаться от дурацкой практики наказания классного руководителя за все, что происходит с учеником. Ученик напивается во время летних каникул и попадает в милицию - классный руководитель отзывается из отпуска и наказывается. Я знаю о диком и нелепом стечении обстоятельств, когда утром по дороге в школу ребенка из начальной школы на пешеходном переходе сбивает машина, а вечером одноклассник этого ребенка попадает под колеса машины во дворе своего дома. В обоих случаях дети были травмированы. И в обоих случаях виновными были признаны водители. Однако классный руководитель этих детей была строго наказана и лишена премии директором, который при этом извинился, что вынужден был так поступить в силу существующих нормативных документов.

Каким должен быть Кодекс об образовании

В нынешнем виде Кодекс об образовании является абстрактным документом, имеющим к современной школе весьма отдаленное отношение. Учителям, ученикам и их родителям этот документ неинтересен, и они не знают ничего из того, что в нем записано. Положения Кодекса написаны обще, расплывчато и просто констатируют реальность. По сути, все положения Кодекса можно заменить одной фразой о том, что «Волга впадает в Каспийское море». Невыполнение положений Кодекса не несет за собой никакой ответственности.

Между тем Кодекс об образовании, в котором предельно конкретно были бы прописаны права, обязанности и ответственность всех участников образовательного процесса, очень нужен, так как отношения между учителями, учениками, администрацией школ, родителями учеников значительно отличаются от тех, что были раньше, и нигде сегодня не регламентируются.

В Кодексе необходимо точно и однозначно сформулировать, какие действия должны предприниматься в той или иной ситуации и какие последствия влечет тот или иной проступок. Например, ученик опоздал на урок. Учителя реагируют на это событие по-разному. Кто-то не замечает, кто-то тратит пол-урока на выяснение отношений с опоздавшим на повышенных тонах... Или учитель в туалете встречает курящего ученика. И здесь диапазон реакций - от незамечания до скандала. Во время выяснения отношений ученик может оскорбить учителя, возможна и обратная ситуация. Еще пример. Ученик во время урока играет в игру на каком-нибудь гаджете. В большинстве школ, например, США гаджет в этом случае конфискуется и родителям не возвращается. В наших школах - от незамечания до длительного выяснения отношений. В Кодексе должны быть описаны реальные ситуации и конкретные шаги, которые обязаны предпринимать учителя и администрация школ.

В Кодексе должна идти речь не только о серьезных правонарушениях, но и об обыденных нарушениях дисциплины - срыве уроков, нецензурной брани, курении в здании школы, оскорблениях в адрес окружающих и так далее. Чем точнее и подробнее будут прописаны в Кодексе процедуры поведения сторон в конфликтных ситуациях, тем больше будет позитивный эффект для всей системы образования. Во многих странах, к примеру, за срыв урока или другое грубое нарушение дисциплины ученик отстраняется от учебы в данном классе на один или несколько дней с переводом на занятия со специальным преподавателем (работа которого оплачивается родителями ученика) или на домашнее обучение. Родители в этом случае должны посетить уроки в школе, взять задание у учителя, а на следующий день принести в школу выполненную ребенком работу.

Мы часто смеемся над «тупыми американциами». В интернете можно найти множество, на первый взгляд, диких историй.

Например:

- 13-летний ученик школы недавно был арестован полицией за отрыжку в классе;

- ученик вынужден был раздеться до нижнего белья под наблюдением пятерых взрослых, потому что у него в кармане обнаружили 200 долларов;

- два подростка облили друг друга молоком во время ссоры, их арестовали и отправили в суд;

- один из учеников был арестован полицией за то, что он запускал бумажные самолетики в классе; - 17-летний мальчик был брошен на пол и получил пять разрядов электрошокера за то, что он кричал в столовой на работников; - подросток был вынужден устроиться работать на неполный рабочий день после того, как был оштрафован за нецензурную брань в классе средней школы.

Как правило, в этих и других историях события вырваны из контекста и мы не знаем всего, что предшествовало конфликту. Но обратите внимание на то, что учителя не делают вид, что ничего не произошло («ха-ха-ха, ну порыгал немного на уроке - ничего страшного»), а наоборот, у них есть работающие механизмы реакции даже на незначительные проступки. Наши же учителя абсолютно беззащитны перед хулиганом, сознательно срывающим уроки или издевающимся над одноклассником, и поэтому часто стараются не замечать происходящие в школе безобразия.

Хочу предложить к обсуждению еще один интересный и спорный аспект. Нашим школьникам уже с первого класса много и подробно рассказывают об их правах и о том, как они могут и должны эти права защищать. Однако для детей защита своих прав - своего рода игра, в которой можно изменять правила, чтобы выиграть. Ведь в столь раннем возрасте ребенку гораздо легче понять свои права, нежели свои обязанности, и уж тем более - чем научиться соблюдать права окружающих людей. У детей воспитывается чрезмерная обеспокоенность своими правами и, естественно, пренебрежение правами других. Концентрация внимания детей на своих правах приводит к семейным конфликтам и конфликтам в школе. Ребенок не только знает свои права, он еще уверен, что не будет наказан за проступки. Возможно, именно сочетание этих двух факторов ведет к неадекватному поведению многих школьников.

Что надо сделать, чтобы реальный мир был интереснее виртуального

Но, как справедливо говорят Пастернак и Жвалевский, самой главной является возможность детей посвятить себя учебе, спорту, танцам, музыке, техническому творчеству… Недавно я писал о том, что начинать реформы в образовании надо с радикальной дебюрократизации. Учителям некогда заниматься и общаться с детьми - они все время пишут бессмысленные отчеты и обеспечивают посещение никому не интересных и чаще всего «бездушных» мероприятий. Кроме этого, школа пронизана атмосферой лжи - пару дней назад очередной школьник похвастался мне, что получил 10 по математике за поход в театр и 10 по английскому языку за поход в музей Я.Купалы. Я согласен с писателями в том, что атмосфера скуки, вранья и безделья в большинстве школ является одной из главных причин нарастающей беды.

Очень важно, чтобы дети имели возможность заниматься в разных кружках и секциях. И эти занятия не должны быть финансово обременительны для родителей. Сейчас стоимость одного часа занятий для одного ребенка в спортивной секции или образовательном кружке в Минске находится где-то в диапазоне от 20 000 до 60 000 рублей. Легко посчитать, что если ребенок занят дополнительными занятиями 4 часа в неделю (по-моему, это очень мало, надо хотя бы 8 часов), то родителям это обойдется в сумму от 320 тысяч до 1 млн. рублей в месяц. Добавьте к этому дополнительную оплату за участие в конкурсах, соревнованиях, концертах и т.п. Костюмы, спортивная форма и инвентарь также стоят недешево и оплачиваются, как правило, родителями. А если в семье несколько детей?

У нас почти не осталось бесплатных детских кружков и секций. Поэтому дети из неблагополучных семей, значительная часть детей из неполных семей, да и дети во многих семьях с невысоким уровнем дохода практически лишены возможности заниматься спортом или музыкой. Многие профильные классы с музыкальным, танцевальным, спортивным уклонами закрыты. Последствия этого мы сейчас как раз и наблюдаем. Еще раз процитирую знаменитое изречение Бисмарка: «Государство, которое не хочет строить школы, будет строить тюрьмы».

Если государство не в состоянии финансировать внешкольные занятия детей и подростков, то оно по крайней мере не должно пытаться на этом заработать. Необходимо обеспечить максимально льготное налогообложение и минимальную арендную плату (например, в пустующих во второй половине дня школьных кабинетах) для всех видов дополнительного образования, и не только для школьников. Ведь взрослые также нуждаются в возможности проводить свой досуг интересно и с пользой. К тому же это позволит родителям стать прекрасным примером для своих детей.

Нужно создать все возможные условия, чтобы у детей появилась альтернатива желанию «нырнуть в виртуальный мир с помощью компьютера, сигареты или водки, он будет пробовать все, пока не найдет тот наркотик, который его зацепит».

P.S. Я написал статью в воскресенье, а в понедельник ко мне на занятия пришел почерневший от горя ученик. В воскресенье он был на похоронах своего друга детства. Рассказ ученика о произошедшем даже в деталях совпадал с тем, что недавно произошло с 18-летней студенткой БГУ - отсутствие следов посторонних веществ в анализах крови, разбитое лицо и тело…

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также